Конспект аттестационного внеклассного занятия Давайте жить дружно!
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ивановская школа-интернат имени Е.Д. Стасовой»
Модель внеклассного занятия
«Давайте жить дружно!»
Тренинг с элементами игры
Выполнила:
Абрамова Елена Николаевна,
воспитатель
Иваново – 2014 г.
Конспект занятия
Аттестуемый педагог Абрамова Елена Николаевна
Тема: «Давайте жить дружно!».
Возраст воспитанников: 12-13 лет.
Тип занятия: тренинг с элементами игры
Цель занятия: способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.
Задачи занятия:
Образовательные (овладение различными видами предметной деятельности):
Приобретение учащимися знаний о правилах общения с друзьями.
Введение в словарь детей новых понятий, слов.
Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):
Развитие наблюдательности.
Развитие эмоциональной сферы воспитанников.
Развитие способности к самоанализу, умения логически мыслить и аргументированно вести беседу.
Развитие уважительного отношения к окружающим.
Воспитательные (развитие личностных качеств):
Формирование толерантного сознания школьников.
Воспитание любви и уважения к людям.
Эмоциональная разгрузка учащихся.
Оборудование и технические средства обучения
Наглядные пособия:
Видео-презентация
Словарь: симпатия, антипатия, поблажка, оправдание, аргумент, толерантность
Рабочие материалы для учеников:
Тексты пословиц
8 красных квадратов и 9 синих квадратов
Таблички со словами «ДА» и «НЕТ».
Две одинаковые фотографии
Материалы и оборудование, используемые педагогом: мультимедийное оборудование, аудиозаписи, притча из пособия для педагога «Миротворчество и толерантность».
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1. Подготовительный этап
Цель для воспитателя: тщательная подготовка мероприятия, обеспечивающая профессиональный уровень проведения, содержательность, качество исполнения.
Цели для воспитанников:
-формирование чувства сопричастности к общему делу; - желания оказаться включенным в работу.
Выбор темы, написание сценария, подбор музыкального сопровождения, разработка презентации к мероприятию, оформление дидактического материала.
Ранее был проведен цикл мероприятий по теме «Толерантность». Сегодняшнее занятие является звеном в продолжение изучения темы.
2. Организационный этап
- организация начала занятия;
-мотивация деятельности.
Цели для воспитанников:
- включиться в деловой ритм занятия;
- усвоить новые слова.
Цели и задачи для воспитателя:
- создать благоприятную психологическую атмосферу занятия;
- включить воспитанников в деловой ритм занятия;
- познакомить с новыми словами.
Методы организации работы:
диалог с участниками мероприятия
Методы мотивирования рабочей активности учащихся:
-знакомство с гостями,
-музыкальный фон,
-доброжелательный настрой педагога
Звучит песня о дружбе.
- Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня к нам на занятие пришли гости.
Это представители Горметодцентра г. Иванова и педагоги нашей школы.
- Им тоже будет интересно послушать то, о чем мы сегодня будем говорить и, может быть, поучаствовать в беседе.
- Поприветствуем их.
- На предыдущих занятиях по теме «Толерантность» мы с вами уже говорили об отношении к другим людям. Мы знаем, каким оно должно быть.
- Вспомните, что такое «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»?
(термин появляется на экране)
(после ответов детей на экране дается толкование слова: - это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям; уважение к другим культурам, религиям.)
- В окружении каждого из вас есть люди, к которым вы относитесь с СИМПАТИЕЙ (слово на экране). То есть, это как?
(на экране дается толкование слова по Ожегову – «Симпатия – влечение, внутреннее расположение к кому-либо»). Вы правы.
- Но знаем также и то, что в нашем окружении есть люди, которых мы не совсем понимаем, с которыми не стремимся общаться. Не исключены и отношения неприязни, даже враждебности. Почему так бывает?
Чаще всего такое отношение к человеку мы объясняем его недостойными поступками и словами, которые нам неприятны. А иногда наше неприятие другого человека мы никак не объясняем, даже не задумываемся об этом.
- Каким одним словом можно назвать такое отношение к человеку?
(на экране дается слово «АНТИПАТИЯ» и после ответов детей на экране появляется его толкование по Ожегову – «Антипатия – чувство неприязни, нерасположения к кому-либо»).
- А как мы относимся к своим друзьям?
- Можем ли мы ко всем людям относиться с симпатией?
- Но почему же не всегда и не со всеми у нас складываются дружеские отношения?
Дети сидят полукругом перед экраном.
Приветствие воспитанниками всех присутствующих.
Ответы детей.
- Дружелюбно, с любовью, с нежностью.
Ответы детей.
- Антипатия.
- С симпатией, дружелюбно.
Ответы детей .
Ответы детей.
3.Актуализация опорных знаний.
Цели для воспитанников:
- сформулировать тему мероприятия;
- определить практическое значение содержания мероприятия для своей жизни;
- снять эмоциональное напряжение;
- создать предпосылки к лучшему пониманию друг друга.
Цели и задачи для воспитателя:
- формулировка цели и задач, ожидаемых результатов
мероприятия совместно с воспитанниками,
- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Методы мотивирования активности учащихся:
- метод словесного поощрения.
- Вы хотите об этом поговорить?
- А сейчас для нашего класса это актуально?
- Почему?
- Так давайте эти вопросы и сделаем темой нашей сегодняшней встречи.
(На экране высвечивается название)
РАЗМИНКА. «Пожелания друг другу»
- Давайте начнем с того, что пожелаем друг другу что-то доброе на день, и сделаем это так. Рассчитайтесь на первый-второй. 1 и 2 объединитесь в пары. Вы оба пожелайте друг другу что-то приятное на сегодняшний день.
- Расскажите, что вы чувствовали, какие испытывали трудности, высказывая свое пожелание?
- А какие чувства вы испытывали, получая пожелания?
- Ответы детей
- Потому что мы не всегда бываем дружелюбны, не умеем скрывать плохое настроение, бываем грубы.
Дети сидят полукругом.
Каждый ребенок высказывает свое пожелание своему партнеру.
- Волнение, сложность в составлении текста. Дружеское отношение и уважение к товарищу.
- Приятно.
4. Приобретение новых социальных знаний.
Цели для учащихся:
- усвоение толкования новых слов,
- приобретение коммуникативных и рефлексивных умений через работу в коллективе;
- выработка умения аргументировать ответ;
- формирование установки на взаимопонимание.
Цели и задачи для воспитателя:
- дать понять детям, что нельзя судить о человеке поверхностно, не узнав его;
-формирование навыков самостоятельной работы;
- развитие прогностических возможностей и интуиции;
- формирование умений эффективной коммуникации;
- пополнение словаря детей новыми понятиями.
Методы и приемы организации работы:
- анализ текста стихотворения;
- игра в экспертов;
- ситуация выбора;
- проблемная игра;
- самоконтроль.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:
- проявление организованности при формировании групп;
- знание правил организации групповой деятельности;
- успешное самостоятельное принятие решения;
5. Закрепление материала - подведение итогов занятия. Рефлексия.
Цели для воспитанников:
- научиться на практике принимать самостоятельные решения;
- приобрести умение находить варианты решения и анализировать результаты и последствия решения;
- научиться слушать собеседника и принимать точку зрения другого;
- научиться аргументировать собственную точку зрения;
- учиться осознавать практическую значимость освоенного нового материала.
Цели и задачи для воспитателя:
- обеспечение педагогической поддержки в приобретении воспитанниками знаний и умений;
- диагностика осознания практической значимости освоенного ребенком нового материала.
Результат работы:
- настроить детей на миролюбивый лад, заинтересовать в желании находить пути для развития добрых отношений с окружающими людьми.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала:
- умение соотносить содержание прослушанного материала, выделять главное, делать выводы применительно к себе.
Критерии, позволяющие определить степень актуальности для воспитанника нового материала:
- заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и стремление научиться применять их в практической деятельности;
- активность на всех этапах занятия;
- востребованность проекта.
- На экране стихотворение
-Кто хотел бы его выразительно прочитать?
« Мне бабка мудрое сказала слово:
«Наука трудная – понять другого.
Другого если судишь без труда,
То от себя себе не жди суда!»
Чужую душу поняла я позже,
Теперь себя судить я стала строже.
Себе поблажек не хочу давать,
Зато других стараюсь оправдать.
Но сердце у меня от боли сжалось,
О, если б та наука всем давалась:
Себя судить на всем своем пути,
А другу оправдание найти».
(Фазу Алиева)
- Какие слова вам не понятны?
- Что такое «ПОБЛАЖКА»? (слово на экране)
(после ответов детей на экране дается толкование слова по Ожегову – «Поблажка – послабление, снисхождение по отношению к кому-либо»)
- Как вы понимаете слово «ОПРАВДАНИЕ»? (слово на экране)
(после ответов детей на экране дается толкование слова по Ожегову – «довод, которым можно оправдать, объяснить, извинить что-нибудь»)
- А теперь вернемся к стихотворению. О чем это стихотворение? Как вы понимаете смысл этих строк?
( комментирую ответы детей)
- Да, в каждом человеке есть и недостатки и достоинства.
- Хотите поэкспериментировать, попробовать поискать разные качества характера человека? Следующее задание поможет нам в этом.
.
ИГРА В ЭКСПЕРТОВ «Два лица одного портрета»
- У меня в руках квадраты 2-х цветов. Каждому из вас нужно взять один жетон.
- Теперь те, у кого красные квадраты, подойдите к окну. Те, у кого синие квадраты, подойдите к двери. Вы разделились на две команды.
- Я каждой из команд дам по фотографии.
(показываю обеим командам одну и ту же фотографию, но дети об этом не знают)
- Задание первой команде. На фото изображен преступник. Опишите черты его лица. Если сможете, то и характера.
- Задание второй команде. Вам я показываю портрет студента, участника команды КВН. Задание то же.
(На задание отводится 2 минуты.) (фоном звучит муз. Грига «Утро»)
- Итак, обсуждение закончили. Выслушаем словесный портрет представителя
1-й команды.
- Какую характеристику даст вторая команда?
- Ребята, сейчас присядьте на свои места (забираю фотографии).
- Открою вам секрет: Фотография была одна и та же. (Показываю)
- Так почему же два описания одного и того же человека оказались такими разными?
- Какой из этого можно сделать вывод?
ВЫВОД:
- Нельзя судить о человеке, не узнав его. В каждом из нас есть и плюсы и минусы. Когда мы видим в человеке хорошее, подчеркиваем его достоинства и помогаем избавиться от недостатков, тем самым делаем человека лучше и становимся лучше сами.
ИГРА «СЛОЖИ ПОСЛОВИЦУ»
(За стульями стоят два стола. На них лежат по комплекту разрезанных пополам пословиц).
- У вас есть две команды. Каждая команда должна пройти к своему столу. На столах лежат половинки пословиц. Пословиц всего пять.
Бой красен мужеством, а приятель мужеством
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
Дружба и братство дороже богатства.
(на экране для зрителей выводятся пословицы с перепутанными вторыми частями)
-Сейчас узнаем, чья команда быстрее соберет пословицы.
(фоном звучит музыка)
-Послушаем пословицы команды, которая справилась первой.
-Вторая команда, вы согласны с ответами ваших соперников?
- Что общего вы заметили между всеми пословицами?
- Молодцы! Займите свои места.
- Несмотря на то, что мы стремимся жить в мире и согласии, ссор и конфликтов зачастую избежать невозможно. Вы согласны со мной?
- Конечно, у каждого человека на любой вопрос есть свое мнение или свой ответ. Часто на одно и то же действие или слова бывают совсем разные реакции.
Есть такая игра «Шнуровка», когда одним надо обрисовать ситуацию с положительной точки зрения, а другим с отрицательной. И каждый должен объяснить свою правоту, свою точку зрения, т.е. аргументировать ответ.
- Что такое АРГУМЕНТ? (Слово на экране)
(после ответов детей на экране толкование слова – «довод, доказательство»)
- ИГРА «ШНУРОВКА»
- Ребята, давайте разделимся на две команды и сядем в два полукруга.
(У меня в руках две таблички «Да» и «Нет»)
- Я буду задавать вопросы, а каждая команда дает свой ответ в соответствии с табличкой, которую я покажу, и аргументирует (объясняет) его.
(Вопросы поочередно появляются на экране)
1. Глупо рисковать ради другого человека?
2. Уборка территории школы – бесполезное занятие?
3. Можно ли обидеть друга, если у тебя плохое настроение?
4. Правильно ли уступить другу в споре?
- Чему вы научились, играя в «Шнуровку»? Трудно ли вам было аргументировать, объяснять свой выбор ответа?
- Возникало ли у кого-то из вас желание согласиться с аргументами противоположной команды?
- Почему?
ВЫВОД: Даже если мы очень хорошо знаем ответ на вопрос в определенной ситуации, нам всегда полезно обдумать свой ответ, а потом его озвучить, чтобы самому не выглядеть глупо и чтобы никого не обидеть.
- Аргументировать свой ответ очень важно, для того, чтобы не давать бездумных ответов и не совершать бездумных поступков, как это случилось в притче, которую вы сейчас услышите.
(читаю притчу)
ПРИТЧА «СУДЬБА КУВШИНЧИКА»
«Маленький глиняный кувшинчик для воды стоял на столе. В углу комнаты на кровати лежал больной, томимый жаждой.
-Пить! Пить! Пить!.. – поминутно просил он.
Мольба больного была так жалобна, что даже кувшинчик не выдержал. Он переполнился состраданием и, прилагая невероятные усилия, подкатился к постели больного, остановившись возле самой его руки.
Больной открыл глаза, и взгляд его упал на кувшинчик. Собрав все свои силы, он поднял кувшинчик и прижал его к горячим губам, но тут понял, что кувшин пуст. Последние силы больной потратил на то, чтобы швырнуть кувшинчик в стену. Тот разлетелся на бесполезные куски глины».
- Додумайте до конца притчу. Как бы вы закончили эту историю?
- ВЫВОД: « Никогда не уподобляйся этому больному – не превращай в куски глины тех, кто стремится тебе помочь. Даже если их попытки тщетны, оцени по достоинству их усилия».
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы не приняли предлагаемую кем-то помощь?
- Почему?
- Как нужно относиться к человеку, который, пусть даже неумело, протягивает вам руку помощи?
- Наша встреча подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Рефлексия:
(На экране все шесть терминов, усвоенных во время мероприятия без толкования - толерантность, симпатия, антипатия, поблажка, оправдание, аргумент.)
- Взгляните на экран. Вы сегодня пополнили свой личный запас слов новыми терминами. Вспомните, что означает каждый из них.
- Вам понравилась сегодняшняя встреча?
- О чем бы вы рассказали своим друзьям, кто не был сегодня с нами?
- Но прежде давайте попросим Светлану Николаевну наши мысли превратить в правильные предложения и набрать на компьютере.
- Посмотрите на экран.
(на экране грамотно оформленные высказывания детей).
Подумать только, мы с вами сейчас занимались ни чем иным, как настоящим законотворчеством. Мы составили свод правил. У нас практически получилась Памятка «Как жить дружно». Сегодня по окончании занятия мы ее распечатаем и повесим в классе для дальнейшей доработки. Что-то добавим, что-то уберем. А к следующему занятию по теме «Толерантность» мы доработанную Памятку распечатаем и будем сами учиться по ней жить, и подарим ребятам других классов.
ПАМЯТКА «Давайте жить дружно!»
- сохраняй спокойствие, когда сердишься;
- владей собой, имей выдержку и хладнокровие;
- имей терпение выслушать собеседника;
- спокойно объясни свою точку зрения;
- подумай, из-за чего возник спор;
- прежде, чем судить о человеке, узнай его
поближе.
- А на прощание я хочу подарить каждому из вас ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДРУЖБЫ:
«Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе» (выводится на экран).
Спасибо, ребята, за активное участие в сегодняшней встрече. Спасибо всем присутствующим.
Ребенок читает с экрана стихотворение Ф.Алиевой.
Дети дают ответы.
Возможный ответ детей:
- Прежде, чем судить другого, надо обратить внимание на свои недостатки.
Дети разбирают жетоны и разбиваются на 2 команды.
Первая команда начинает обсуждение.
Начинает обсуждение вторая команда.
Возможный ответ детей:
- Этот человек злой, непримиримый, хитрый, некрасивый, неприятный, с резкими чертами лица, взглядом исподлобья и с неприятной улыбкой.
- Симпатичный, веселый, умный, добрый, отзывчивый, остроумный, воспитанный. С открытым взглядом, с приятной улыбкой.
Дети сидят полукругом.
Ответы детей. Дети пробуют сделать вывод. Если затрудняются – я помогаю.
Дети встают около столов, на которых лежат пословицы. Собирают тексты на скорость.
Дети зачитывают пословицы.
Дети дают ответы.
- Все они о дружбе.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети садятся в два полукруга.
Команды дают аргументированные ответы:
- Да. Он не оценит.
- Нет. Так у меня будет возможность его спасти.
- Да. Завтра снова намусорят.
- Нет. Когда чисто, не каждый бросит бумажку.
- Да. Он простит.
- Нет. Иначе я перестану уважать себя.
- Да. Ему будет приятно.
- Нет. Истина дороже.
- Мы научились давать объяснение своему ответу, аргументировать его.
Ответы детей.
Дети слушают притчу.
Дети предлагают варианты ответов.
Ответы детей.
- Нельзя обижать человека, который желает вам добра, надо быть благодарным
Ответы детей.
Поднявшие руку, ребята отвечают.
Литература:
Пособие для педагогов «Миротворчество и толерантность».
Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка».
Вачков И. «Толерантность в школе» статья в журнале «Школьный психолог» № 5, 2009 г.
Вачков И. «Основы технологии группового тренинга». Ось-89-1999
Рудомино М. «Мы разные, но мы дружим» 2003 г.
Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» Генезис. М. 2003 г.
13PAGE 15
13PAGE 14215