Статья: Мое педагогическое кредо


«Мое педагогическое кредо: смысл, ценности, приоритеты»
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь принципом «не просто работать, а служить». Пока человек вовремя приходит на работу, честно исполняет все, что требует от него должностная инструкция, он еще не учитель, он – ремесленник. Учитель начинается со служения. А служение начинается с любви: любви к своему делу, любви к ученикам.
Учитель, положивший в основу своего труда эту простую истину, будет чутко и бережно относиться к ученикам. Почему зачастую выходит так, что у первоклашек загораются глаза при слове «школа», а после школа воспринимается как каторга? Потому, что огонек тяги к познанию, огонек радости открытия мира был однажды погашен неосторожным словом, неловким действием или простым невниманием.
Учитель, служащий своему делу, никогда не превратит преподавание в рутину и стагнацию, не только убивающую интерес ученика к предмету, но и подрывающую основания личностного роста самого учителя. Docendo discimus – гласит высказывание мудрого Сенеки. И действительно, каждый новый ученик – это новая задача для меня: смогу или нет заинтересовать именно его, смогу или нет еще на шаг продвинуть этого ученика в формировании его личности. Равно как и развитие моей учебной дисциплины – это другая задача: задача самосовершенствования в предметных познаниях, методических и психолого-педагогических навыках. Служение в учительском деле – это постоянная динамика, движение от незнания к знанию, от меньшего к большему, от худшего к лучшему.Кроме того, учитель, воспринимающий свою деятельность как служение, не мыслим без рефлексии: он должен не только четко осознавать критерии оценки своего личностного и профессионального роста, но и анализировать свою мотивацию, свое повседневное общение с учениками и результаты педагогического воздействия.
И, наконец, учитель с подобной установкой всегда помнит, что имеет дело с суверенной личностью – с учеником, и потому будет назидать, не навязывая, формировать, не ломая. Невозможно поделиться знанием, если насаждать его насилием; невозможно воспитать целостную и гармоничную личность, если из-за своего профессионального бессилия постоянно нарушать его свободу самоопределения и выбора.
Наш воспитанник рождается человеком, но высокая честь сделать его Человеком предоставлена учителю. Об этом надо помнить всегда. И служить своему делу, а не просто работать.
Учитель немецкого языка ГБОУ «Гимназия №1551»
Плаксина Юлия Олеговна