Урок Товарный ассортимент и товарная номенклатура

Товарный ассортимент и товарная номенклатура
Под товарным ассортиментом понимается набор связанных между собой товаров, объединение которых при продаже способно принести предприятию дополнительный эффект. Так, если торговое предприятие располагает большим набором одежды, рассчитанной на все покупательские вкусы и материальные возможности, то у него резко возрастают шансы на то, что посетитель магазина сделает покупку.
Группа различных товаров, каждый из которых представлен в ассортименте, предлагаемая торговым предприятием покупателям, составляет товарную номенклатуру.
Вначале о товарном ассортименте.
Товары, образующие ассортимент, могут объединяться по следующим признакам:
общая или сходная область использования, например косметические товары, одежда, автомобили;
общие каналы распределения и места продажи, например магазины для малообеспеченных, магазины стандартных цен, магазины товаров из определенной страны;
общие покупатели, например состоятельная часть населения, молодежь, представители определенной профессии;
одинаковый диапазон цен, например магазины, где все товары продаются по определенной цене;
общий характер спроса, например товары массового спроса, товары повседневного спроса;
общий характер самого ассортимента, например товары расширенного ассортимента, узкого ассортимента.
Продажа товаров каждой ассортиментной группы имеет свою специфику и требует особого подхода. Поэтому, как правило, работу с определенными ассортиментными группами поручают специалистам по данным видам товаров.
Работа над товарным ассортиментом предполагает принятие решений о широте ассортимента, о его наращивании, а также о его насыщении. Главным критерием для решения о широте ассортимента является его влияние на величину прибыли: считается целесообразным дополнять ассортиментный набор или, наоборот, исключать из него товары лишь в том случае, если это приводит к повышению прибыльности продаж. Подобный подход приводит к тому, что в конечном счете предприятие, борясь за прибыль, устанавливает для себя довольно узкий ассортимент наиболее прибыльных товаров.
Это правило, однако, не распространяется на те предприятия, которые делают бизнес на продаже товаров определенного вида ассортимента и завоевали на этом свою коммерческую репутацию. Например, торговые фирмы, известные как магазины товаров массового спроса, могут в ряде случаев пренебречь соображениями прибыльности в интересах сохранения «лица фирмы» и не сужать ассортимент.
В стратегическом плане товарный ассортимент имеет тенденцию к расширению. Существует два пути расширения ассортимента: наращивание и насыщение.
Наращивание ассортимента означает включение в него тех товаров, которые ранее данным предприятием не предлагались. Так, например, наряду с ювелирными изделиями из золота, серебра и драгоценных камней организуется производство и продажа бижутерии. Наращивание ассортимента, как правило, связано с изменением стоимости и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а товаров и может производиться следующими тремя способами:
путем включения в ассортимент товаров более низкой ценовой группы и соответственно – более низкого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а (так называемое наращивание «вниз»);
путем включения в ассортимент более дорогих товаров более высокого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а (наращивание «вверх»);
одновременное расширение ассортимента «вверх» и «вниз».
Наращивание «вниз» применяется при необходимости завоевания новых перспективных сегментов рынка, при изменении рыночной конъюнктуры, связанной со снижением покупательной способности населения, а также в ходе конкурентной борьбы. Наращивание «вверх» может оказаться целесообразным при повышении покупательной способности населения, когда фирма имеет достаточно ресурсов и стремится к более широкому охвату всего возможного диапазона состоятельных покупателей данной группы товаров и предоставления им наиболее полного выбора. Например, при продаже автомобилей, товаров длительного пользования и предметов роскоши.
Данный способ расширения товарного ассортимента требует большой осторожности: вопервых, для работы с состоятельным покупателем нужны особые навыки и опыт, которого может не оказаться; вовторых, покупатель дорогого товара будет проявлять законное недоверие к новому, непроверенному поставщику и продавцу; втретьих, расширение «вверх», требующее больших затрат, может ослабить позиции предприятия «внизу» и привлечь туда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ых конкурентов.
Наращивание ассортимента одновременно «вверх» и «вниз» характерно при продвижении на рынок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]енно новой группы товаров. В нашей стране такими товарами, появившимися в последние десятилетия, стали продовольственные товары длительного хранения (в вакуумной упаковке), одноразовые бритвы, разнообразная косметика (дезодоранты, краски для волос и т. д.).
Расширение товарного ассортимента за счет насыщения рынка отличается тем, что добавляемые товары не выходят за пределы цен, характерных для существующего ассортиментам лишь заполняют пробелы в наборе товаров определенного вида и назначения. Примерами насыщения рынка могут служить появление в продаже все новых сортов колбасы, видов майонеза, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] одной и той же тематики. Работа по насыщению рынка объясняется желанием опередить конкурентов, более полно использовать производственные и торговые возможности предприятия, привлечь внимание как можно более широких слоев населения к своим товарам.
Вместе с тем, насыщая рынок, не следует закрывать глаза и на возможные негативные последствия такой деятельности, особенно если дополнительные товары не имеют существенных отличий и преимуществ по сравнению с существующими. Непродуманное насыщение рынка затрудняет потребителю выбор, не дает возможности на чемлибо остановиться и тем самым задерживает покупку.
Кратко остановимся на проблемах, связанных с товарной номен кл атур ой.
По сути, товарная номенклатура – это перечень товаров, находящихся в продаже данного предприятия в определенный период. Товарная номенклатура характеризуется общим количеством наименований товаров, количеством ассортиментных групп, вариантностью выбора товаров и согласованностью ассортимента.
Первые три характеристики номенклатуры товаров понятны по их названиям. Что касается согласованности ассортимента, то под этим понимается возможность использования в процессе производства, движения и продажи товаров их общих свойств в целях увеличения прибыли предприятия. Речь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]т о возможности изготовления товаров на одном и том же оборудовании, из одного и того же сырья, движении по одному каналу распределения, предложении потребителю взаимодополняющих товаров. Например, для мебельного предприятия выгодно производить теннисные ракетки: сходное сырье и производственный процесс, подготовленный персонал. Продовольственные товары глубокой заморозки выгодно объединить для перевозок в транспорте, оборудованном холодильными установками. Продажа футляров для очков пойдет лучше там, где продаются сами очки.
Состояние и изменение ассортимента и номенклатуры товаров представляют собой товарную политику предприятия, которая является основой его коммерческой стратегии.
Пришло время остановиться еще на одном мощном инструменте коммерческой деятельности, который не без основания получил название «двигателя торговли».
Маркетинг
Товарная номенклатура и ассортимент товаров
В реальной действительности очень мало фирм, которые предлагают рынку лишь один товар. Как правило, фирма изготовляет и продает несколько товаров, а также может оказывать некоторые услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы.
Товарная номенклатура
Товарная номенклатура это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами. Ими, например, для парфюмерно-косметической фирмы могут быть: одеколон, духи, губная помада и т. д.
Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). Например, ассортиментная группа Одеколон может состоять из двух ассортиментных позиций: одеколон Престиж и одеколон Маэстро.
Товарный ассортимент
Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой, определяет так называемый товарный ассортимент. Он характеризуется:
широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);
глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки, зрения их потребителя или каких-то иных показателей).
Управление товарным ассортиментом
Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:
изменение спроса на отдельные товары;
появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии;
изменения в товарном ассортименте конкурентов.
Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:
целесообразность использования свободных мощностей;
желание посредников закупать товары широкого ассортимента;
целесообразность использования побочных продуктов производства.
Задача высшего руководства фирмы и состоит в том, чтобы с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаря управлению товарным ассортиментом.
Управлять товарным ассортиментом - значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения его:
широты. Фирма может развить ассортимент за счет изготовления товаров новых ассортиментных групп;
глубины. Фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в одних ассортиментных группах и уменьшить их в других;
насыщенности. Фирма может развить ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций;
гармоничности. Фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.
Принимая решения о широте, глубине, насыщенности и гармоничности товарного ассортимента, необходимо постоянно проводить оценку выпускаемых фирмой изделий. Поэтому следует постоянно анализировать соответствие производимых изделий запросам покупателей и на этой основе принимать решения о:
снятии с производства устаревших товаров;
модификации изготовляемых товаров;
Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Номенклатура потребительских свойств  это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.
Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций.
Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:
проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;
включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию;
комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;
определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;
определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;
установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара, а также отражать современные достижения науки, техники и технологии и изменения в структуре спроса и потребления.
Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает три этапа:
изучение товара;
разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара;
определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.
Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.
Потребительские свойства I уровня
Потребительские свойства II уровня

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Совершенство выполнения основной функции


Универсальность применения


Совершенство выполнения вспомогательных функций

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Долговечность


Безотказность


Сохраняемость


Ремонтопригодность

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Антропометрические


Физиологические (гигиенические)


Психофизиологические


Психологические

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационная выразительность


Рациональность формы


Целостность композиции


Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Удобство использования

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Свойства, влияющие на атмосферу


Свойства, влияющие на землю (почву)


Свойства, влияющие на живые организмы


Свойства, влияющие на гидросферу

Свойства безопасности
Механическая безопасность


Химическая безопасность


Пожаробезопасность


Биологическая безопасность


Физиологическая безопасность


Акустическая безопасность


Вибрационная безопасность


Электромагнитная безопасность


Электрическая безопасность


Радиационная безопасность


Безопасность транспортных средств

разравная функция информации о товаре это доведение до сведения потребителя (поставщика, продавца и др.) сведений о потребительских свойствах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, выбора, использования и утилизации товара. Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полное соответствие товара заявленной о нем информации.
Право потребителя на информацию регулируется нормами закона РФ "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом РФ, а требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены указами президента и постановлениями правительства РФ, соответствующими решениями уполномоченных органов исполнительной власти и нормативными документами на конкретные группы и виды товаров.
Средства товарной информации. Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Маркировка - это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах.
Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую информацию, а также штрих-коды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения.
Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр. С учетом все возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и пр.
Товарный знак  это обозначения (словесные, изобразительные, объемные, а также их комбинации), позволяющие отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других изготовителей. Товарный знак это визитная карточка предприятия (рис. 2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Товарный знак регистрируется Агентством по патентам и товарным знакам, где осуществляется проверка их охраноспособности и новизны. На зарегистрированный товарный знак выдается документ свидетельство. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая со дня поступления заявки в Агентство. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца товарного знака каждый раз на 10 лет. Право на использование товарного знака охраняется законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения".
Знаки соответствия  это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества "СЕ" (рис. 3).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ (рис. 4).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также могут маркироваться с помощью соответствующих знаков. Такая маркировка может указывать на способы обращения с товаром и с упаковкой, на способы ухода за товарами, способы его хранения и использования.
Например, символы назначения ковровых покрытий показаны на рис. 5.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Предупредительные знаки наносятся на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Наиболее распространены системы маркировки, используемые при транспортировке опасных веществ и материалов и основанные на рекомендациях ООН. Для краткой характеристики опасности и описания советов по безопасному обращению с веществом рекомендуется использовать основные выражения и соответствующие им коды (R-фразы с соответствующими R-кодами) и (S-фразы с соответствующими S-кодами). Например: R29 при контакте с водой выделяется токсичный газ; S30 избегать контакта содержимого с водой.
Если малые размеры упаковки с веществом не позволяют разместить на этикетке всю предупредительную информацию, то на ярлыке помещаются: наименование вещества; сигнальное слово; символы опасности; R- и S-коды и, если позволяют размеры этикетки, то еще и стандартные R- и S-фразы; данные поставщика; обозначение партии продукции; указание о том, где можно найти более полную информацию по безопасному обращению с веществом.
Материалы, содержащие некоторые опасные вещества (свинец, кадмий, хлор и др.), должны маркироваться дополни-тельными данными. Например, для материалов, содержащих кадмий или его сплавы, надо дать следующее предостережение: "Осторожно! Содержит кадмий. При использовании образуются опасные пары. Использовать с соблюдением требований безопасности".
Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара.
Экологический знак "Зеленая точка" (рис. 6 а) применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает на возможность ее переработки или возврата.
Продукция, маркированная знаком "Голубой ангел"  (рис. 6 б), соответствует установленным требованиям, выполнение которых гарантирует экологическую безопасность. Например, автомобиль, имеющий такой знак, оборудован надежной системой очистки выхлопных газов.
Другие экологические знаки информируют потребителя о различных показателях экологических свойств реализуемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Важный элемент маркировки  штриховой код. Наличие штрихового кода является обязательным при проведении внешнеторговых операций, при сертификации импортных товаров. Его отсутствие может стать причиной снижения конкурентоспособности товаров.
Штриховой код представляет собой комбинацию темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос различной толщины, а также букв и/или цифр. Штриховое кодирование призвано обеспечить быстрый и максимально корректный ввод больших объемов информации.
Существует несколько видов стандартов товарной нумерации EAN-13, EAN-8, DUN-14, UPC, которые служат для кодирования товаров.
Универсальный товарный код UPC (Universal Product Code) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется в качестве международной.
EAN-8 восьмизначная версия международного товарного кода EAN. EAN-13 тринадцатизначная версия международного товарного кода EAN. DUN-14 четырнадцатизначная версия кода транспортной упаковки. UPC универсальный товарный код (американский код). LAC локально присвоенный код.
Присвоение кодов товарам, их нанесение и использование регулируются международными неправительственными организациями: Советом по применению унифицированных кодов (UСС) в США и Канаде, Международной ассоциацией товарной нумерации ЕАN и ее представителями в 79 странах мира. В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), которая призвана оказывать практическую помощь промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в EAN, она имеет право разрабатывать коды в системе EAN и вносить их в банк данных.
Номер товара является уникальным и неповторяющимся. Изделия с различными потребительскими свойствами обязательно имеют различные коды. Групповые упаковки должны иметь код, отличный от кода товаров, которые в нее входят. Различные коды имеют также транспортные упаковки различной емкости. Однако те изделия, которые могут одновременно являться и транспортными упаковками и потребительскими товарами (например, коробка с 12 бутылками минеральной воды, блок сигарет) маркируются по правилам, относящимся к потребительским товарам.
Для маркировки большинства потребительских товаров используются номера стандарта EAN-13, состоящего из 13 знаков (13 цифр под штрихами и пробелами) и имеющего следующую структуру (рис. 7):
первые 2 (3) знака  код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера;
следующие 5 (4) знаков  номер, присваиваемый изготовителю или иной организации, реализующей товар. Данные об этих номерах содержатся в базах данных национальных организаций товарной нумерации. При этом следует иметь в виду, что единой международной базы в настоящий момент не существует, а сведения некоторых национальных организаций можно запросить путем обращения в соответствующую организацию. В России код предприятия можно найти по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
далее 5 знаков  код товара, присваиваемый предприятием, с учетом его потребительских свойств товара, упаковки, массы и т. п. Предприятие может, по своему усмотрению, использовать номера товара для внутренней классификации продукции. Классификация не является обязательной, ее правила устанавливает само предприятие, без согласования с национальными организациями.
13-й знак (последний)  контрольное число. Служит для проверки правильности присвоения номера и считывания символа.
Короткий номер EAN-8 предназначен для нумерации малогабаритных товаров, на которых трудно или невозможно разместить стандартный номер EAN-13. EAN-8 имеет следующую структуру:
первые 2 (3) знака  префикс, обозначающий код страны;
следующие 5 (4) знаков  номер товара, присваиваемый непосредственно национальной организацией товарной нумерации, он не соотносится со стандартными номерами EAN-13, используемыми данным предприятием;
8-й знак (последний)  контрольное число.
Допустимы различные способы нанесения штриховых кодов, они могут наноситься на упаковку или этикетки изделия типографским способом в процессе их изготовления (например, сигаретные пачки, этикетки на бутылках), или могут быть напечатаны на этикетках с клеящейся основой. Расположение штрихового кода на изделии должно обеспечивать возможность его беспрепятственного считывания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кроме маркировки, носителями товарной информации выступают технические документы, которые в зависимости от назначения подразделяют на товарно-сопроводительные (товарно-сопроводительные накладные, счет-фактуры, качественные удостоверения, сертификаты соответствия и др.) и эксплуатационные (паспорта, руководства по эксплуатации и др.) документы.
Общие требования к информации о товарах. В соответствии с законом "О защите прав потребителей" информация о товаре должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Информация может быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов РФ.
Информация рекламного характера должна соответствовать законодательству РФ. Например, использование таких терминов, как "экологически чистый", "витаминизированный", "радиационно-безопасный" имеет рекламный характер. Эти термины можно использовать только при указании нормативного документа, позволяющего осуществить контроль и идентификацию заявленных характеристик, а также при подтверждении этого органами, уполномоченными для проведения такого контроля.
Следует отметить, что за не предоставление информации, а также предоставление недостоверной или недостаточно полной информации изготовитель (продавец) несет административную ответственность. Если недостаточная или отсутствующая информация повлекли за собой причинение вреда жизни или здоровью и имуществу потребителя, то изготовитель (продавец) может понести и уголовную ответственность.
Информация о непродовольственных товарах
Требования к содержанию информации о непродовольственных товарах регламентируются стандартами на группу товаров, а также на отдельные их виды. Информация должна включать следующие сведения:
наименование товара;
наименование страны-изготовителя;
наименование фирмы-изготовителя (может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита) с указанием адреса;
основное (или функциональное) назначение товара или область его применения;
правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости);
основные потребительские свойства или характеристики;
данные об обязательной сертификации, которая наносится в виде знака соответствия.
В зависимости от вида и технической сложности товара изготовитель и/или продавец может дополнить обязательную информацию такими данными, как:
масса нетто, основные размеры, объем или количество;
состав (комплектность);
товарный знак (торговая марка) изготовителя (при наличии);
дата изготовления;
срок годности (или службы);
обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (обязательно для товаров отечественного производства);
информация о добровольной сертификации (при наличии);
информация о знаке соответствия товара требованиям государственных стандартов (при наличии);
штриховой код товара (при наличии);
специфическая информация для потребителя (при необходимости).
Наименование товара должно соответствовать государственным стандартам РФ и общероссийским классификаторам технико-экономической информации.
Товары, не являющиеся традиционными для России и поступающие по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, региональным или национальным стандартам, а при их отсутствии наименования, применяемые в стране-изготовителе.
Наименование страны-изготовителя указывается по названию, принятому в ООН. Если товар, изготовленный в одной стране, проходит в другой стране технологическую обработку, которая изменяет его свойства и/или превращает в конечное готовое изделие, то при нанесении информации эта другая страна должна рассматриваться как страна-изготовитель данного товара.
Если же изготовитель товара не является одновременно упаковщиком и/или экспортером, то наряду с наименованием изготовителя должны быть указаны упаковщик и/или экспортер и их юридические адреса.
Основное (или функциональное) назначение отечественного товара, его потребительские свойства или характеристики, область применения, правила и условия безопасного хранения, транспортирования, использования, ремонта, утилизации и др. должны сообщаться потребителю в соответствии с требованиями нормативного или технического документа на конкретный вид товара. Например, информация о кожаной обуви должна содержать сведения о таких основных ее потребительских характеристиках, как вид материалов верха, подошвы и подкладки; цвет материала верха; размер и полнота обуви. Практически всегда должно указываться назначение парфюмерно-косметических товаров, например, водостойкая тушь для ресниц, шампунь от перхоти, увлажняющий крем для лица, солнцезащитный крем для тела и пр. Назначение может не указываться в том случае, если это очевидно, например, мыло туалетное, зубная паста. Если в наименовании изделия указывается его назначение, то изготовитель также несет за это ответственность.
Масса нетто, основные размеры, объем и количество товара должны указываться в международной системе единиц (СИ). Допускается не указывать массу или объем на изделиях массой менее 5 г или объемом менее 5 мл.
Состав (комплектность) товара должны быть представлены в виде перечня с наименованием "Состав" или "Комплектность".
Товарный знак (торговая марка) изготовителя проставляется непосредственно на товарах, таре или на ярлыках и этикетках.
С учетом особенностей конкретных товаров в информации о них указывают срок хранения и срок годности (службы) или только срок годности (службы) товара.
Изготовитель должен указывать срок годности, если данный товар включен в утвержденный правительством РФ "Перечень товаров, для которых установление срока годности обязательно".
Для товаров с практически неопределенными длительными (многолетними) сроками хранения сроки их годности или сроки хранения в информации для потребителя не указывают, а устанавливают в договоре купли-продажи.
Срок годности (или службы) исчисляют с даты изготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной или потребительской таре с использованием одной из типовых формулировок: "Годен в течение (дней месяцев лет)" или "Годен до (день месяц год)", "Использовать до (день месяц год)", "Срок службы (лет часов циклов)". Если товар упаковывают в транспортную или иную тару, в которой он будет предложен потребителю, то дату изготовления необходимо дополнить датой упаковки этого товара, которая проставляется на транспортной или потребительской таре.
В информации на отечественную продукцию должна приводиться ссылка на нормативную или техническую документацию, в соответствии с требованиями которой она была произведена.
Информация о добровольной сертификации товара наносится в виде знака соответствия, принятого в конкретной официально зарегистрированной системе добровольной сертификации.
Штриховой код товара наносят на товар, тару и/или упаковку по правилам, установленным Европейской ассоциацией товарной нумерации (EAN).
Товар может сопровождаться специфической информацией, например, рекламной информацией, характеризующей особые свойства или преимущества данного товара по сравнению с товарами-аналогами, лицензионными знаками, знаками экономичности, повышенной безопасности и пр. Так, к информации, характеризующей специфические свойства изделий, можно отнести жесткость щетины для зубных щеток, тип зубных нитей и зубочисток (вощеные, деревянные, с фторидом) и пр. Для парфюмерно-косметических товаров обязательно указание условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.).
Информация о товаре располагается в одном или нескольких удобных для прочтения местах, при этом следует размещать информацию всегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки.
При небольших размерах единиц тары или упаковки, на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью, а также на сувенирных и подарочных изделиях, допускается данные о товаре или часть из них размещать на открытке, листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки, групповой упаковке или в сопроводительной документации к поставляемому товару.
Информация о продовольственных товарах
Информация о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должна содержать такие сведения, как:
наименование продукта;
наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименование страны и места происхождения;
товарный знак изготовителя (при наличии);
массу нетто, объем и количество продукции;
состав продукта;
пищевая ценность;
условия хранения;
срок годности; срок хранения; срок реализации;
обозначение нормативного или технического документа;
информация о сертификации пищевых продуктов.
Кроме того, информация о продовольственных товарах может быть дополнена такими сведениями, как:
способ и рекомендации по приготовлению (для продуктов детского питания, мясных консервов, консервов из птицы, полуфабрикатов, молочных продуктов, кондитерских изделий);
ветеринарное клеймо и/или ветеринарные штампы (для мяса в тушах, полутушах и четвертинках);
товароведческое клеймо (категория упитанности) (для мяса в тушах, полутушах и четвертинках, неупакованное мясо птицы в тушках);
термическое состояние (фасованное мясо, полуфабрикаты, колбасы, мясо птицы в тушках охлажденные, замороженные);
категория, сорт (при наличии) (для мясных продуктов, колбасных и кулинарных изделий из мяса птицы, пищевых яиц, молока и молочных продуктов, зерномучных продуктов);
вид упаковки (мясные и рыбные продукты, чай, кофе, вкусовые вещества упаковано под вакуумом);
рекомендации по применению (консервы из мяса, птицы, продукты диетического питания);
способ обработки (мясо птицы в тушках потрошенные, полупотрошенные) и др.
Рассмотрим более подробно лишь те позиции информационного перечня, которые имеют принципиальное значение для характеристики продовольственных товаров.
Наименование может включать название группы, подгруппы, вида продукта, приведенных в любой последовательности. В наименовании возможно указание отличительных особенностей продукта, например, концентрированный, восстановленный, сублимированный, пастеризованный, охлажденный и пр.
Пищевые продукты, которые не являются традиционными для России (джин, виски, лечо и пр.) и поступают по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, региональным и национальным нормативным документам.
Не допускается:
в наименованиях аналогов пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта (например, вино типа Ркацители, минеральная вода типа Боржоми и т. п.);
давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы пищевого продукта. Например, не допускается промышленно вырабатываемым аналогам натуральных пищевых продуктов давать наименования, близкие к натуральным продуктам (белковой икре название "Икра зернистая черная", палочкам, вырабатываемым из рыбы и другого сырья название "Крабовые палочки").
использовать термины "приближенное к женскому молоку", "адаптированное" в названии молочных продуктов, предназначенных для питания детей первого года жизни.
Наименование места происхождения указывается в том случае, если особые свойства продукта определяются характерными природными условиями географического объекта (страны, населенного пункта, местности и пр.) и/или людскими факторами. Если название географического объекта не вошло во всеобщее употребление на территории России, то оно не признается наименованием места происхождения продукта.
Если продукт (сырье, полуфабрикат), изготовленный в одной стране, проходит в другой стране технологическую обработку, которая изменяет его свойства или превращает в готовое изделие, то другая страна рассматривается как страна происхождения.
Масса нетто и объем продукта. Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (в сиропе, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульоне и пр.), помимо общей массы нетто должна быть указана масса основного продукта.
Слово "состав" должно предшествовать перечню ингридиентов, которые указываются в порядке уменьшения массовой доли в рецептуре продукта. К ингридиентам относятся не только вещества растительного, животного или минерального происхождения, но также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде. При указании пищевых добавок применяют их групповое наименование и индекс согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е). Например, желеобразователь агар Е 406.
При применении усилителей вкуса или запаха слова "ароматизатор", "пищевкусовая добавка" должны сопровождаться прилагательными: "натуральный", "идентичный натуральному" или "искусственный", в зависимости от того, какими они являются.
Правительством Российской Федерации утвержден перечень пищевых продуктов, которые должны содержать информацию о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний. В перечень включены следующие продукты: биологически активные пищевые добавки к пище, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием; пищевые продукты, содержащие эти добавки; пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы.
Информацию о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний доводят до сведения потребителя на этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице упаковки, или маркировкой.
Любая информация о специальных питательных свойствах, лечебном или профилактическом назначении продукта, наличии в нем биологически активных веществ, отсутствии вредных веществ или других особых его характеристиках может быть нанесена на этикетку только с разрешения компетентных органов Минздрава России или при соответствии продукта нормативному документу Минздрава России, регулирующему решение данных вопросов.
Пищевую ценность указывают как массу углеродов, белков, жиров и других компонентов в 100 г или 100 мл съедобной части продукта. Энергетическую ценность продукта определяют в расчете на 100 г или 100 мл продукта и указывают в килокалориях.
Условия хранения указывают для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности (хранения, реализации) и/или требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха, светового режима и пр.). Для продуктов (например, продуктов детского питания), качество которых изменяется после вскрытия герметичной упаковки, защищавшей продукт от порчи, рекомендуется указывать условия хранения после вскрытия упаковки.
Срок годности пищевых продуктов исчисляется с даты изготовления. Срок годности может быть указан следующим образом: "Годен в течение (часов, дней, месяцев или лет)", "Годен до (дата)", "Использовать до (дата)". Дату окончания срока годности указывают так: "час, день и месяц" для скоропортящихся продуктов; "день и месяц" если срок годности продукта не превышает трех месяцев; "месяц и год" если срок годности продукта превышает три месяца.
Правительством Российской Федерации утвержден перечень пищевых продуктов, на которые установлен срок годности. По истечении срока годности пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием условий хранения. В течение срока годности изготовитель гарантирует соответствие продукта требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.
Не являются обязательными требования об указании срока годности для свежих овощей и картофеля (за исключением мытых, герметично упакованных или полуфабрикатов из них), хлебобулочных изделий (кроме бараночных, сухарных изделий, хлебных палочек, пирогов, пирожков и пончиков), алкогольных напитков, кофе, пряностей, уксуса, живой и мороженой рыбы и нерыбных объектов промысла, а также мороженого.
Срок годности нарезанных и расфасованных пищевых продуктов устанавливает упаковщик.
Срок хранения  это период, в течение которого пищевой продукт сохраняет все свои свойства при условии правильного соблюдения режимов хранения. Срок хранения исчисляют с даты изготовления и указывают на упаковке или потребительской таре продукта питания следующим образом: "Срок хранения до (дата)", "Срок хранения в течение (дней, месяцев или лет)". По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления, однако, его потребительские свойства могут быть снижены.
Срок реализации определяется датой, до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают на пищевые продукты с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. Срок реализации исчисляют с даты изготовления и указывают на упаковке следующим образом: "Реализовать до (дата)" или "Реализовать в течение (часов, дней, месяцев или лет)".
Если срок годности указывают словами "Годен в течение (часов, дней, месяцев или лет)", срок хранения словами "Срок хранения в течение (часов, дней, месяцев или лет), срок реализации словами "Реализовать в течение (часов, дней, месяцев или лет)", то на потребительскую тару обязательно наносят дату изготовления пищевого продукта. Дату изготовления наносят в виде двухзначных чисел, обозначающих число, месяц и год (например, 22.06.98), или отметок против чисел на кромках этикетки, или дают ссылку, где она указана.
Для отечественных пищевых продуктов обозначение нормативного или технического документа обязательно.
Информацию о сертификации серийно изготавливаемых пищевых продуктов наносит изготовитель в виде знака соответствия по ГОСТу Р 50460 для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации, или в виде знака соответствия по ГОСТу Р 1.9 для добровольно сертифицируемых пищевых продуктов на основании лицензии, выданной органом по сертификации в установленном порядке.
Информацию о сертификации неупакованных пищевых продуктов проставляют в сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.
Информация может содержать специфические сведения. Например, рыбные и морские продукты должны содержать сведения о принадлежности к району промысла, виде разделки (обезглавленные, потрошенные, пластом, ломтиками и пр.), степени солености (малосоленые, слабосоленые, среднесоленые, крепкосоленые). Информация о меде должна сопровождаться указанием подлинности (натуральный или искусственный), ботанического происхождения продукта (липовый, гречишный и пр.), годом сбора.
Если пищевые продукты прошли специальную обработку (например, ионизирующее облучение сырья, полуфабрикатов или самого продукта), то информация о такой обработке должна располагаться на этикетке в непосредственной близости от наименования продукта, а в случае использования облученного основного ингридиента рядом с его наименованием в списке ингридиентов.


Товарные потери – это потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.
Материальные потери – это потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик товара в денежном выражении.  Материальные потери являются следствием товарных потерь.
Товарные потери подразделяются на 2 подгруппы –количественные и качественные.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Количественные (естественные, нормируемые) потери – это уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров.
Потери данной группы называются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке.
Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на 2 вида – естественная убыль ипредреализационные потери. 1.1. Естественная убыль – это количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении.
Причинами естественной убыли служат следующие процессы. 1.1.1. Усушка (испарение воды) – это одна из основных причин естественной убыли потребительских товаров, содержащих воду даже в небольших количествах.
Этот процесс обуславливает 50-100% всей естественной убыли.  Естественная убыль за счет усушки тем выше, чем больше воды в продукте, меньше его водоудерживающая способность и менее надежна упаковка.
Усушка вызывает естественную убыль как продовольственных, так и непродовольственных товаров.  Эти процессы являются практически единственными при определении естественной убыли для следующих товаров:
мясные товары;
рыбные товары;
молочные товары;
кондитерские товары;
ткани;
кожа;
крема;
и др.
Она происходит:
если товар герметически укупорен (например, консервы, напитки и др.), где вода остается в упаковке;
у фасованных и штучных товаров, но для штучных не устанавливаются нормы усушки.
1.1.2. Распыл (утруска, распыление) – это утрата части продукта в виде легких пылевидных частиц при перетаривании, фасовке и взвешивании, а также вследствие прилипания частиц к стенкам тары.
 
Этот процесс свойствен лишь мелкоизмельченным продуктам.  Утруска наиболее характерна для следующих товаров:
мука;
крахмал;
сахарная пудра;
сахарный песок;
поваренная соль;
крупы;
порошкообразные продукты (сухое молоко, сыпучие концентраты, стиральные порошки, мел, цемент и др.).
1.1.3. Розлив (размазывание) – это количественные потери жидких и вязких, мазеобразных продуктов за счет прилипания частиц к стенкам тары, а также к вспомогательным средствам, используемым для перемещения товара из одного вида тары в другой.
Этот процесс вызывает потери следующих товаров:
напитки;
мед;
краски;
олифа;
и т.п.
1.1.4. Улетучивание веществ – это количественные потери товаров за счет перехода части летучих веществ в окружающую среду.  Этот процесс вызывает наибольшие потери у следующих товаров:
алкогольные напитки (улетучивание этилового спирта);
парфюмерно-косметические товары (спирт, ароматические вещества);
краски;
олифа;
и т.п.
1.1.5. Впитывание жидкой фракции продукта в упаковку – это количественные потери и потери других потребительских свойств товаров за счет перехода легкоподвижной водной или жировой фракции продукта.
Этот процесс имеет существенное значение для следующих товаров:
квашеные овощи (капуста, огурцы и т.д.);
соленая рыба;
мучные кондитерские изделия;
халва;
охлажденные мясо, рыба;
и др.
1.1.6. Дыхание (только для товаров, являющихся живыми объектами) – это биологический процесс распада энергетических веществ и выделения энергии, частично используемой для обеспечения жизнедеятельности живых объектов.
На долю потерь за счет дыхания приходится 10-50% всей естественной убыли пищевых продуктов. Этот процесс не свойственен большинству непродовольственных товаров. Этот процесс имеет существенное значение для следующих товаров:
свежие плоды и овощи;
мука;
непропаренные крупы;
яйца;
живая рыба;
и др.
1.1.7. Бой стеклянной тары (раздавливание полимерной тары) – это процесс, возникающий вследствие воздействия динамических и статических нагрузок, превышающих ее механическую прочность.
Для полимерных видов тары (в том числе пластмассовых бутылок) потери от раздавливания не нормируются, хотя случаи их раздавливания встречаются часто.
Этот процесс нормирует потери стеклянной тары для следующих товаров:
алкогольные напитки;
слабоалкогольные напитки;
безалкогольные напитки;
парфюмерно-косметические товары;
олифа в стеклянной таре;
посуда;
зеркала;
и т.п.
1.2. Предреализационные товарные потери (отходы) – это процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже.  Эти потери подразделяются на ликвидные и неликвидные.
Ликвидные отходы можно реализовать с ограничениями. Неликвидные отходы подлежат обязательной утилизации.
К отходам относятся следующие процессы: 1. Удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на промпереработку. Например, ликвидные отходы возникают при зачистке от налета весового сливочного масла; отделении шкуры, костей у мясокопченостей, удалении головы и плавников у рыбы, обрезке хазовых (крайних) концов у тканей и т.д.
К отходам относятся следующие процессы:  2. Отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его. Например, неликвидные отходы возникают за счет упаковочных и перевязочных материалов; удаления тары, заливочных жидкостей, отбраковки экземпляров с критическими неустранимыми дефектами (загниванием, плесневением и т.п.).
К отходам относятся следующие процессы:  3. Раскрошка товаров при разделении на части или при транспортировании, хранении, взвешивании. Например, при рубке мяса, нарезке сыров, мясокопченостей, при транспортировании, хранении или взвешивании печенья, сухарей, макарон, халвы и т.п. происходит раскрошка.
К отходам относятся следующие процессы:  4. Отделение от основной массы товара его составных компонентов – воды, жиров и др.
Например, отделение бульона от вареных колбас; пахты – от сливочного масла; сырной сыворотки – от сыров; обсыпки глазури – от пряников, конфет; парафина – от сырных головок и других защитных оболочек и др.
2. Качественные (актируемые) потери – это потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами.
Перечень этих групп процессов проранжирован в убывающем порядке по мере их значимости. Качественные потери списываются на основании актов.
2.1. Микробиологические процессы – это процессы, вызывающие порчу товаров, существенно снижающие их качество, делающие невозможным использование их по назначению или снижающие их надежность.  Они являются одной из причин биоповреждений.
Например, порча пищевых продуктов происходит вследствие разного вида брожения (маслянокислого, пропионовокислого, спиртового, уксусного, молочнокислого и т.д.), гниения, ослизнения, плесневения, развития токсичных бактериозов (бутулинус, сальмонеллез и др.); для непродовольственных товаров (тканей, кожи, мехов и изделий из них) характерно лишь плесневение.
2.2. Биологические процессы – это процессы (повреждения), вызываемые насекомыми и грызунами.  К ним относятся:
моль (платяная, фруктовая, амбарная и др.);
жуки (хрущак, долгоносик и т.п.);
гусеницы (яблоневая, сливовая, ореховая плодожорки и др.);
личинки (моли; проволочника; сырной, шоколадной, морковной мухи и др.);
мышевидные грызуны (мыши, крысы, барсуки, бурундуки и т.д.).
Например, повреждение пищевых продуктов, мехов, кожи, тканей и изделий из них.
2.3. Биохимические процессы – это процессы, которые происходят при участии разнообразных ферментов и свойственны биологическим непродовольственным объектам и пищевым продуктам.
Нарушение естественного протекания этих процессов может вызвать различные физиологические расстройства, которые в конечном счете могут привести к гибели биообъектов.
Например, нарушение дыхания у свежих плодов и овощей вызывает удушье (анаэробиоз); у зерна, муки, крупы – самосогревание или самовозгорание, у цветов и животных – смерть вследствие анаэробиоза.
2.4. Химические процессы – это процессы, которые приводят к порче товаров вследствие изменений веществ.
Например, прогоркание жира в жиросодержащих продуктах (муке, крупе, орехах, мучных кондитерских изделиях, масле, маргариновой продукции, животных жирах, мясных и рыбных товарах, косметических товарах – кремах, лосьонах и др.); потемнение сушеных плодов и овощей, консервов и т.п.; окисление ароматических веществ, что ухудшает аромат парфюмерно-косметических товаров; и т.д.; коррозия металлов для непродовольственных товаров и металлической тары, что ухудшает внешний их вид и др.
2.5. Физические и физико-химические процессы – это процессы, обусловленные механическими разрушениями или деформациями товаров.  Например, деформация хлебобулочных изделий; раздавливание плодов и овощей; полная раскрошка кондитерских изделий; бой яиц; сильная деформация, бой посуды или скол эмали на ней; деформация или разрушение отдельных комплектующих частей бытовой техники; деформация упаковки товаров бытовой химии и т.п.
К физическим процессам относится усушка, которая вызывает увядание или усыхание товаров.
Например, свежих плодов и овощей, живых цветов, сыров, мяса, колбас, рыбы (замороженной, вяленой и др.), хлеба (ускорение черствения) и др.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415