Стратегический план самообразования учителя ИЗО и МХК

Стратегический план самообразования

Преподавателя: Зокоевой Марины Рафаиловны.
Предметы: изобразительное искусство, черчение, МХК.
Методическая тема учителя: «Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного».
Методическая тема школы: «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе предпрофильного и профильного образования на основе индивидуального и дифференцированного подхода».
Срок реализации (работы над темой): 2011-2014 гг.
Цель: Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного.
Задачи:
изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля;
изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы по самообразованию;
прохождение курсовой подготовки на базе РИПКРО с целью повышения квалификации;
знакомство с передовым опытом учителей и работа по апробации полученных знаний на практике;
участие в системе школьной и районной методической работы;
обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.
Примерный план изучения вопросов самообразования учителя.
Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).
Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными и др.).
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

Предполагаемый результат: абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предметам на итоговой аттестации учащихся 8 и 11 классов; призовые места на районной олимпиаде по изобразительному искусству, черчению; успешное выступление в районе и области; создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.

Содержание работы
Сроки
Индикатор достижения результата
Использование, применение
Выпол
нение (+/-)

1
Изучение методической литературы






1) Концепция модернизации российского образования на период 2010 г. (приказ МО России от 18. 07. 2003 № 2783).



2) Методические письма Министерства образования и науки о преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2014учебном году («Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура»).
3) Программы:
- Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-9 классы. М.: Просвещение, 2006 г.);
- Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» (5-11 классы. М.: Дрофа, 2006 г.);
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашенова, Е. Д. Критская «Искусство». 8-9 классы. М.: Просвещение, 2007 г.;
Л. А. Рапацкая «Мировая художественная культура». 10-11 классы. М.: Владос, 2006 г.
4) Изобразительное искусство (7-8 классы). А. С. Питярских, Г. С. Гуров. Под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 г.





5) В. М. Кузнецов, О. В. Давыдова. «Электронная модель содержания образования по изобразительному искусству РИПКРО







6) Кочиева ЮЗ «Формирование культуротворческой позиции как составляющей общего образования» //Проблемы культурного образования: материалы областной научно-практической конференции 15. 12. 2012г. МО и науки РИПКРО

7) Черемных И. Ю. «Школьный музей как центр этнокультурного образования». //Проблемы культурного образования: материалы областной научно-практической конференции 15. 12. 2006 г. МО и науки РИПКРО



8) Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001 г.





9) М.С. Салмина. «Организация научного общества учащихся в общеобразовательной школе». //Практика административной работы в школе, № 1, 2002 г.
10. Гудилина С. И. «Интернет на уроках искусства». Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды. Вып. №1, М.: УЦ «Перспектива», 2004 г.
11) Ленская Н. А. «Диагностика художественного развития учащихся». Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды. Вып. №1, М.: УЦ «Перспектива», 2004 г.
12) Фанталов А. Н. «Реализм и условность в истории, теории и практике изобразительного искусства». Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2002 г.
13) Новикова О. В. «Северо- осетинская матерская : традиционная материальная культура народов Северной южной Осетии материалы и исследования».

14) Кочиева ЮЗ Методическое пособие к спецкурсу «Народная культура Осетии».





15) Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н. Методическое пособие по черчению. М.: АСТ «Астрем», 2003 г.

16) Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. Саратов, изд-во «Лицей», 2006 г.




17) Хоруженко К. М. Мировая художественная культура. Тесты. М.: «Владос», 2000 г.



В течение 2011-2014гг.






Август 2013










В течение 2011-2014 гг.













Сентябрь 2011-2014уч. г.






Август-октябрь 2013-2014уч. г.










2011-2014











2011-2014













2011-2014








2011-2014






2011-2014









2011-2014








2011-2014






2011-2014








2011-2014











2011-2014





2011-2014







2011-2014
Участие в реализации качественных изменений в системе образования средствами искусства.

Улучшение в целом качества знаний по ИЗО, МХК, черчению.





Улучшение художествен-ного образования, эстетического воспитания, приобщение школьников к миру искусства (духовной и материальной), формирование и творческое развитие личности каждого ребёнка.

Освоение опыта творческой деятельности, её разнообразность и вариативность у учащихся.
Работа с компьютерной программой, конструирование своей предметной линии по ИЗО, знакомство с образцами электронных курсов по ИЗО (художественно-творческая деятельность).
Создание социально-культурного творческого пространства для учащихся и педагогов, направленность на приобщение к искусству уровня города, района, области.
Музейные уроки, участие в краеведческих конференциях, научно-практических конференциях района и области.
I место.




Развитие умения слушать себя и других, вести себя спокойно и уверенно во время публичного выступления.
Систематизация работы МОУ по ИЗО (секция «»).
Качественный рост процента успеваемости по МХК, ИЗО.







·Диагностика художественного развития учащихся экспериментального класса с 2011-2014гг.


Современные технологии по ИЗО. Рост качества знаний, умений и навыков учащихся.
Рост знаний учащихся по НРК.





Художественно-практическая подготовка по декоративно-прикладному искусству осетин и пошив костюма для участия в областном фестивале «Ломоносовские чтеня», I место.
Высокий качественный процент успеваемости на итоговой аттестации по черчению.
Высокий качественный процент успеваемости на итоговой аттестации по черчению.
Высокий качественный процент успеваемости на итоговой аттестации по МХК.
На уроках ИЗО, МХК, технологии (черчение).






На уроках ИЗО, МХК, технологии (черчение).








На уроках ИЗО, МХК, (черчение)








На уроках ИЗО,
На районном МО учителей ИЗО, МХК, черчения;





На уроках ИЗО, МХК (черчение)





Научно-исследовательская деятельность учащихся, проведение школьных праздников (Рождество, Масленица), ярмарок и выставок («Природа и фантазия», «Дары осени»).
Индивидуальные занятия с учащимися по научной работе совместно с психологом школы.


Обобщение опыта работы учителя, участие в районной секции учителей ИЗО, МХК, черчения.

На уроках МХК и интегрированных уроках ИЗО и истории (5 кл.).






Внедрение современных технологий в учебный процесс, улучшение качества образования по искусству.

Построение системы обучения учащихся основным принципам и законам композиции.

На занятиях в МОУ.





На занятиях в МОУ, по краеведению.










На уроках черчения.




На уроках черчения.






На уроках МХК.


+









+









+
















+






+












+












+













+








+






+








+









+






+







+











+





+







+

2
Консультации, курсы.






1) Информационно-коммуникативные технологии на уроках искусства».










2) Преподавание мировой художественной культуры, ИЗО, черчения в условиях модернизации общего образования (лекция, консультация).


3) Консультации заведующей отделом краеведения Северо-Осетинского областного центра дополнительного образования детей, заслуженного работника культуры РФ Гучмазовой А.А по теме «Осетинская национальная одежда».
3) Консультации и практические рекомендации Неретиной Л. В., профессора кафедры ТХО факультета «ИЗО и дизайнСОГУ, по теме «Семантика осетинского орнамента», «Праздничная одежда осетин».















2011-
2014










2011-2014

08.02.2013г. Обмен опытом работы по теме «ИспользованиеИКТ в научной работе учащихся по ИЗО».
10.11.2013г. Выступление на РМО по теме «ИКТ на уроках изобразительно
го искусства».
Повышение качества успеваемости по МХК и черчению по результатам итоговой аттестации.

Лауреат I степени областного фестиваля «Прикрасы Осетии».




Лауреаты и дипломанты районных и областных научно-практических конференций за период 2011-2014 гг.
Создание презентаций по научной работе учащегося.




Применение ЦОР.





На уроках МХК, ИЗО, черчения. Выступление на РМО учителей ИЗО, черчения.




На уроках МХК, ИЗО.








На уроках МХК, ИЗО.
+







+





+







+










+


Практические выводы (тезисы):
Разработанные недавно единые учебные стандарты для общеобразовательных школ рассчитаны в связи со спецификой предметов изобразительное искусство, мировая художественная культура не только на краткосрочный, сиюминутный эффект, но и на отдалённый результат личностного становления и созревания. Я считаю, что формирование ключевых компетенций на базе изучения «Изобразительного искусства», «Мировой художественной культуры» связано с освоением реального социально-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе и виртуальном пространстве мирового культурного наследия. Современные стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны, с одной стороны, а с другой стороны, дают возможность по достоинству оценить местные художественные и культурные традиции. Именно с этих позиций я подхожу к формированию художественно-изобразительных и культурных компетенций учащихся. Прежде всего, это:
- приобщение к высшим ценностям, эстетическим, этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах;
- осознание ценности национальной культуры;
- приобретение личного опыта в отношении основных ценностных установок;
- критическая оценка «внушающей силе искусства» в массовой культуре, рекламе, СМИ.
На данной базе я стараюсь формировать компетенции, связанные с выбором путей и форм собственного художественного творчества (Школа искусства, МОУ и др.), выбором направлений собственного культурного развития, организации личного досуга. На базе предметов «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» приоритетные компетенции в комплексе станут основой для гражданского и духовного становления личности учащихся, их творческого развития, а также социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Также я считаю, на основе вариативной части школьного компонента вполне уместным проведение элективных и факультативных курсов, участие школьников в научно-исследовательской работе по названным выше предметам, которые позволят включать в работу оригинальный материал, выходящий за рамки учебной программы. Важно также обеспечить тесную взаимосвязь различных способов, форм учебной деятельности в ходе изучения учебных предметов по искусству. Так, художественно-творческая деятельность и проектно-исследовательская будут представлять собой синтез учебно-познавательного, игрового и творческого процесса. При этом данные виды деятельности должны быть ориентированы на развитие интереса у школьников к творческой работе (презентации, эссе, рефераты, рецензии, публичные выступления, выполнение изделий собственными руками), формируя устойчивую мотивацию учащихся к самостоятельному поиску, анализу своей работы, защите проекта.
Это позволит активизировать личностную позицию учащихся, определить пути своего культурного развития и профессионального самоопределения.
Однако в ходе работы по теме самообразования выявились и определённые проблемы, которые нельзя решить в одиночку: недостаточно хорошо развитая материально-техническая база по предмету «Изобразительное искусство», «Черчение», отсутствие лицензионных программ в цифровом формате по вышеназванным предметам в образовательных учреждениях района.

Из дальнейших планов по самообразованию мною отмечены следующие пункты:
пройти курсы повышения квалификации в РИПКРО по предмету «Мировая художественная культура»; получить консультации у ведущих специалистов МОУ РИПКРО по успешному внедрению предмета «Искусство» в школе .Принять участие в районной и областной научно-практической конференции и областном фестивале «Прикрасы Осетии»;
опубликовать свои презентации на всеросийском школьном сайте свои творческие работы по ИЗО ,черчению и МХК разместить поурочные разработки на сайте МОУ СОШ №50г. Владикавказ в Интернете;
регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей по разделу «Искусство».
















13PAGE 14315




15