Сборник упражнений Путешествие по разделам русского языка






Издатель: Гляденская средняя общеобразовательная школа



Наш адрес:

662220 п.Глядень
ул. Новая 30
Назаровского района
Красноярского края

Телефон: 8(255) 94-1-41




Прохоренко Л.В.






2



Автор-составитель: Прохоренко Л.В.
Художник: Прохоренко Л.В..
Ответственный редактор: Ярославцева Н.Н.



Путешествия по разделам русского языка.Сборник творческих заданий и упражнений. – Г.: Школа, 2014. - 35 с., ил.



Сборник поможет вам в увлекательной форме совершить путешествия по разделам русского языка. А занимательные задания и упражнения вызовут интерес к трудной, но постижимой науке Лингвистика.
Сборник адресован и детям, и взрослым.





35

Зачем необходимо изучать русский язык?

Необходимо русский язык изучать,
Все слова исключения обязательно знать,
Правильно слова произносить –
Мы должны в совершенстве на своем языке говорить.

В первую очередь нужно учить язык русский,
А не английский, немецкий или французский,
Орфограммы надо не забывать.
Тогда грамотным человеком вас будут считать.

Ведь это наш язык, а не чужой,
Им должен владеть человек любой.
Грамотным вас назвать можно тогда,
Когда говорить и писать на русском вы
будите без труда.

Так давайте красивый язык наш учить, ведь грамотным человеком прекрасно быть!

Прохоренко Настя



34


Оглавление

Введение

Путешествие первое. Фонетика.

Путешествие второе. Лексика.

Путешествие третье. Фразеология.

Путешествие четвертое. Орфография.

Путешествие пятое. Синтаксис и пунктуация.

Путешествие шестое. Морфология.

Заключение

Ответы к заданиям

3
Введение
Воображение – на то и воображение,
чтобы восполнять действительность.
В.О. Ключевский
Отправляясь в дальнее путешествие, мы часто берём с собой путеводитель, чтобы познакомиться с городами и странами, куда лежит наш путь. Мы читаем названия тех мест, где нам предстоит побывать, интересуемся их историей, памятниками культуры, богатствами.
Для тех, кто решил отправиться со мной в путешествие, этот сборник будет путеводителем.
А вот наш маршрут:















4
Чтобы путешествие проходило по всем правилам, нам нужен проводник. Он будет определять маршрут, выбирать места для стоянок, показывать достопримечательности.
Вашим проводником буду я, Прохоренко Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Итак, наше путешествие начинается



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









33


32
5
Путешествие первое
Город Фонетика

Почему я первым в маршрутном листе поставила именно этот город? Да потому что считаю его самым древним, так как устная речь появилась раньше, чем письменная. Давайте заглянем за эту дверь, где хранятся фонетические находки





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

6
Упражнение 1
Оказывается, каждый звук сам по себе может творить чудеса. Вот, например, звук А:

8

3 4 5 6 7
12 13

2 9 10 11
1. А - первая буква алфавите.
2. а - гласный звук.
3. а - сочинительный: противительный союз.
4. а - пишется после шипящих ж, ш, ч, щ.
5. В корне – раст- (ращ-) пишется а перед ст и щ.
6. Правописание корней с чередованием гласных а-о.
7. Безударная гласная в корне а-о.
8. а - окончание существительных.
9. а - суффикс глагола в инфинитиве.
10. а – суффикс деепричастия.
11. А(а) – слова автора (прямая речь).
12. Суффиксы -ова-, -ева-, (-ирова-) пишутся с а.
13. В приставках –раз- (-рас-) без ударения
пишется – а.

31

30
Заключение
Вот и закончилось наше путешествие. Но вы можете его продолжить и побывать теперь уже самостоятельно в понравившихся вам местах. А если вы заинтересовались новыми приёмами занимательности в области изучения русского языка, то вооружайтесь карандашами, фломастерами, бумагой и

Творите, выдумывайте, пробуйте сами,
И тогда наука другой предстанет пред вами!
Нужно уметь в глубину смотреть и фантазию
проявлять,
И вам легко будет всё знать и понимать!
Прохоренко Настя



7
Задание. Самостоятельно прогуляйтесь вдоль алфавита. Свои ассоциации, связанные с тем или иным звуком (буквой) запишите или зарисуйте.

Упражнение 2
«З» - этот звук (букву) по праву можно назвать выскочкой. Убедитесь в этом сами

Зимняя сказка
Зимой зелёная трава вдруг вылезла из-под земли. Заяц вылез из землянки и увидел зелёную землянику. Он созвал всех зайцев и показал им зелёную ягоду. Зайцы сказали: «Будем ждать, пока созреет земляника».
А маленький зайчишка не знал, что земляника не созрела, и съел.

Задание. Приходилось ли вам встречаться с такими выскочками?
Приведите примеры.




8
Упражнение 3
Живёт в окрестностях города Фонетика дракон-звукоед. Нагоняет страх на местных жителей. Страшно становится, потому что дракон может поглотить все звуки.
Встанем на защиту и сразимся с опасным чудовищем!














Задание.
1) Отберите сначала гласные звуки.
2) Теперь мягкие согласные.
3) Ну, а теперь то, что осталось.

29

Мы легко справились с этим заданиями. А вы?


28
Упражнение 1

9
Путешествие второе

Лексика - огромный бескрайний океан. В нём обитают несметные богатства и сокровища. Не бойтесь попасть в кораблекрушение – познания в этой области станут нашим спасательным кругом. Забрасываем удочку. Посмотрим, что нам попалось



















10
Упражнение 1













27

Всё бы было хорошо, но нам показалось, что частица НЕ нам не друг, а враг.

Но Иван Иванович убедил нас в обратном: « Я не могу сказать, что частица НЕ мне недруг, что она не умная, а глупая, что она некрасивая и некоторых ненавидит, что она невзрачная и у неё непонимающий взгляд, что она небрежная, неряшливая и невидимая.
Она совсем не вносит в нашу речь невежественность, невнятицу, недоразумение, ненависть и нелепость.

Я думаю, что эта частица невинна, невозмутима, необычна.
Всем надо подружиться с этой частицей, и тогда на вашем пути не будет неудач и неожиданностей».

Профессор предложил нам выполнить это упражнение:


26



·


11
Задание.
Рассмотрите рисунок и приведите свои примеры общеупотребительных, диалектных, профессиональных и жаргонных слов.











12
Путешествие третье
Пристань Фразеологическая
Складывается такое впечатление, что здесь всё шиворот-навыворот. Но образные иносказательные выражения не воспринимаются буквально, а всегда имеют переносное значение.
Посмотрите, что бы получилось, если бы мы фразеологические обороты воспринимали в прямом смысле:

Задание.
Нарисуйте иллюстрации в прямом и переносном значении к следующим фразеологизмам: сесть в лужу, золотые руки, обвести вокруг пальца.
25
2. Частицы (разряды по значению).










24
Путешествие шестое
Профессор из Университета по защите русского языка Иван Иванович Всезнайкин предоставил нам следующую информацию:
«Морфологические классы слов (части речи) – полезные ископаемые страны Лингвистика. Это огромное, бесценное богатство Земли.
Могут ли люди построить свою речь без слов? Конечно, нет. А каждое произнесённое и написанное слово - это та или иная часть речи.
Но люди не всегда относятся к полезным ископаемым по-хозяйски, не знают истинного их предназначения»
Иван Иванович любезно поделился с нами морфологическими ископаемыми университета:

1. Дробные числительные. Их можно представить и нарисовать вот в такой незатейливой форме.

13
Путешествие четвёртое
Город Орфография – столица Лингвистики
Упражнение 1
Я приглашаю вас посетить лингвистический дендрарий. Здесь мы с вами познакомимся с новой и ценной породой - это орфографическое дерево.


Задание.
Попробуйте забраться на самую макушку. Получилось? Не свалились? А если кто-то неправильно вставил пропущенную букву– попытайтесь ещё.




14
Упражнение 2
Орфографическое казино – игровая разминкав карты. Эта игра – для интеллектуалов, эрудитов и просто азартных людей. Вы сможете испытать себя и своих друзей в освоении орфографических навыков.

Орфограммы






Правописа-ние гласных и согласных в приставках
Безударная гласная в корне
Чередую-щиеся гласные в корне
Непроиз-носимые согласные в корне



Слова с данными орфограммами






Л_жал
Р_сла
Окрес_ный
Р_списка


23






22
Упр. 3
Наше внимание привлёк вот этот экспонат.
Если вы уже научились ориентироваться в рисунках, выполните указанное здесь задание.

15

Объяснение этой увлекательной игры лучше всего проводить одновременно с тренировкой. Играют два человека.

Правила игры

1. Группируем и раздаём карты:
- Орфограммы.
- Слова с данными орфограммами.

2. Первый ход – это всегда карта со словом с пропущенной орфограммой.
Второй ход - орфограмма, соответствующая данному пропуску.

3. Карта «побита» верно будет лишь в том случае, если правило соответствует букве, пропущенной в слове.

Например: л-жал – пишем букву «е», орфограмма «Безударная гласная в корне» (лёжа).

Задание.
Продолжите игру.



16

Упражнение 3
Всего в нескольких километрах от столицы Орфография расположен город НЕ. Мы отправляемся в этот старинный город и познакомимся с его достопримечательностями.
Задание.
Я хочу предложить вашему вниманию следующие слова: (не)были, (не)дожидаясь, (не)настье, (не)счастье, (не)удобно, (не)красивый, ещё (не)удививший меня, (не)умный, а глупый. Эти слова являются жителями города НЕ. Вы должны распределить жителей по своим квартирам, конечно, предварительно определив часть речи. Но главное – не запутаться. Ведь город состоит из двух кварталов. Один квартал – «НЕ пишется слитно», другой – «НЕ пишется раздельно».
Но если вы ошибётесь – возникнет путаница и жители города поругаются. А тогда неизвестно, что произойдёт в государстве «Русский язык». Желаю удачи!

21
Когда я прогуливалась по окрестностям Синтаксис-Пунктуационного города, на меня нашло вдохновение, и я сочинила стихотворение про словосочетание.

Как много в русском языке словосочетаний!
С их помощью расширяем мы свой запас знаний.
Я узнала, что словосочетания сочинительные
и подчинительные есть,
И их в нашем языке не счесть.
Так, например, снег и дождь – словосочетание
сочинительное,
А ваза на столе – подчинительное.
Также словосочетания синонимичные и цельные
бывают,
И все ребята это, конечно, знают.
Например: пожар в лес - лесной пожар,
А у меня один раз был жар
Словосочетания нужно уметь отличать,
Для этого правила нужно знать.
Нужно эту тему в совершенстве усвоить –
Большого труда это не будет стоить.
Просто нужно все понятия знать
И, конечно, уметь свои навыки применять.


20
Упражнение 2

А этот доброжелательный слоник открыл нам главный секрет Синтаксиса и Пунктуации.




Задание.
Глядя на рисунок, расскажите о том, что изучают данные разделы русского языка.

17
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

18
Путешествие пятое
Город Синтаксис-Пунктуационный
Гостеприимные жители этого города помогут нам лучше разобраться в некоторых непростых вопросах.
И чтобы разрешить все свои сомнения в этой области знаний, я, выступив в роли корреспондента, побеседовала с самой Запятой.

Упражнение 1

Корреспондент:
- Уважаемая Запятая! Нам очень приятно взять у Вас хотя бы небольшое интервью. До нашего сведения дошли такие интересные факты, что Вы пользуетесь большой популярностью среди людей. Не могли бы Вы привести какие-нибудь аргументы по этому поводу?

Запятая:
- Я знаю, что нужна людям, так играю большую роль в их письменной речи. Я способна выполнять множество полезной и нужной работы.

Корреспондент:
- Можете ли Вы привести какие-либо примеры?

19
Запятая:
- Конечно, могу. Я разделяю однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного Я даже способна решать жизнь человека своим присутствием. Взять, к примеру, такое предложение: Казнить, нельзя помиловать. В этом случае я встала после слова казнить. А если я поменяю своё направление и встану после слова нельзя, то предложение приобретёт совсем другое значение. И вот что получится: Казнить нельзя, помиловать.
Теперь вы видите, что я очень важна.

Корреспондент:
- Большое Вам спасибо, Запятая! И последний вопрос: «Что бы Вы посоветовали своим кумирам и поклонникам?»

Запятая:
- Я бы посоветовала хорошо и прилежно изучать всю мою жизнь, чтобы ваши ошибки не привели к плохим последствиям. Я думаю, вы в этом убедились сами.

Задание.
В большой стране Лингвистика много «персонажей», которые заслуживают особое внимание: звуки, буквы, морфемы и т.д. Возьмите у них интервью.



А














[ч,]

[м,]

[а]

[д]

[з]

[о]