Рабочая программа по географии 10 класс к учебнику В.П.Максаковского Экономическая и социальная география мира, 2 часа в неделю
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
Технический пожарно - спасательный колледж
имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета: География
(по общеобразовательной программе среднего общего образования,10 класс)Москва
2016
ОДОБРЕНА Предметно - цикловой комиссией
естественных дисциплин
_____________________________
Протокол №
от «___» ________ 2016 г. Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (часть II) по дисциплине «География», в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой учебной дисциплины «География», утвержденной приказом Минобрнауки от 09.03.2004г. № 1312.
Председатель ПЦК Заместитель директора
_____________/_______________/
подпись, Ф.И.О. _______________/________________/
подпись, Ф.И.О.
Составитель: Цветкова Ирина Николаевна Учитель высшей категории ГБОУ СПО ТПСК № 57
10 класс
Пояснительная записка
Используемые программы:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. 10-11 классы.Базовый уровень / В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. - М.: Просвещение, 2008.
Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 кл. / Под редакцией В. И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2008.
Количество часов: всего –70 часов, в неделю - 2 час; практических работ - 15, из них оценочных - 10.
Учебник: В.П.Максаковский «Экономическая и социальная география мира». «Просвещение» АО «Московские учебники».2012г.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):
изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;
темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;
темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.
2.Объяснять:
причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;
закономерности размещения основных видов природных ресурсов;
различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);
различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;
миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов;
направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди;
причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и ихпоследствия; распространение мировых религий на Земле;
особенности размещения основных отраслей хозяйства;
особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда;
географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа»,«нефтедоллара»
различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;
специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения глобальных проблем человечества; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны, географическая (окружающая) среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зеленая революция» и глобальные проблемы человечества.
3.Описывать:
одну из отраслей мирового хозяйства;
один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.
географическую специфику страны (по выбору).
4.Определять (измерять):
принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;
ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;
особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;
крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; функции крупнейших городов мира;
условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
5.Называть и (или) показывать:
крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;
мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные;
основные средства и методы получения географической информации;
основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;
примеры крупнейших старопромышленных районов мира;
меры по охране вод Океана и суши;
тенденции изменения структуры мирового хозяйства;
основные формы международных экономических отношений;
крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п ТЕМА часы даты статус КЭС ФТ контент
Введение. 1 Экономическая и социальная география как наука. ЕЕ место в системе географических наук. 1 1 Современная политическая карта мира 1.2 Введение. Многообразие стран современного мира 1 1.3 Этапы формирования ПК мира 1 1.4 Государственный строй стран мира 1 Практическая работа № 1 1.5 Политическая география 1 1.6 Обобщение по теме Современная политическая карта мир 1 2 География мировых природных ресурсов, загрязнение и охрана окружающей среды 2.7 Взаимодействие человечества и природы. Мировые природные ресурсы (минеральные, земельные) 1 2.8 Водные, биологические, Мирового океана, климатические, и космические, рекреационные ресурсы. 1 2.9 Загрязнение и охрана окружающей среды 1 2.10 Географическое ресурсоведение и геоэкология 1 2.11 Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами пр.ресурсов 1 Практическя работа № 2 3 География населения мира 6 3.12 Численность, воспроизводство населения 1 Практическая работа №3
Практическая работа № 4. 3.13 Состав населения.
1 Практическая работа № 5. 3.14 Размещение и миграция населения мира 1 Практическая работа № 6. 3.15 Городское и сельское население 1 3.16 Практическая работа «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.» Обобщение знаний
1 3.17 Зачет по теме «Население мира» 1 4 Научно-техническая революция и мировое хозяйство 6 4.18 Характеристика научно-технической революции 1 4.19 Составные части НТР 1 4.20 Мировое хозяйство 1 4.21 МГРТ. Интернационализация хозяйственной жизни 1 4.22 Территориальная структура мирового хозяйства 1 Практическая работа № 7. 4.23 Обобщающее повторение. Тематический контроль. 1 тест 5 География отраслей мирового хозяйства 11 5.24 География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. 1 5.25 Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии 1 5.26 Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы 1 Практическая работа № 8 5.27 Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция» 1 Практическая работа № 9.
5.28 География транспорта.
Мировая транспортная система 1 Практическая работа №10. 5.29 Воздушный транспорт. Транспорт и окруңающая среда 1 5.30 Всемирные экономические отношения. Мировая торговля 1 5.31 Международные финансово-кредитные отношения 1 5.32 Международный туризм. 1 Практическая работа № 11 5.33 Обобщающее повторение по теме. Отрасли мирового хозяйства 1 Практическая работа № 12. 5.34 Обобщающее повторение по теме «Общая характеристика мира»
1 6 Зарубежная Европа 8 6.35 Общая характеристика мира 1 6.36 Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. ЭГП. Природные ресурсы 1 6.37 Население Зарубежной Европы 1 Практическая работа № 13. 6.38 Хозяйство Зарубежной Европы. Промышленность 1 6.39 Зарубежная Европа. Сельское хозяйство и транспорт 1 Практическая работа №14 6.40 Географический рисунок расселения и хозяйства. 1 6.41 Субрегионы Зарубежной Европы 1 Практическая работа № 15 6.42 Обобщение по теме. Тематический контроль 1 тест 7 Зарубежная Азия 7 7.43 Территория, границы, положение, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал Азии
1 7.44 Население зарубежной Азии 1 Практическая работа № 16. 7.45 Характеристика хозяйства. Промышленность, с/х . Охрана окруж. среды.
1 7.46 Субрегионы Зарубежной Азии. Китай
1 Практическая работа № 17 7.48 Япония 1 Практическая работа № 18. 7.49 Индия 1 Практическая работа №19. 7.50 Обобщение по теме «Зарубежная Азия». Тематический контроль 1 тест 8 Африка 4 8.51 Общая характеристика Африки 1 8.52 Деление Африки на субрегионы 1 Практическая работа № 20. 8.53 ЮАР 1 8.54 Обобщающее повторение по теме. 1 тест 9 Северная Америка 5 9.55 «Визитная карточка» региона. Общая характеристика США 1 9.56 Хозяйство США..1 Практическая работа № 21. 9.57 Макрорегионы 1 Практическая работа № 22. 9.58 Канада. 1 9.59 Обобщение по теме «Северная Америка». 1 10 Латинская Америка 4 10.60 «Визитная карточка» региона 1 10.61 Бразилия 1 10.62 Аргентина, Мексика 1 Практическая работа № 23. 10.63 Итоговый урок по теме «Латинская Америка» 1 11 Россия на политической карте мира 2 11.64 Россия на политической карте мира 1 11.65 Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ 1 12 Глобальные проблемы человечества 3 12.66 Понятие о глобальных проблемах 1 12.67 Глобальные прогнозы
Гипотезы, проекты 1 Практическая работа №24 12.68 Стратегия устойчивого развития 1 12.69 Итоговый урок. Мир в XXI века. Зачет по карте. 1 зачет 12.70 Итоговая контрольная работа за курс экономической и социальной географии мира 1 тест Содержание программы учебного курса
№
раздела Наименование разделов Всего часов Практические работы
1 Современная политическая карта мира 5 1
2 География мировых природных ресурсов, загрязнение и охрана окружающей среды 5 1
3 География населения мира 6 4
4 Научно-техническая революция и мировое хозяйство 6 1
5 География отраслей мирового хозяйства 11 5
6 Зарубежная Европа 8 2
7 Зарубежная Азия 7 4
8 Африка 4 1
9 Северная Америка 5 2
10 Латинская Америка 4 1
11 Россия на политической карте мира
2 12 Глобальные проблемы человечества 3 1
Итоговая работа. Зачет. 2 Резерв 3 Итого 70 ч. 24
Введение.(1чаc). Экономическая и социальная география как наука. ЕЕ место в системе географических наук.
Часть I. Общая характеристика мира Тема 1: Современная политическая карта мира. (4 часа) Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.
Практическая работа № 1 «Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира»
Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (5часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Практическая работа № 2. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Тема3:География населения мира. (6часов) Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Практическая работа № 3.Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
Практическая работа № 4. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза.
Практическая работа № 5. Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.
Практическая работа № 6. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов
Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (6 часов) Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил. Практическая работа № 7.Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”. Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (11 часов) География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практическая работа № 8 Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.
Практическая работа № 9.
Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
Практическая работа №10.Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития Практическая работа № 11. Составление проекта международного туристического маршрута.
Практическая работа № 12. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.
Часть II. Региональная характеристика мира. Тема 6: Зарубежная Европа. (8 часов) Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира. Практическая работа № 14.Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы. Практическая работа № 15. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.
Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (7 часов) Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.
Практическая работа № 16. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.
Практическая работа № 17 .Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
Практическая работа № 18. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
Практическая работа № 19.Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
Тема 8: Африка. (4 часа) Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Практическая работа № 20. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.
Тема 9: Северная Америка. (5часов) Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Практическая работа № 21. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
Практическая работа № 22. Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США.
Тема 10: Латинская Америка. (4 часа) Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
Практическая работа № 23. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки ».
Тема 11.Россия на политической карте мира (2ч)
Россия на политической карте мира Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ Тема 12: Глобальные проблемы человечества. (3часа) Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблема. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Практическая работа №24. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества. Зачет. Заключительный урок по теме: «Социально-экономическая география». Итоговая контрольная работа (2ч) Резерв (3)
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- беседа,
- фронтальный опрос,
- индивидуальный опрос,
- контрольная работа,
- тест, работа по карточкам,
- самостоятельная подготовка вопросов по теме,
- подготовка творческих работ,
- подготовка компьютерных презентаций.
Контрольно-измерительные материалы
Название раздела Наименование контрольных работ Методическая литература
Современная политическая карта мира Задания для подготовки к ЕГЭ
Контрольно-измерительные материалы.География:10класс/| Сост.Е.А.Жижина.-М.:ВАКО,2013
География мировых природных ресурсов, загрязнение и охрана окружающей среды Задания для подготовки к ЕГЭ
Контрольно-измерительные материалы.География:10класс/| Сост.Е.А.Жижина.-М.:ВАКО,2013
Научно-техническая революция и мировое хозяйство Итоговый контроль по теме Контрольно-измерительные материалы. География: 10класс./Сост.Е.А.Жижина.-М.:ВАКО,2013
География отраслей мирового хозяйства Итоговый контроль по теме Контрольно-измерительные материалы.География:10класс/ Сост.Е.А.Жижина.-М.:ВАКО,2013
Итоговый контроль по курсу географии 10 класса Контрольно-измерительные материалы.География:10класс/| Сост.Е.А.Жижина.-М.:ВАКО,2013
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1Учебник В.П.Максаковский «Экономическая и социальная география мира». «Просвещение» АО «Московские учебники».2012г.
2.Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ В.П. Максаковский. - М.: Дрофа,2014. 3.Максаковский В,П,. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт / В.П. Максаковский - М.: Дрофа, ДИК,20014. Дополнительная литература 1.Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2003. 2.Максаковский В.П. Новое в мире: Цифры и факты: Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2006. 3.Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа, 2004. 4.Холина В.Н. Общественная география современного мира. - М.: Дрофа, 2009. 5.Ануфриева О.И. Поурочные планы. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. К учебнику Максаковского В.П. - Волгоград: Учитель, 2010. 6.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира: 10 класс: К учебному комплекту В.П. МаксаковскогоМ.:ВАКО,2008. 7.Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 10 класс: К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»: Учебно-методический комплект. - М. :Экзамен, 2008. 8.Е.М. Курашева Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах. Издательство «Экзамен».-М,2011