Исследовательская работа по культурологии на тему: Баба- Яга:злой или добрый образ?
Исследовательская работа
Тема: «Баба-Яга: злой или добрый образ»
Выполнил:
Белокопытов Никита Андреевич,
5 класс
Руководитель: Белокопытова Э.Г.,
учитель начальных классов
Россия, г. Лянтор, Лянторская СОШ №7
Оглавление
1.Введение 1
2.Характеристика образа Бабы Яги. 1 - 3
3.Почему Бабу Ягу так зовут? 3 4. Баба Яга в сказках. 3 - 4
5. Ведьма или богиня? 4 - 5
6. Методы и результаты исследования. 5 - 8
7. Паспорта Бабы Яги. 9 - 11
7. Сводный паспорт Бабы-Яги. 11 - 12
8. Заключение 13 - 14
Список использованной литературы 14
Метла, ступка, нос крючком, торчат волосы клочком,Чёрный кот, костяная нога, все мы знаем – это Баба Яга!Исподлобья грозно смотрит, и в ухмылке рожу скорчит,Всех страшит, в душе добра - наша Бабушка Яга!
Сказки – прекрасное творение искусства. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Кто же она и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет маленького читателя по тропинкам сказки? Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой? В поисках ответа на этот вопрос и родилась тема нашего исследования.
Цель работы: проанализировать образ Бабы Яги в русских народных и авторских сказках и сделать вывод о его сущности.
На наш взгляд, Баба-Яга очень загадочный образ, до конца нами не изученный, и заинтересовавший нас, поэтому я выдвинул две гипотезы:
1)Баба Яга - ведьма.
2) Баба Яга - богиня.
Объект исследования – Баба Яга.
Предмет исследования – волшебные русские народные и авторские сказки.
Задачи:
Узнать больше о якобы всем известной личности.
Кто такая Баба Яга - есть ли у неё прототипы в истории, мифологии?
Изучить быт бабы Яги.
Изучить образ Бабы Яги в литературе.
Опровергнуть или подтвердить гипотезы, выдвинутые ранее.
Методы исследования: теоретическое исследование, анкетирование учащихся, работа с литературными источниками.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
1. Характеристика образа Бабы Яги.
Наиболее полным источником сведений о жизни Бабы Яги в далёком прошлом являются сказки. Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги. Из сказок мы узнали, что внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела [5]. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы, т.е. внешняя характеристика Бабы - Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя она отрицательный персонаж.
Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор, вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами. Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.
Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет Баба Яга со своими дочерьми.
Почему же исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню?
В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.
Обратимся к поступкам Бабы Яги.
В сказках «Гуси - лебеди» - Баба Яга совершает злой поступок: крадёт братца Иванушку.
Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»).
Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы: «Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь». В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы, «красная девица», «девица», «голубчик». С той же лаской относятся к ней и герои сказок: они называют её «бабушкой».
- Здравствуй, бабушка! - Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде? («Марья Моревна»)
- Здравствуй, бабушка! Скажи, как бы мне отыскать мою прекрасную королевну? («Заколдованная королевна»)
2.Почему Бабу Ягу так зовут? Ох, как нелегко ответить на этот вопрос. Имя Бабы Яги настолько знакомо всем с самого раннего детства, что порою кажется, будто этот персонаж сопровождает нас всю нашу историю. Первая часть имени волшебницы подсказывает, что она весьма преклонного возраста. Ведь наши слова "баба-бабушка", "дед-дедушка" предназначены для обозначения людей старшего поколения. Вторая часть ее имени однозначной трактовке не поддается. В старом русском языке слова "яга, ягая, ягинична" обозначали одежду из шкуры жеребенка или иную, но шерстью наружу. В мифологии славян это был непременный атрибут костюма волшебника подземного мира, нежити, или нечисти [5]. Глагол "ягать" означал браниться, шуметь, бушевать. Может быть, наши предки, называя "ягой" лесную женщину, отмечали ее вздорный характер или особенную одежду. Кстати, сходный персонаж есть в мифологии многих славянских народов: поляков, чехов, сербов. Здесь такую волшебницу зовут Едзя (лесная старуха), или кошмар.
3. Баба Яга в сказках.
По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы - Яги [2]:
1)Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
3)Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица, которая указывает к кому обратиться за помощью.
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью-ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
( «Баба Яга»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.
4.Ведьма или богиня?
Ведьмы, по представлениям наших предков, были разные. Само слово "ведьма" означало - знающая, ведающая женщина, специалистка по черной или белой магии.[5] Однако, по описанию в сказках, она не похожа на подлинных ведьм, которые в ночь на Ивана Купалу слетаются на Лысую гору на шабаш. Подлинные ведьмы в миру похожи на простых женщин. Даже могут слыть писаными красавицами. Но по своей черной природе они призваны творить только зло. Для этого ведьма способна превратиться в птицу, например, сороку, предстать полевой мышью. Она - оборотень. Баба-Яга же ни в одной сказке ни в кого не превращается и не пытается соблазнить героя сексуальными утехами. На шабаш наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. С вурдалаками всякими в любовные отношения Яга не вступает, с колдунами не знается, за исключением Кощея Бессмертного и Змея трехглавого.
В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает герою повествования. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную волшебником красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у неё выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень - не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее - все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
Иногда Яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащим, быстроногим конем; мечом - самосеком; гуслями - самогудами; сапогами - скороходами; ковром - самолетом; клубком, указывающим дорогу. Так кто же она? Добрая помощница или страшная людоедка? Можно предположить, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого.
5. Методы и результаты исследования.
5.1. Социологический опрос.
Мы решили узнать, действительно ли внешний облик Бабы Яги отобразит её сущность. Для этого мы нашли иллюстрации ко всем десяти сказкам, обозначили их номерами и провели анкетирование учащихся 5 классов (50 человек).
Номера сказок.
№1«Гуси- лебеди»
№2 «Марья Моревна»
№3 «Заколдованная королевна»
№4 «Царевна- лягушка»
№5 «Баба Яга»
№6 Александрова Г. « Домовенок Кузька»
№7 Мокиенко М. « Как Бабы Яги сказку спасали»
№8 Пройслер О. «Маленькая Баба Яга»
№9 Усачёв А. «Баба Яга - золотая нога»
10 Успенский Э. «Вниз по волшебной реке».
Вопросы анкеты
1. Выберите номер иллюстрации, где Баба Яга добрая, запишите признаки, по которым вы это определили.
2. Выберите номер иллюстрации, где Баба Яга злая, запишите признаки, по которым вы это определили.
3. Сформулируйте определение. Богиня – это
4. Перечислите черты характера Богини.
5. Сформулируйте определение. Ведьма - это
6. Перечислите черты характера Ведьмы.
7.Из всех иллюстрации выберите одну, символизирующую Богиню.
8. Из всех иллюстрации выберите одну, символизирующую Ведьму.
9. Представьте, что Баба Яга существует, как можно её узнать?
10. Перечислите всех друзей Бабы Яги, которые встречались в сказках.
Полученные результаты я отобразил в диаграммах.
1)Какие эпитеты характеризуют Богиню?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
2)Какие эпитеты характеризуют Ведьму?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
3)Визуальный выбор Богини и Ведьмы.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
4)Друзья Бабы Яги.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что внешний облик действительно играет большую роль в восприятии персонажа, потому что образом богини была выбрана иллюстрация №9 (сказка Усачёва А. «Баба Яга - золотая нога»), а образом ведьмы- №3 (сказка «Заколдованная королевна). Большинство ребят характеризует Богиню как добрую, хорошую, умную, а Ведьму как злую, старую и плохую. Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что, не читая сказку, а взглянув на иллюстрацию, мы можем иметь предоставление отрицательный она или положительный персонаж.
5.2.Анализ сказок.
Мы изучили русские народные и авторские сказки о Бабе Яге. К каждой сказке мы составляли паспорт Бабы Яги, который вкладывали в картотеку.
Из словарей [7,8] я узнал о Бабе Яге следующее:
Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица;
Jedza, Jedzi-baba - польское;
Jenzi, Jezi-baba - словацкое,
Jezinka - чешское;
Гвоздензуба - сербское;
Ежи баба - словенское;
Яга баба - болгарское - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
5.3. Паспорта Бабы Яги.
Мы составили две контрольные точки исследования - паспорт Богини и паспорт Ведьмы.
Паспорт включает в себя следующие пункты:
Где живёт?
Указывается произведение
Как передвигается?
Как в произведении передвигается яга?
Как выглядит?
Внешний вид
Возраст.
Сколько лет?
Характер.
Какой характер в произведении
Средства колдовства.
С помощью чего колдует?
Добрые дела.
Какие добрые дела делает в этой сказке?
Злые дела.
Какие злые дела делает в этой сказке?
Друзья.
Есть ли у неё друзья?
Враги.
Есть ли у неё враги?
Жильё.
Где живёт Баба Яга?
Кем командует?
Кто находится у неё в подчинении?
Изобретательность.
Как она хитрит в сказке?
Исследовав сказки, мы составили Паспорт богини и Паспорт ведьмы. Вот, что в итоге этого этапа получилось:
Паспорт Богини
Где живёт?
Никогда не живёт среди людей, а живёт в уединённом месте, до которого простому человеку почти невозможно добраться, потому что не знает пути или дорога трудная.
Как передвигается?
Передвигается по воздуху всевозможными способами.
Как выглядит?
Внешность необычная, сразу видны отличия от простых людей - какие- то черты лица увеличены или есть что-то ещё.
Возраст.
Бессмертна.
Характер.
Добрая, умная, красивая, хорошая, весёлая, волшебная, магическая, смелая, милая.
Средства колдовства.
Слово или жест.
Добрые дела.
Помогает путникам, поддерживает порядок и справедливость.
Злые дела.
Иногда пугает и наказывает злых людей, которые причиняют кому-то вред.
Друзья.
Леший, водяной, другие божества.
Враги.
Злые силы, но сильнее её нет врагов.
Жильё.
Уединенное строение.
Кем командует?
Имеет власть над природой, повелевает ветрами и погодой. Часто у неё в услужении есть животные.
Изобретательность.
Может становиться невидимой.
Паспорт Ведьмы
Где живёт?
Может жить в лесу, а также среди людей в землянке.
Как передвигается?
Быстро бегает, по ночам летает на метле.
Как выглядит?
Почти ничем не отличается от простых людей. Страшная, грязная, нечесаная женщина.
Возраст.
Старая.
Характер.
Злая, старая, злобная, бессердечная, зловещая, хитрая, плохая, мрачная, хмурая, жестокая.
Средства колдовства.
Заклинания и волшебные зелья.
Добрые дела.
Никогда не делает добрых дел.
Злые дела.
Напускает голод, жажду, сон нехороший, ворует и ест детей.
Друзья.
Кощей, кикимора, ворон, кот, гуси – лебеди, Змей – Горыныч.
Враги.
Все люди.
Жильё.
Старая избушка, землянка.
Кем командует?
Может повелевать всякой нечестью, людьми.
Изобретательность.
Может становиться невидимой, подделывает голоса.
Вывод:
При сравнении паспортов Бабы - Яги по русским народным сказкам мы пришли к выводу, что в сказках количество добрых и злых дел Бабы Яги практически равны. И что на самом деле Баба Яга не ела человеческого мяса, это придумали взрослые, чтобы пугать малышей.
Кроме русских народных сказок, мы читали авторские сказки о Бабе Яге и пришли к выводу, что страшная колдунья, пугающая и ворующая детей, превратилась в заботливую деревенскую бабушку, помогающую людям. На мой взгляд, это не случайно. Сегодня, когда в мире господствуют информационные технологии, когда дети гораздо лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки, с традиционными мифологическими персонажами и так хочется, чтобы эта сказка была доброй и противостояла своей добротой мультяшным роботам - киборгам и другим, инородным для нашей культуры, злодеям.
5.4. Сводный паспорт Бабы-Яги.
Мы предложили своим одноклассникам прочитать сказки и заполнить паспорта Бабы-Яги, составили таблицы каждого из признаков, указанных в паспорте. В каждой таблице выделил значение признака, которое упоминается чаще всего. В результате получил сводную таблицу.
Сводный паспорт Бабы Яги
Как передвигается?
Летает, скачет в ступе или просто сидит в избушке.
Как выглядит?
Как старая бабушка, костяная нога.
Возраст.
Старая.
Характер.
Добрая, приветливая.
Средства колдовства.
Волшебные предметы, заклинания.
Добрые дела.
Приветливо встречает гостей, даёт добрые советы.
Злые дела.
Воровство людей, намерения людоедства.
Друзья.
Родственники, сказочные существа, главные герои сказок.
Враги.
Злые сказочные существа.
Жильё.
Избушка на курьих ножках.
Кем командует?
Разные животные.
Изобретательность.
Может становиться невидимой, подделывает голоса.
Анализ паспорта Бабы Яги по сказкам
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: В сводном паспорте Бабы Яги оказалось больше признаков богини (7), чем ведьмы (3). Четыре значения признаков могут характеризовать как богиню, так и ведьму. Значит, из двух гипотез одна « Баба Яга – богиня» подтвердилась в большей степени, чем другая «Баба Яга – ведьма». Меняются времена - меняются нравы. В последние годы характер Бабы яги стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. К детям она относится с симпатией. И больше похожа на деревенскую старушку, чем на злую колдунью. Быт её тоже изменился в лучшую сторону: исчезли черепа с забора, в доме стало чище и просторнее. Избушка Яги теперь не только вертится на одном месте - она научилась бегать. В силу привычки яга ещё использует ступу, но всё чаще предпочитает летать на метле. Одним словом, Яга старается идти в ногу с прогрессом.
5.5. Мы рисуем образ Бабы-Яги.
Ну, допустим, что из сказок мы узнали многое, но для полноты образа не хватает изображения Бабы Яги. И тогда мы предложили одноклассникам на уроке рисования нарисовать Бабу Ягу. Ребята активно взялись за работу. Мы решили устроить конкурс рисунков. Самые лучшие работы мы собрали в альбом, приготовили презентацию и выступили перед первоклассниками.
Заключение
Все дети любят читать сказки, но все задумываются о том, что многим отрицательным героям сказок присущи черты положительных героев.
Работая над проектом, мы познакомились со многими интересными сказками, узнали об авторских сказках. Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу Ягу. Хотя по–прежнему к Бабе–Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга злая и коварная или смешная, забавная и добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
По результатам проведённого исследования мы сделали следующие выводы:
1.Баба Яга не просто сказочный персонаж, это образ, в котором воплощены история, верования и обряды восточнославянских племен - она древняя славянская богиня.
2.Так как Баба Яга живёт в лесу и повелевает животными, то она – богиня леса, берегиня леса и природы.
3.Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что, не читая сказку, а взглянув на иллюстрацию, мы можем иметь предоставление отрицательный она или положительный персонаж.
4. Баба Яга могла лечить людей – она хорошо знала все лекарственные травы, толкла их пестом в ступе и делала отвары. Во многих сказках говориться, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но в прежние времена больного маленького ребёнка обмазывали теплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь.
5.Изучив сказки о Бабе Яге, мы пришли к выводу, что страшная колдунья, пугающая и ворующая детей, превратилась в заботливую деревенскую бабушку, помогающую людям. На наш взгляд, это не случайно. Сегодня, когда в мире господствуют информационные технологии, когда дети гораздо лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки с традиционными мифологическими персонажами и так хочется, чтобы эта сказка была доброй и противостояла своей добротой мультяшным роботам-киборгам и другим, инородным для нашей культуры, злодеям.
6.Гипотеза « Баба Яга – богиня» подтвердилась в большей степени, чем «Баба Яга – ведьма». Меняются времена - меняются нравы. В последние годы характер Бабы яги стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. К детям она относится с симпатией. И больше похожа на деревенскую старушку, чем на злую колдунью. Быт её тоже изменился в лучшую сторону: исчезли черепа с забора, в доме стало чище и просторнее. Избушка Яги теперь не только вертится на одном месте - она научилась бегать. В силу привычки яга ещё использует ступу, но всё чаще предпочитает летать на метле. Одним словом, Яга старается идти в ногу с прогрессом.
7.Так как сказки очень старые, и сначала их передавали « из уст в уста», то Бабу Ягу наделили разными качествами – и хорошими, и плохими, поэтому в некоторых сказках её образ ближе к богине, а в некоторых – к ведьме.
Список использованной литературы
1.Аливердиев А. Баба-Яга: // Звездная дорога – Красногорск. – 2000, - №12, - с.131-140.
2.Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. – М: Индрик, 1996., - 24с.3. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. – М: Литература, 1986,-с. 154..
4.АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
5.Будовская Е.Э., Морозов И.А. Баня / Славянские древности. Т. 1. –М.,1991-с. 138-139.
6.Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М: Наука, 1975. - 134 с.
7.Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.,1991.
8.Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
9.. Пропп В.Я., Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515
Диаграмма 5Root Entry