Рабочая программа по истории для 7 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида
Рабочая программа по истории для 7 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебники:
История России: учеб. для учащихся 7 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2004.
Количество часов – 68 (из расчета 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Содержание курса истории
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:
- «История нашей страны древнейшего периода»
- «Киевская Русь» . Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.
Кроме того, в каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Ставропольского края.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам/
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события;
- кто руководил основными сражениями.
Уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
- «Распад Киевской Руси»
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества»
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
Содержание программы истории Отечества
7 класс
Введение
История – наука о прошлом. Исторические источники. Наша Родина –Россия. Лента времени.
История нашей страны древнейшего периода
Восточные славяне. Легендарная история происхождения славян. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Славянский пос лок. Основные занятия восточных славян.Рем сла восточных славян. Обычаи восточных славян. Верования восточных славян. Соседи восточных славян. Славянские воины и богатыри. Объединение восточных славян под началом Рюрика. Экскурсия в краеведческий музей г. Тамбова.
Киевская Русь
Образование государства восточных славян – Киевской Руси. Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. Укрепление власти
князя. Крещение Руси при князе Владимире. Княжеское и боярское подворье. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Культура и искусство Киевской Руси. Жизнь и быт людей в Киевской Руси. Искусство древнерусских ремесел. Образование и грамотность на Руси.
Приход к власти Владимира Мономаха. Киевский князь Владимир Мономах. Последние годы великой державы. Лента времени. «Повесть
временных лет».
Распад Киевской Руси
Причины распада Киевской Руси. Образование самостоятельных княжеств. Киевское княжество в XII веке. Владимиро-Суздальское
государство. Господин Великий Новгород. Торговля и рем сла Новгородской земли. Новгородское вече. Русская культура XII-XIII века.
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Монголо-татары. Нашествие моголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Русь под монголо-татарским игом. Рыцари-крестоносцы. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель
Возвышение Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Московско-
Вламирская Русь при Дмитрии Донском. Сергий Радонежский. Битва на Куликовом поле. Значение Куликовской битвы для русского народа. Иван III. Стояние на реке Угре. Укрепление Московского государства.
Повторение за год
Повторение по разделу «Киевская Русь». Повторение по разделу «Распад Киевской Руси». Повторение по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями». Повторение по разделу «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества».
К концу учебного года учащиеся должны знать:
– какие исторические даты называются точными, приблизительными;
– когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
– кто руководил основным сражениями.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях
учебника;
– пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее
составленному плану;
– соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
– пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
– устанавливать последовательность исторических событий на основе
знания дат;
– правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
Распределение учебных часов по разделам курса 7 класса:
№ пп.
Наименование раздела
Кол-во часов
1
Введение в историю
7
2
История нашей страны с древнейшего периода
12
3
Киевская Русь
16
4
Распад Киевской Руси
10
5
Борьба Руси с иноземными завоевателями
10
6
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества
10
7
Повторение
3
Итого
68
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Тематическое планирование
7 класс
№ п\п
Тема
Урока
Кол-во часов
Тип
урока
Цель урока
Основные знания
Основные термины и понятия
Оборудование и материалы
Домашнее задание
Дата
1
Раздел 1. Введение в историю.
История – наука о прошлом
1
Сообщение
новых
знаний
Дать представление об истории как науке
История-рассказ о прошедшем. С.М.Соловьев-из вестный русский историк
История, предки
Портрет С.М.Соловьева
Стр. 6-8
2
Исторические памятники
1
Комбиниро -ванный
Дать сведения о различных исторических источниках
Исторические источники: устные, письменные, вещественные
Исторические памятники, археологи
Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок
Стр. 9-15
3 - 4
Наша Родина – Россия. Моя родословная
2
Комбиниро -ванный
Расширить понятие о Родине, дать сведения о родословной человека
Россия – наша страна. Москва – столица. Генеалогия – родословная.
Родина, Отчизна, генеалогия, имя, отчество, фамилия
Герб, флаг, гимн, портрет президента, карта «Народы Российской Федерации»
Стр. 16 – 23
карта
5
Счет лет в истории
1
Комбиниро -ванный
Научить определять последовательность событий
Дата, обозначение числа, месяца, года какого-либо события
Дата, век, тысячелетие
Лента времени
Стр. 23 - 26
6
Историческая карта
1
Комбиниро -ванный
Научить пользоваться исторической картой
Историческая карта – графическое изображение государства в разные периоды истории
Историческая карта
Физическая карта России, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX –XII вв.»
Стр. 27 – 30,
карта
7
Повторительно – обобщающий урок по теме: Тест «Введение в историю».
1
Обобщение и систематизация знаний
Обобщать и закреплять пройденный материал
Лента времени, карта Российской Федерации
Стр. 6 - 30
8
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода.
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов
1
Сообщение новых знаний
Познакомить уч-ся с восточными славянами, показать единство русских, украинцев и белорусов
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов
Восточные славяне, племена, братские народы
Карта в учебнике «Расселение древних славян»
Стр. 32 - 36
9
Роды и племена восточных славян и их старейшины
1
Комбиниро –
ванный
Познакомить с общественным строем восточных славян
Роды и племена восточных славян, их старейшины
Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, старейшина
Карта в учебнике «Расселение древних славян», карточки с заданиями
Стр. 37 - 43
10
Р.К. Ставропольский край – наша малая Родина
1
Сообщение новых знаний
Познакомить с картой Ставропольского края
Ставропольский край – житница России
Край, район, город, село
Карта Ставропольского края
Дополнительная литература
11
Славянский поселок
1
Комбиниро -ванный
Познакомить с жизнью восточных славян до образования государства
Поселение – место, где селились славяне
Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань
Карта «Киевская Русь»
Стр. 44 – 52, таблицы
12 - 13
Занятия
восточных славян. Ремесла восточных славян.
2
Комбиниро - ванный
Познакомить с условиями жизни и труда восточных славян
Земледелие – основное занятие славян. Славяне – трудолюбивый народ
Земледелие, плуг, соха, пашня, скотоводство, бортничество, собирательство
Предметы старины, карточки с заданиями
Стр. 53 – 69, таблицы
14
Обычаи восточных славян
1
Комбиниро - ванный
Формировать представление о традициях и обычаях восточных славян
Обычаи, традиции
Курган, плач, тризна, хоровод, каравай, оберег, жернова
Каравай, обереги, аппликации «Занятия восточных славян», кроссворд «Обычай»
Стр. 70 - 76
15
Верования восточных славян
1
Комбиниро - ванный
Формировать представление о религии восточных славян
Язычество – вера во многих богов
Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи
Кроссворд «Обычаи»
Стр. 76 - 85
16
Соседи восточных славян
1
Сообщение новых знаний
Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян
Соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары
Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 86 – 92, карта
17
Славянские воины и богатыри
1
Комбиниро - ванный
Дать представление о военном искусстве славян
Вооружение славян, военное искусство
Секира, палица, колчан, булава
Кроссворд «Вооружение славянского воина»
Стр. 93 - 98
18
Объединение восточных славян под властью Рюрика
1
Сообщение новых знаний
Дать представление об объединении славян под началом Рюрика
IX век – объединение восточных славян. Рюрик – первый русский князь
Послы, княжество, пленники, булава, кольчуга
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 99 – 102, карта
19
Повторительно – обобщающий урок: К. Р.
«История нашей страны древнейшего периода».
1
Систематизация и обобщение знаний
Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 31 – 102, карта
20
Раздел 3. Киевская Русь.
Образование государства восточных славян – Киевской Руси
1
Сообщение новых знаний
Дать представление об образовании древнерусского государства
IX век – образование Древнерусского государства; полюдье – дань с людей
Полюдье
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 104 – 109, карта
21
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга
1
Комбиниро - ванный
Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси
Первые русские князья – Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей
Мирный договор, династия
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 110 - 114
22
Укрепление власти князя
1
Комбиниро - ванный
Дать представление об укреплении власти князя
Укрепление единой верховной власти при князе Владимире; княжеская дружина
Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 115 - 120
23
Оборона Руси от врагов
1
Комбиниро - ванный
Дать представление об обороне Руси от врагов
Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонительные сооружения; дозорная служба
Дозорные, дозорная служба
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 121 – 125, карта
24
Крещение Руси при князе Владимире
1
Комбиниро - ванный
Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988году
988 г. – крещение Руси; христианство – вера в бога Иисуса Христа
Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 126 - 132
25
Былины – источник знаний о Киевской Руси
1
Комбиниро - ванный
Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси
Былины – источник знаний о Киевской Руси
Былины, побратим
Былины «Садко», «волга и Микула Селянинович»
Стр. 133 – 137, доп. лит - ра
26
Культура и искусство
1
Комбиниро - ванный
Дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси
Храм – центр культуры Киевской Руси
Алтарь, иконы, мозаика, фрески, церковная утварь
Иллюстрации из серии «Культура киевской Руси»
Стр. 138 - 144
27
Княжеское и дворянское подворье
1
Комбиниро - ванный
Дать представление о частной жизни князей, дружинников, бояр
Князь – верховный правитель страны
Горница, терем, челядь, воевода
Макет терема, аппликация «Одежда князя»
Стр. 145 - 149
28
Жизнь и быт людей в Киевской Руси
1
Комбиниро –
ванный
Дать представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси
Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни
Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды
Видеофильм «Из истории русского костюма»
Стр. 150 - 156
29
Правление Ярослава Мудрого
1
Сообщение новых знаний
Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке
Князь Ярослав Мудрый. «Русская Правда» - первый русский сборник законов.
Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь
Картина И. Билибина «Суд во времена «Русской правды», иллюстрация «Софийский собор»
Стр. 156 - 161
30
Образование и грамотность на Руси
1
Комбиниро –
ванный
Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси
Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности; Славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги
Переписчики, устав, Библия, библиотека
Видеофильм «Из истории русской письменности. История славянской азбуки. Первая русская книга.»
Стр. 161 - 165
31
Летописи и летописцы
1
Комбиниро –
ванный
Дать представление о древних записях, летописях.
Летопись – описание событий из года в год. Нестор – первый летописец.
Летопись, летописцы, свиток.
Иллюстрация «Памятник монаху – летописцу», стихотворение А.С.Пушкина из произведения «Борис Годунов».
Стр. 170 - 175
32
Киевский князь Владимир Мономах
1
Сообщение новых знаний
Дать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси
Владимир Мономах-внук византийского императора Константина Мономаха; временное укрепление единства власти на Руси.
Удельный князь, бармы, царский венец.
Карточки с заданиями.
Стр. 170 - 175
33
Рост и укрепление древнерусских городов.
1
Сообщение новых знаний.
Дать общее представление о древнерусских городах.
Древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли.
Вече, корчма, посад, торг.
Макет древнего города.
Стр. 176 - 183
34
Р.К. Территория Ставрополья в VIII - X веках
1
Сообщение новых знаний
Дать представление о племенах, живших на территории края в VIII – X вв.
Через Ставрополье пролегал Великий шелковый путь. Время расцвета местных племен.
Великий шелковый путь, Татарское городище.
Карта Ставропольского края.
Дополнительная литература.
35
Повторительно – обобщаюший урок по теме Тест «Киевская Русь».
1
Обобщение и систематизация знаний.
Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», картины «Крещение Руси», «Три богатыря», «Памятник монаху – летописцу».
Стр. 103 - 183
36
Раздел 4. Распад Киевской Руси.
Причины распада Киевской Руси.
1
Сообщение новых знаний.
Объяснить причины обособления княжеств.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»
Стр. 184 - 187
37
Образование самостоятельных княжеств.
1
Комбиниро –
ванный
Дать представление о периоде раздробленности княжеств Древней Руси.
В XII веке образование самостоятельных княжеств.
Период раздробленности.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Карта «Феодальная раздробленность Руси» в учебнике.
Стр. 188 – 191, карта в учебнике.
38
Киевское княжество в XII веке.
1
Комбиниро –
ванный
Охарактеризовать Киевское княжество в условиях раздробленности.
Ослабление власти киевского князя.
Титул
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», карточки с заданиями.
Стр. 192 – 196.
39
Владимиро – Суздальское княжество.
1
Комбиниро –
ванный
Углубить знания учащихся об образовании самостоятельных княжеств; ознакомить с Владимиро – Суздальским княжеством.
1147 год – первые сведения о Москве; Юрий Долгорукий – основатель Москвы.
Торжок, хан, пир.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.»
Стр. 197 – 203, карта.
40 - 41
Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли.
2
Комбиниро –
ванный
Формировать представления о Великом Новгороде.
Новгород – важнейший торговый путь, 859 г. – первое упоминание о Новгороде.
Хоромы, архиепископ, пошлина, пристань.
Картина А.Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко».
Стр. 204 – 213, карта.
42
Новгородское вече.
1
Комбиниро –
ванный
Дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода.
Новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ.
Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика.
Картина А.Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой.
Стр. 214 – 219, схема.
43
Русская культура в XII – XIII веках.
1
Сообщение новых знаний
Раскрыть отличительные черты культуры XII – XIII веков.
Культура – достижение деятельности людей; художественные ремесла; прикладное искусство. Архитектурные памятники.
Культура
Иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли во Владимире.
Стр. 219 – 224, таблицы.
44
Р.К. Северный Кавказ в XIII веке.
1
Сообщение новых знаний
Дать представление о Предкавказье в XIII веке.
Завоевания монголо – татар. Город Маджар – столица Золотой Орды на Северном Кавказе.
Кочевники – ногайцы, калмыки, туркмены
Карта Ставропольского края.
Доп. лит - ра
45
Повторительно – обобщающий урок по теме:
К. Р. «Распад Киевской Руси».
1
Обобщение и систематизация знаний.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», лента времени, плакат – кроссворд.
Стр. 183 – 224, карта.
46
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями.
Монголо – татары.
1
Сообщение новых знаний
Дать сведения о жизни, быте монголо – татар.
Монголо – татары – кочевой народ.
Пастбища, орда, караул, кумыс.
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», таблица «Монголо – татары и русские».
Стр. 226 - 229
47
Нашествие монголо – татар на Русь.
1
Комбиниро –
ванный
Формировать представления о нашествии монголо – татар на русскую землю.
1223г. – первая встреча русских с монголо – татарами. 1237 г. – нашествие на Русь.
Таран.
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., видеофильм «История государства Российского. Нашествие».
Стр. 230 – 233, карта.
48
Героическая борьба русских людей против монголо – татар.
1
Комбиниро –
ванный
Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе против монголо – татар.
Героическое сопротивление русских людей остановило монголо – татар от нашествия на Европу.
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., «Карта захвата русских городов».
Стр. 234 – 239, карта.
49
Русь под монголо – татарским игом.
1
Комбиниро –
ванный
Формировать представление, что монголо – татарское иго было бедствием для завоеванных народов.
Установление господства монголо – татар на Руси.
Иго, Золотая Орда, Ярлык, баскаки.
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в. , картина С.Иванова «Баскаки».
Стр. 240 – 243.
50
Рыцари - крестоносцы.
1
Комбиниро –
ванный
Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев.
Рыцари – крестоносцы; цели рыцарей – крестоносцев.
Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр.
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., Иллюстрации «Вооружение рыцарей – крестоносцев.
Стр. 244 – 247, иллюстрации.
51
Александр Невский и Новгородская дружина
1
Сообщение новых знаний
Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского.
Князь Александр Ярославич – новгородский князь.
Портрет Александра Невского (художник П.Д.Корин)
Стр. 248 - 250
52
Невская битва
1
Комбиниро –
ванный
Рассказать о борьбе русских народов со шведами в 1240 г.
1240 г. – битва на реке Неве. Бергер – основатель Стокгольма. Русский полководец Александр Невский.
Герцог.
Схема Невской битвы в учебнике; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке».
Стр. 251 – 253, схема.
53
Ледовое побоище.
1
Комбиниро –
ванный
Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в ледовом побоище.
1242 год – Ледовое побоище.
Схема сражения в учебнике, картина «Ледовое побоище» А.К.Горбунова, стих. К.Симонова «Ледовое побоище».
Стр. 254 – 258, схема.
54
Р.К. Монголы на Северном Кавказе.
1
Сообщение новых знаний
Дать представление о Предкавказье в XIII веке.
Завоевания монголо – татар. Город Маджар – столица Золотой Орды на Северном Кавказе.
Кочевники – ногайцы, калмыки, туркмены
Карта Ставропольского края.
Доп. лит - ра
55
Повторительно – обобщающий урок по теме: Тест «Борьба Руси с иноземными завоевателями».
1
Обобщение и систематизация знаний.
Закрелить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII веке.
; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке».
Стр. 183 – 224, карта.
56
Раздел 6. Начало объединения русских земель.
Возвышение Москвы
1
Сообщение новых знаний
Раскрыть причины возвышения Москвы.
Даниил Александрович – первый московский князь; причины возвышения Москвы.
Кремль, династия, географическое расположение Москвы.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», «Карта роста Москвы» в учебнике.
Стр. 260 – 264, карта.
57
Московский князь Иван Калита; его успехи.
1
Комбиниро –
ванный
Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты.
Иван Калита – первый московский князь; «собиратель русской земли».
Калита, свита.
Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите».
Стр. 265 – 270, карта.
58
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
1
Сообщение новых знаний
Показать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.
Возрождение и развитие хозяйства – условие для объединения страны.
Десятина, крестьяне, оброк, дворяне.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Таблица – план.
Стр. 271 – 276.
59
Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
1
Комбиниро –
ванный
Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой.
Объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды.
Картина А.М. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче».
Стр. 277 - 281
60
Сергий Радонежский.
1
Комбиниро –
ванный
Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского.
Святой Сергий Радонежский – основатель Троице – Сергеева монастыря.
Отшельники, игумен, пустынь, послушник, жертвовать.
Иконописный портрет Сергия Радонежского.
Стр. 282 – 288.
61
Битва на Куликовом поле.
1
Сообщение новых знаний
Показать борьбу русского народа за независимость.
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва. Мамаево побоище.
Полк, пехота, воевода.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы.
Стр. 289 – 295.
62
Значение Куликовской битвы для русского народа.
1
Комбиниро –
ванный
Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси.
Значение Куликовской битвы.
Памятник
Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле».
Стр. 296 - 300
63
Иван III. Освобождение от иноземного ига.
1
Комбиниро –
ванный
Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига.
1480 г. – свержение монголо – татарского ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие.
Пищаль, тюфяки.
Карточки с опорными словами, гравюра «Иван III», стих. Н.Кончаловского.
Стр. 301 – 105.
64
Укрепление Московского государства.
1
Комбиниро –
ванный
Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского княжества.
Русь – Российское государство; символы государственной власти: скипетр, держава.
Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы.
Иллюстрации в учебнике.
Стр. 306 - 309
65
Повторительно – обобщающий урок по теме: Тест «Начало объединения русских земель».
1
Обобщение и систематизация знаний.
Закрепить и обобщить знания учащихся о жизни и труде народа, его борьбе за независимость, начале объединения Русских земель вокруг Московского княжества.
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы, картина А.Васнецова «Московский кремль при Иване Калите».
Стр. 259 – 309.
66
Р.К. Село мое родное.
1
Сообщение новых знаний
Дать общее представление об истории с.Донского
История родного села – часть истории Ставропольского края.
Карта Ставропольского края.
Доп. лит- ра.
67
Урок обобщения К. Р. «Основные даты и события родной истории».
1
Обобщение и систематизация знаний.
Закрепить и обобщить знания учащихся об основных событиях и датах истории России, изученных в 7 классе.
Карточки с датами, карточки с заданиями, кроссворды.
68
Заключительный урок: «Экскурсия в музей»
1
Экскурсия
Познакомить уч – ся с экспонатами районного музея.
Всего часов- 68
Тест- 4
Рег. компонент- 5
Контр. раб - 3
њћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15