Статья Мое педагогическое кредо


ЭССЕ
Конкурсная работа на «Учитель года 2013г»
Моё педагогическое кредо
(Павлова С.В. МБОУ СОШ №1 п. Новозавидовский)
… Переворачиваю еще один лист словаря. Кредо… Что же означает это слово, ворвавшееся в наш язык и так прочно обосновавшееся в нем? Читаю: «Чьи-либо твердые убеждения, взгляды, основы мировоззрения».
Значит, мои педагогические взгляды, убеждения, мировоззрение… Пожалуй, сразу и не ответишь. 18 лет в школе. Немало. За это время человек меняется. Порой, не раз. И становится другим. А уж педагог и тем более склонен к самосовершенствованию, саморазвитию и, к сожалению, к угасанию. А значит, взгляды меняются, убеждения трансформируются, мировоззрение от ярких оттенков переходит к спокойным тонам. Собственно, учитель идет за школой, обществом, его потребностями и насущными проблемами.
Какой же я была 18 лет назад? К чему пришла? Что приобрела?
Ну что ж… Назад. В прошлое. 18 лет…
Желтый лист медленно кружил в воздухе и легко ложился на ещё зеленую траву. Вот всё и начинается: я в первый раз выхожу в школу, только уже не в качестве ученицы, а как учитель. Впереди дорога. Какая она будет? Веселая или грустная? Трудная или легкая? Всё зависит от меня.
«Человек способен сделать путь великим,
но великим человека делает путь»
Конфуций
Стою перед дверью класса. В какой мир вступлю сейчас? Что станет моим окружением? Дружелюбие, взаимоподдержка, взаимопомощь… Как много, оказывается, нужно учителю для того, чтобы состояться. Не испугаться, не уйти после первых трудностей. Остаться, работать дальше и набираться сил.
«Перенесённые трудности закаляют
нас, делают нас тем, что мы есть»
Чарльз де Линт
А вот и дети. Пёстрая стайка окружает меня. Любопытные глаза с интересом вглядываются в моё лицо. Рассматривают. Делают первые выводы. Разные личики, разные глазки. Кто они? Кем станут в будущем? Как сложится наша работа, наше взаимоотношение? Их ум ещё не напитался многими знаниями, но духовный мир гораздо богаче, порой, некоторых взрослых. И общение с ними, пожалуй, то главное, из чего начинает складываться педагог.
«Детству надо оказывать
величайшее уважение»
Ювенал Децим Юний
Вчера…
… Тихо тикали часы. Минутная стрелка перепрыгивала на соседнюю точку. Урок подходил к концу, и ребята что-то лихорадочно дописывали в тетрадях. За окном веселый луч солнца звонко грыз длинную сосульку. И в классе уютно, спокойно и тихо. Я задумалась…
Надо же… 15 лет прошло. Мгновенно, мимолетно, как будто и не было. Страхи развеялись, мысли пришли в порядок. Теперь я понимаю, что´ стало важным для меня. Я не ошиблась. Ценность человеческого общения на первом месте. Знания накапливаются, расширяются, совершенствуются. Опыт, как говорят, приходит. А вот суметь понять ребенка, принять его, простить шалости и неготовность к уроку, помочь не только разобраться в трудностях предмета, но и выбрать дорогу жизни, не заплутать в ней, не свернуть в другую сторону – важно!
«Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители: одни дарят нам только
жизнь, а другие – добрую жизнь»
Аристотель
Каждый день из года в год они несут тебе сердце, душу, любовь. И ты понимаешь, что не имеешь права от этого богатства отказаться, что ты обязан нести его как самую драгоценную и хрупкую чашу в мире, наполнять её добром, вниманием, любовью, заботой. Что ты не имеешь права отступить назад ни на шаг, ни на пядь.
«Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент-Экзюпери
Сегодня…
Анализирую прошедшие годы и понимаю: профессию я выбрала верно. Как не сомневалась ни на секунду, кем мне стать в жизни, так и сейчас не сомневаюсь. Меняется время, поколения, взгляды людей. Но профессия учителя вечна. Дети приходят, становятся взрослыми, уходят. А педагог остается.
«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель»
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Я училась на педфаке. Сложно, пожалуй, найти еще какой-либо факультет, где педагогике уделяли бы столько внимания. Рассказывали нам много. Много и интересно. Но больше всего запомнила я о Льве Николаевиче Толстом. Его слова легли мне в душу и стали жизненным девизом: «Надо жить, надо любить, надо верить». Только у него для жизни, а у меня еще и для школы.