Рабочая программа по дополнительному образованию Практикум по решению геометрических задач 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пустомержская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Практикум по решению геометрических задач»
для 9 класса
Учителя математики 1 квалификационной категории
Сазонова С.Н
2016 - 2017учебный год
1.Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
3.Содержание тем учебного курса
4. Тематическое планирование
Программа курса "Практикум по решению геометрических задач"
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, выбравших для себя виды деятельности, связанные с математикой, экономикой и информатикой.
Решение геометрических задач вызывает трудности у многих учащихся. Это объясняется, прежде всего, тем, что редко какая либо задача по геометрии может быть решена с использованием определённой теоремы или формулы. Большинство задач требует применения разнообразных теоретических знаний, доказательства утверждений, справедливых лишь при определенном расположении фигуры, применение различных формул. Приобрести навык в решении задач можно, лишь решив достаточно большое их количество, ознакомившись с различными методами, приёмами и подходами.
Программа для общеобразовательных школ по геометрии не акцентирует внимание на методах решения задач, особенно на их частные случаи.
Искусство же решать задачи основывается на хорошем знании теоретической части курса, знании достаточного количества геометрических фактов, в овладении определённым арсеналом приёмов и методов решения геометрических задач.
Методы решения геометрических задач обладают некоторыми особенностями, а именно: большое разнообразие, трудность формального описания, взаимозаменяемость, отсутствие чётких границ области применения.
По данным статистической обработки ОГЭ наибольшие затруднения вызывают геометрические задачи. Они требуют от ученика умения анализировать ситуацию, увидеть знакомые свойства фигур в непривычном их расположении, составить план решения.
Курс "Практикум по решению геометрических задач" призван помочь учащимся восполнить недостатки в навыках решения задач.
Главной особенностью данного курса является ретроспективная направленность. Теоретические основы большинства тем относятся к программе девятилетней школы. Однако глубина их проработки, идейная насыщенность задач предполагают более высокий уровень математического развития учеников, чем тот, которого достигают школьники по окончанию 9 класса.
Следует отметить одну особенность систематического курса школьной геометрии, в известной форме затрудняющего процесс обучения решению геометрических задач. Учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Времени на то, чтобы прорешать задачи по всей геометрии в целом практически не остается. В отличие от школьного курса, последовательность изучения задачного материала в данном курсе определяется уровнем сложности задач и степенью стандартности.
Курс дает ученику возможность проработать сразу со всей планиметрией, освоить ее в целом, а не отдельные темы. Такой возможности на уроках в 9 классе они не имели.
Знакомство учащихся с методами решения геометрических задач стимулирует анализ учащихся своей деятельности по решению задач, выделению в них общих подходов и методов, их теоретическое осмысление и обоснование, решение заданий несколькими способами. Особое внимание уделяется аналитическому способу решения задач, доводится до понимания учащихся, что анализ условия задачи, анализ решения задачи – важнейшие этапы её решения. Учащиеся знакомятся со схемой восходящего анализа.
Поэтому целесообразно рассмотреть применение подходов, приёмов, методов при решении конкретных задач.
Знание методов решения геометрических задач позволяет решать, казалось бы, сложные математические задачи просто, понятно и красиво.
Кроме того, предлагаемый курс позволяет создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, благодаря пониманию методов, приёмов решения задач.
Изучение курса предполагает использование репродуктивного проблемно-поискового, исследовательского методов работы. Предусмотрено проведение самостоятельных, контрольных, тестовых работ. Курс рассчитан на 34 часа.
Цели курса:
Систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений;
Формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении проявлять такие умозаключения как анализ, систематизация, абстрагирование, аналогия;
Формирование умения решать геометрические задачи;
Формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, понимание красоты и изящества математических рассуждений, восприятие геометрических форм.
Задачи курса:
Общеобразовательные:
Познакомить учащихся с некоторыми методами решения задач:
Познакомить учащихся с некоторыми теоремами планиметрии и свойствами фигур, не рассматриваемыми в курсе геометрии 7-9 классов.
Обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой геометрических знаний;
Развивающие:
Развивать общеучебные умения учащихся, логическое мышление, алгоритмическую культуру, математическое мышление и интуицию, повысить их уровень обученности, Подготовка к ОГЭ
Развивать творческие способности школьников, готовить их к продолжению образования и к сознательному выбору профессии.
Развитие логического мышления;
Познакомить с различными видами задач.
Выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой
Воспитательные:
Воспитывать ответственность, самостоятельность, настойчивость, критичное отношение к себе, культуру умственного труда;
Формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
Воспитывать навыки общения со сверстниками, навыки работы в команде, навыки осознания своего вклада в общий проект.
2.Планируемые результаты освоения учебного курса.
Успешность решения задач курса во многом зависит от организации учебного процесса. Учителю предоставляется возможность свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, проявления творческой инициативы. Однако при этом следует избегать перегрузки учащихся, не следует чрезмерно насыщать программу дополнительными вопросами.
Административной проверки усвоения материала курса “Решение геометрических задач” не предполагается. В технологии проведения занятий осуществляется обратная связь при взаимоконтроле и самоконтроле. Возможно проведение обучающих самостоятельных работ и итогового тестирования.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны :
• правильно анализировать условие задачи;
• выполнять грамотный чертеж к задаче;
• выбирать наиболее рациональный метод решения;
• в сложных задачах использовать вспомогательные задачи (задачи - спутники);
• логически обосновывать собственное мнение;
• использовать символический язык для записи решений геометрических задач;
• следить за мыслью собеседника; корректно вести дискуссию.
проводить детальный анализ условий задачи, приводимый к быстрому выбору наиболее
рационального метода решения,
применять изученные методы для решения задач различных типов и уровней сложности.
проводить полное обоснование в ходе теоретических рассуждений при решении поставленной
задачи, используя полученные знания.
3. Содержание учебного курса.
Построение чертежа. Выявление характерных особенностей заданной конфигурации
Прежде всего, чертеж должен быть "большим и красивым", лаконичным. Следует изображать лишь "функционирующие" части геометрической фигуры. В некоторых задачах одним из этапов является выявление характерных особенностей конфигурации. Эти особенности, в частности, могут быть следствием специального подбора числовых данных задач.
Треугольник. Элементарные и опорные задачи. Теорема косинусов.
Наиболее работающей теоремой школьного курса геометрии, во всяком случае, если смотреть на этот курс с точки зрения конкурсного экзамена, является теорема косинусов и ее частный случай - теорема Пифагора. Теорема косинусов определяет 3 элементарные задачи:
Даны две стороны треугольника, найти третью сторону.
Даны три стороны треугольника, найти какой-либо угол треугольника (косинус угла).
Даны две стороны треугольника и угол не между ними, найти третью сторону треугольника.
Теорема косинусов очень часто используется для составления уравнения.
Прямоугольные треугольники. Теорема синусов.
Очень часто встречаются задачи для решения которых надо увидеть, вычленить прямоугольный треугольник, после чего все сводится к работе с этим треугольником. Повторить соответствующие разделы школьного учебника, теорему синусов.
Медианы треугольника. Точка пересечения медиан.
Теорема о медиане треугольника. Точку пересечения медиан треугольника можно интерпретировать физически - это центр тяжести треугольника. При решении задач, в которых фигурирует медиана треугольника, очень часто бывает полезным продолжить медиану за середину стороны на расстояние, равное медиане.
Высоты треугольника. Точка пересечения высот.
Точка пересечения высот - ортоцентр треугольника. Установить, что если Н точка пересечения высот треугольника АВС, то любая из точек А, В, С и Н является точкой пересечения высот треугольника, образованного тремя другими точками.
4. Тематическое планирование
1 час в неделю. Итого 34 часа.
№ темы Название темы Количество часов, ч.
1 Вводный урок. Построение чертежа. Выявление характерных особенностей заданной конфигурации. 1
2 Входной тест. 1
3 Треугольник. Элементарные и опорные задачи. Теорема косинусов. 3
4 Прямоугольные треугольники. 3
5 Описанная окружность. Теорема синусов. 3
6 Медианы треугольника. Точка пересечения медиан. 3
7 Высоты треугольника. Точка пересечения высот. 3
8 Биссектрисы треугольника. Центр вписанной окружности. 3
9 Площадь треугольника. 3
10 Контрольная работа №1. 1
11 Четырехугольники. 3
12 Окружность. Хорды и углы. 3
13 Окружность и касательная. Площадь круга и его частей. 3
14 Контрольная работа №2. 1
Литература.
Основная литература.
Атанасян А.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы. М.: Просвещение, 1999.
Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии 7-9 классов. С-Петербург, 1998.
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Геометрия в таблицах7-9 классы. М.: Дрофа, 2000.
Шарыгин И.Ф. Решение задач. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994.
Дополнительная литература.
Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976.
Колягин О.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. М.: Просвещение, 1980.
Готман Э.Г. Задачи по планиметрии и методы их решения. М.: Просвещение, 1996.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. Геометрия. М.: Мир образования, 2002.
Входной тест
Тест состоит из частей А, В, С. На его выполнение отводится 1 урок.
1 вариант
Часть А.
А1. Основание равнобедренного треугольника равно 10, а проведенная к нему биссектриса равна 12. Найдите периметр треугольника.
1) 30
2) 36
3) 46
4) 48
А2. В треугольнике ВКТ ВК=3, КТ=3, LК=60°
Найдите ВТ.
1) 49
2) 7
3) 19
4) корень квадратный из 19.
А3. ВН - высота ромба АВСД, LДВН=40°.
Найдите угол А.
80°
2) 50°
3) 40°
4) 30°.
А4. Диагональ прямоугольника равна 6 м.
Найдите площадь описанного около него круга.
1) 36 м2
2) 9 м2
3) 92 м2
4) 12 м2.
Часть В.
В1. В треугольнике ОРТ ОСВ=ОТР.
Используя данные на рисунке <Рисунок1>, найдите ВС.
Рис. 1
В2. Основания равнобедренной трапеции равны 14м и 8м, а один из углов 45°.
Найдите площадь трапеции.
Часть С.
С1. Диагонали трапеции КМОР (КМ || ОР) пересекаются в точке С.
Найдите площадь трапеции, если площадь треугольника КСР равна 12 см2, площадь треугольника КСМ равна 9см2.
Входной тест
Тест состоит из частей А, В, С. На его выполнение отводится 1 урок. 2 вариант
Часть А.
А1. В треугольнике АВС проведена биссектриса ВМ. Найдите периметр треугольника АВМ, если АВ=ВС=25, АС=48.
1) 49
2) 80
3) 56
4) 98
А2. В треугольнике ВКТ ВК=3, КТ=5, К=60°
Найдите ВТ.
1) 49
2) 7
3) 19
4) корень квадратный из 19.
А3. СМ - высота ромба АВСД, ВСМ=20°.
Найдите угол ВАС.
1) 55°
2) 70°
3) 50°
4) 65°.
А4. Сторона квадрата равна 10м. Найдите площадь вписанного в него круга.
1) 25 м2
2) 252 м2
3) 100 м2
4) 1002 м2.
Часть В.
В1. В треугольнике ВСЕ ВЕС=<КМС.
Используя данные на рисунке <Рисунок2>, найдите КМ.
Рис. 2
В2. Основания равнобедренной трапеции равны 6м и 18м, а боковая сторона - 10м.
Найдите площадь трапеции.
Часть С.
С1. Диагонали трапеции КМОР (КР || МО) пересекаются в точке В.
Найдите площадь трапеции, если площадь треугольника ОВР равна 6м2, площадь треугольника КВР равна 18м2.
Контрольная работа №1
Найти площадь прямоугольного треугольника, один катет которого равен 13, а высота, опущенная на гипотенузу, равна 12.
Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна m и делит прямой угол в отношении 1:2. Найти стороны треугольника.
Вычислить площадь равнобедренного треугольника, если длина высоты, проведенной к боковой стороне, равна 12 см, а длина основания равна 15см.
Найдите углы прямоугольного треугольника, если известно, что радиус вписанной окружности равен 2см, а гипотенуза - 13см.
Дополнительная задача. Стороны треугольника равны 3, 4, 5 см. Определите площади треугольников, на которые данный треугольник разбивается высотой и медианой, проведенной к большей стороне.
Контрольная работа №1
Найти площадь прямоугольного треугольника, один катет которого равен 13, а высота, опущенная на гипотенузу, равна 12.
Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна m и делит прямой угол в отношении 1:2. Найти стороны треугольника.
Вычислить площадь равнобедренного треугольника, если длина высоты, проведенной к боковой стороне, равна 12 см, а длина основания равна 15см.
Найдите углы прямоугольного треугольника, если известно, что радиус вписанной окружности равен 2см, а гипотенуза - 13см.
Дополнительная задача. Стороны треугольника равны 3, 4, 5 см. Определите площади треугольников, на которые данный треугольник разбивается высотой и медианой, проведенной к большей стороне.
Контрольная работа №1
Найти площадь прямоугольного треугольника, один катет которого равен 13, а высота, опущенная на гипотенузу, равна 12.
Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна m и делит прямой угол в отношении 1:2. Найти стороны треугольника.
Вычислить площадь равнобедренного треугольника, если длина высоты, проведенной к боковой стороне, равна 12 см, а длина основания равна 15см.
Найдите углы прямоугольного треугольника, если известно, что радиус вписанной окружности равен 2см, а гипотенуза - 13см.
Дополнительная задача. Стороны треугольника равны 3, 4, 5 см. Определите площади треугольников, на которые данный треугольник разбивается высотой и медианой, проведенной к большей стороне.
Контрольные работы №1 и №2 содержат 4 задачи. До черты - задачи базового уровня. Под чертой - повышенного уровня.
Дополнительная задача оценивается отдельно. За нее оценка выставляется по желанию учащегося.
Контрольная работа №1
Найти площадь прямоугольного треугольника, один катет которого равен 13, а высота, опущенная на гипотенузу, равна 12.
Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна m и делит прямой угол в отношении 1:2. Найти стороны треугольника.
Вычислить площадь равнобедренного треугольника, если длина высоты, проведенной к боковой стороне, равна 12 см, а длина основания равна 15см.
Найдите углы прямоугольного треугольника, если известно, что радиус вписанной окружности равен 2см, а гипотенуза - 13см.
Дополнительная задача. Стороны треугольника равны 3, 4, 5 см. Определите площади треугольников, на которые данный треугольник разбивается высотой и медианой, проведенной к большей стороне.
Контрольная работа №1
Найти площадь прямоугольного треугольника, один катет которого равен 13, а высота, опущенная на гипотенузу, равна 12.
Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна m и делит прямой угол в отношении 1:2. Найти стороны треугольника.
Вычислить площадь равнобедренного треугольника, если длина высоты, проведенной к боковой стороне, равна 12 см, а длина основания равна 15см.
Найдите углы прямоугольного треугольника, если известно, что радиус вписанной окружности равен 2см, а гипотенуза - 13см.
Дополнительная задача. Стороны треугольника равны 3, 4, 5 см. Определите площади треугольников, на которые данный треугольник разбивается высотой и медианой, проведенной к большей стороне.
Контрольная работа №1
Найти площадь прямоугольного треугольника, один катет которого равен 13, а высота, опущенная на гипотенузу, равна 12.
Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна m и делит прямой угол в отношении 1:2. Найти стороны треугольника.
Вычислить площадь равнобедренного треугольника, если длина высоты, проведенной к боковой стороне, равна 12 см, а длина основания равна 15см.
Найдите углы прямоугольного треугольника, если известно, что радиус вписанной окружности равен 2см, а гипотенуза - 13см.
Дополнительная задача. Стороны треугольника равны 3, 4, 5 см. Определите площади треугольников, на которые данный треугольник разбивается высотой и медианой, проведенной к большей стороне.
Контрольная работа №2
Найти отношение оснований трапеции, если известно, что средняя линия делится диагоналями на 3 равные части.
Хорда окружности равна 10см. Через один конец хорды проведена касательная к окружности, а через другой - секущая, параллельная касательной. Определите радиус окружности, если внутренний отрезок секущей равен 12 см.
В выпуклом четырехугольнике АВСД проведены диагонали АС и ВД. Известно, что АД=2, АВД=АСД= 90° и расстояние между точкой пересечения биссектрис треугольника АВД и точкой пересечения биссектрис треугольника АСД равно . Найдите длину стороны ВС.
Средняя линия трапеции равна 10см и делит площадь трапеции в отношении 3:5. Найдите длины оснований этой трапеции.
Дополнительная задача. Диагонали четырехугольника равны, а длины его средних линий равны p и q. Найдите площадь четырехугольника.
Контрольная работа №2
Найти отношение оснований трапеции, если известно, что средняя линия делится диагоналями на 3 равные части.
Хорда окружности равна 10см. Через один конец хорды проведена касательная к окружности, а через другой - секущая, параллельная касательной. Определите радиус окружности, если внутренний отрезок секущей равен 12 см.
В выпуклом четырехугольнике АВСД проведены диагонали АС и ВД. Известно, что АД=2, АВД=АСД= 90° и расстояние между точкой пересечения биссектрис треугольника АВД и точкой пересечения биссектрис треугольника АСД равно . Найдите длину стороны ВС.
Средняя линия трапеции равна 10см и делит площадь трапеции в отношении 3:5. Найдите длины оснований этой трапеции.
Дополнительная задача. Диагонали четырехугольника равны, а длины его средних линий равны p и q. Найдите площадь четырехугольника.
Контрольная работа №2
Найти отношение оснований трапеции, если известно, что средняя линия делится диагоналями на 3 равные части.
Хорда окружности равна 10см. Через один конец хорды проведена касательная к окружности, а через другой - секущая, параллельная касательной. Определите радиус окружности, если внутренний отрезок секущей равен 12 см.
В выпуклом четырехугольнике АВСД проведены диагонали АС и ВД. Известно, что АД=2, АВД=АСД= 90° и расстояние между точкой пересечения биссектрис треугольника АВД и точкой пересечения биссектрис треугольника АСД равно . Найдите длину стороны ВС.
Средняя линия трапеции равна 10см и делит площадь трапеции в отношении 3:5. Найдите длины оснований этой трапеции.
Дополнительная задача. Диагонали четырехугольника равны, а длины его средних линий равны p и q. Найдите площадь четырехугольника.
Контрольная работа №2
Найти отношение оснований трапеции, если известно, что средняя линия делится диагоналями на 3 равные части.
Хорда окружности равна 10см. Через один конец хорды проведена касательная к окружности, а через другой - секущая, параллельная касательной. Определите радиус окружности, если внутренний отрезок секущей равен 12 см.
В выпуклом четырехугольнике АВСД проведены диагонали АС и ВД. Известно, что АД=2, АВД=АСД= 90° и расстояние между точкой пересечения биссектрис треугольника АВД и точкой пересечения биссектрис треугольника АСД равно . Найдите длину стороны ВС.
Средняя линия трапеции равна 10см и делит площадь трапеции в отношении 3:5. Найдите длины оснований этой трапеции.
Дополнительная задача. Диагонали четырехугольника равны, а длины его средних линий равны p и q. Найдите площадь четырехугольника.
Контрольная работа №2
Найти отношение оснований трапеции, если известно, что средняя линия делится диагоналями на 3 равные части.
Хорда окружности равна 10см. Через один конец хорды проведена касательная к окружности, а через другой - секущая, параллельная касательной. Определите радиус окружности, если внутренний отрезок секущей равен 12 см.
В выпуклом четырехугольнике АВСД проведены диагонали АС и ВД. Известно, что АД=2, АВД=АСД= 90° и расстояние между точкой пересечения биссектрис треугольника АВД и точкой пересечения биссектрис треугольника АСД равно . Найдите длину стороны ВС.
Средняя линия трапеции равна 10см и делит площадь трапеции в отношении 3:5. Найдите длины оснований этой трапеции.
Дополнительная задача. Диагонали четырехугольника равны, а длины его средних линий равны p и q. Найдите площадь четырехугольника.
Контрольная работа №2
Найти отношение оснований трапеции, если известно, что средняя линия делится диагоналями на 3 равные части.
Хорда окружности равна 10см. Через один конец хорды проведена касательная к окружности, а через другой - секущая, параллельная касательной. Определите радиус окружности, если внутренний отрезок секущей равен 12 см.
В выпуклом четырехугольнике АВСД проведены диагонали АС и ВД. Известно, что АД=2, АВД=АСД= 90° и расстояние между точкой пересечения биссектрис треугольника АВД и точкой пересечения биссектрис треугольника АСД равно . Найдите длину стороны ВС.
Средняя линия трапеции равна 10см и делит площадь трапеции в отношении 3:5. Найдите длины оснований этой трапеции.
Дополнительная задача. Диагонали четырехугольника равны, а длины его средних линий равны p и q. Найдите площадь четырехугольника.