Рабочая программа по информатике 5 класс

Согласовано:
Зам. директора по УВР
______________ Смирнова О.В.
«__»__________________ 2013 г.
Приказ № 56 от 02.09.2013 г.




Рабочая программа
по информатике
5 класс








учитель Удалов Дмитрий Андреевич
количество часов: всего – 34 часа, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
авторской программы Л.Л. Босовой
«Информатика и ИКТ для 5-7 классов
общеобразовательной средней школы»:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010












2013 – 2014
учебный год
Пояснительная записка.

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательной средней школы».
Программа рассчитана 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 3 проверочных работ, 1 контрольной работы и 14 практических работ. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 5класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010; «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 год.
В соответствии с целью образовательного учреждения определены цели рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ в 5 классе»
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научит каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случаев полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий школьников 5-6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок контроля знаний;
обобщающий урок;
комбинированный урок.
В 5-6 классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-6 классов не должна превышать 10-20 минут).
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.


Формы итогового контроля:
контрольная работа;
тест;
творческая работа;



Требования к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа курса «Информатика» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать/понимать:
- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
- виды информации и ее свойства;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
- название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
- историю развития вычислительной техники;
- назначение, состав и загрузка операционной системы;
- операционную Windows 95;
- операционную оболочку;
- приводить примеры информационных носителей;
- представление о способах кодирования информации;
- устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запуск программы из меню Пуск;
- назначение основных элементов окна графического редактора;
- приемы создания и редактирования изображения;
- основные элементы текста;
- приемы редактирования и форматирования текста;
- проверку орфографии;
- технологию вставки различных объектов;
- о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
- правило создания анимации,


уметь:
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- классифицировать информацию по видам;
- раскрывать свойства информации на примерах;
- представлять принципы кодирования информации;
- кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- соблюдать правила ТБ;
- различать устройства ввода и вывода;
- записывать/считывать информацию с любых носителей;
- работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
- работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
- изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
- выделять элементы текста;
- проверять орфографию в документе;
- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
- создавать простейшие анимации.

Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Содержание курса информатики и информационных технологий для 5 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык.
Темы для изучения:
Информатика и информация.
Многообразие форм представления информации.
Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Кодирование информации.
Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: компьютер, процессор, носители информации, устройства ввода информации, устройства, вывода информации, файл, меню, окно, операционная система.
Темы для изучения:
Аппаратное обеспечение компьютера.
Виды памяти в компьютере.
Информационные носители.
Файл, основные операции с файлами.
Программное обеспечение компьютера.
Назначение операционной системы.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ
Темы для изучения:
Текстовый редактор: назначение и основные функции.
Графический редактор: назначение и основные функции.
Калькулятор и его возможности.
Мультимедийные технологии.


Контроль уровня обученности:

Тема
Формы контроля

1. Информация и компьютер.
Наблюдение, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос,
опрос в парах, карточки

2. Компьютерная графика.
Беседа, практическая работа, контрольная работа,
компьютерная анимация




Литература.
Л. Босова «Информатика 5 класс», - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
Л. Босова «Информатика 5 класс». Рабочая тетрадь- М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010год
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007год.
Дополнительная литература
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская «Занимательные задачи по информатике» - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007год
Газеты по информатике. Приложение к 1 сентября.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиа проектор;
принтер;
сканер;
Программные средства:
операционная система Windows;
полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор Winrar.
I четверть

Дата
Тема урока
Основные понятия
Повторение
Параграф
учебника
Примечание

1
06.09
Техника безопасности и организация рабочего места.
Техника безопасности. Знакомство с кабинетом. Правила работы в кабинете

§ 1.1, § 2.2. РТ: №1, №2


2
13.09
Информация. Компьютер. Информатика. Как устроен компьютер.
Информация. Информатика. Виды информации. Основные устройства ПК Дополнительные устройства ПК.
Техника безопасности
§ 1.1, § 2.1 РТ: №1 (стр. 54)


3
20.09
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.
Устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш.
Техника безопасности, информация, информатика. Основные устройства ПК Дополнительные устройства ПК.
§ 2.3 (1, 2) РТ: №6 (стр. 57), №10, №11 (стр. 61-62)


4
27.09
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.
Устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш.
§ 2.3 (3) РТ: №9, №12 (стр. 60, 63)


5
04.10
Программы и файлы. Клавиатурный тренажер.
Файлы, программы. Хранение, открытие, закрытие файлов.
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.
§ 2.4. РТ: №5 (стр. 57)


6
11.10
Рабочий стол. Управление мышью.
Практическая работа №2. Освоение мыши.
Рабочий стол, значки, ярлычки, контекстное меню. Управление мышью.
Файлы, программы. Хранение, открытие, закрытие файлов.
§ 2.5, § 2.6. РТ: №13, №15 (стр. 64, 65)


7
18.10
Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы
Кнопка Пуск. Открытие и закрытие программ. Окна. Виды окон.
Рабочий стол, значки, ярлычки, контекстное меню. Управление мышью.
§ 2.7. РТ: №16, №17 (стр. 65), №22-б (стр.67)


8
25.10
Проверочная работа №1
Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню.
Раскрывающееся меню, контекстное меню, элементы управления.
Кнопка Пуск. Открытие и закрытие программ. Окна. Виды окон.
§ 2.8.



II четверть

9

Действие с информацией. Хранение информации
Информация. Виды информации. Хранение информации.
Информация. Информатика. Виды информации.
§ 1.2, § 1.3. РТ: №4 (стр. 5)


10

Носители информации.
Диски, виды дисков, дискеты.
Информация. Виды информации. Хранение информации.
§ 1.4. РТ: №3 (стр. 4)


11

Передача информации.
Источники и приемники информации. Информационный канал.
Информация. Виды информации. Хранение информации.
§ 1.5. РТ: №6, №7 (стр.12,13)


12

Кодирование информации.
Код. Кодирование.
Источники и приемники информации. Информационный канал.
§ 1.6. РТ: №14-19 (стр.17-23)


13

Формы представления информации. Метод координат.
Способы кодирования. Графические формы представления информации.
Код. Кодирование.
§ 1.7, § 1.8. РТ: № 31-32 (стр.30), № 34 (стр. 32)


14

Текст как форма представления информации.
Текст, текстовая информация.
Информация. Виды информации.
§ 1.9. РТ: № 10-12 (стр.16), № 35 (стр. 38)


15

Табличная форма представления информации.
Табличная форма. Игра «Морской бой»
Способы кодирования. Графические формы представления информации.
§ 1.10. РТ: № 37-38 (стр. 39)


16

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа №2
Наглядные формы.

§ 1.11. РТ: №42 (стр.41)



III четверть

17

Обработка информации.
Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.
Обработка информации, информационная задача.
Информация. Виды информации. Хранение информации.
§ 1.12. РТ: №37 (стр.73)


18

Обработка текстовой информации. Практическая работа №6. Ввод текста.
Правила введения текста
Текст, текстовая информация.
§ 2.9 (1) РТ: №38,39 (стр.77),
№33 (стр. 31)


19

Обработка текстовой информации. Практическая работа №7. Редактирование текста.
Правила редактирования текста.
Текст, текстовая информация.
§ 2.9 (2) РТ: №40-43 (стр.75-77),
№45 (стр. 79)


20

Редактирование текста.
Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста.
Фрагмент, выделение фрагмента.
Правила редактирования текста.
§ 2.9 (2) РТ: № 46-48 (стр.79-81)


21

Редактирование текста.
Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста.
Поиск информации.
Фрагмент, выделение фрагмента.
§ 2.9 (2)
§ 1.13 (2), №7, №8 учебника (стр.52) РТ: № 44 (стр.78)


22

Изменения формы представления информации. Систематизация информации.
Систематизация, сортировка.
Информация, обработка информации.
§ 1.13 (1) РТ: № 43 (стр.45), №44-47 (стр. 46-48)


23

Форматирование – изменение формы представления информации.
Практическая работа №9. Форматируем текст.
Форматирование, выравнивание, шрифт, начертание.
Фрагмент, выделение фрагмента.
§ 2.9 (3) РТ: № 49 (стр.82), №50 (стр. 83)



24

Компьютерная графика.
Практическая работа №10. Знакомство с графическим редактором.
Компьютерная графика, графический редактор.
Кнопка Пуск. Открытие и закрытие программ. Окна.
§ 2.10 (1) РТ: № №51-52 (стр. 84)


25

Инструменты графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать.
Инструменты графического редактора.
Систематизация, поиск, компьютерная графика, графический редактор
§ 2.10 (2) РТ: № 55-56 (стр. 86-87)


26

Проверочная работа №3
Обработка графической информации.
Практическая работа №11. Начинаем рисовать.
Сканер, графический планшет.
Обработка информации, текстовый процессор, документ, графический редактор.
§ 3.14




IV четверть

27

Обработка текстовой и графической информации.
Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.
Комбинированный документ.
Текстовый процессор, документ, графический редактор, рисунок.
§ 2.9,
§ 2.10, РТ: № 53
(стр. 85)


28

Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.
Входная информация, выходная информация, правило преобразования (обработки) информации.
Информация, виды информации, запуск программ.
§ 1.14 (1), РТ: № 49 (стр. 49)


29

Преобразование информации путем рассуждений.
Практическая работа №13. Работа с графическими фрагментами.
Логические рассуждения.
Входная информация, выходная информация.
§ 1.14 (2) РТ: № 39-40 (стр. 40), №57 (стр. 87)


30

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик».
Информационная задача, план действий.
Вводные данные, выходные данные.
§ 1.14 (3) РТ: № 53 (стр. 52)


31

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».
Информационная задача, план действий
Вводные данные, выходные данные.
§ 1.14 РТ: № 52, 54 (стр. 51, 53)


32

Контрольная работа.
Практическая работа №14. Анимация (начало)
Сюжет, сценарий.

§ 2.11


33

Создание движущихся изображений.
Практическая работа №14. Анимация (завершение)
Анимация, настройка анимации.
Сюжет, сценарий.
§ 2.11


34

Резерв учебного времени.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615