Доклад на тему Концепция трехъязычия как действенный инструмент подготовки конкурентоспособного специалиста высокообразованной страны
Даумова Дарагуль Кайрбековна Учитель русского языка и литературы,1 категория,
Общая средняя школа имени Абая,Атырауская область
Курмангазинский район село Ганюшкино
Концепция трехъязычия как действенный инструмент подготовки конкурентоспособного специалиста высокообразованной страны
В основе современных подходов к модернизации системы образования лежит гуманистическая парадигма, цель которой – личностное развитие учителя и ученика. Самоопределение, самодвижение, саморазвитие - вот основные условия гуманистического подхода в образовании, от решения которых во многом зависит будущее государства.
Сегодня, в век технологизации и глобализации, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания подрастающего поколения, способного к диалогу с другими культурами. Великий казахский поэт, писатель, философ Абай Кунанбаев в свое время призывал казахов изучать русский язык. Он понимал, что через русский язык и русскую культуру казахский народ сможет приобщиться к мировой литературе. Сейчас перед нами стоят новые задачи: развивая родной язык и культуру, мы должны формировать полиязычную личность. В своих выступлениях и обращениях Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального казахстанского общества. Идею триединства языков в Казахстане Президент впервые озвучил ещё в 2004 г., впоследствии неоднократно к ней возвращаясь. В Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (2007 г.) Глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Именно с этого момента и начинается отсчёт новой языковой политики независимого Казахстана, которая сегодня может служить примером для других стран мира по степени популярности в обществе и уровню своей эффективности. В «Стратегии трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации» Н. Назарбаев подчеркнул, что «...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство... Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности» [1, с.16-18].
Проблема полиязычного образования занимает одно из центральных мест в образовательной практике большинства стран, где проживают представители разных
этнических и конфессиональных групп, носители разных культурных традиций. Полиязычие – это веление времени, оно поможет разрешить такую проблему, как согласие и взаимопонимание между людьми, а степень владения языками – один из его основных критериев.
Целью образования на современном этапе становятся не просто знания, но и формирование таких ключевых компетенций, как полиязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность, которые должны вооружить молодежь для дальнейшей жизни в обществе.
Резолюция ЮНЕСКО, принятая Генеральной конференцией в 1999г., утвердила
термин «полиязычное образование», означающий использование, по меньшей мере, трех языков, а именно родного языка, регионального или национального языка и международного языка в образовании. Поэтому в нашей стране наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским языком межнационального общения, важным средством, обеспечивающим умение взаимодействовать с представителями различных культур, выступает английский язык. Полиязычное образование представляет собой целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности.
Одним из приоритетных направлений в модернизации казахстанского образования является создание инновационной, полиязычной модели образования, направленной на воспитание поликультурной личности, понимающей роль и место казахского языка, культуры и истории казахского народа в мировом историческом процессе, конкурентоспособной в условиях глобализации, мобильной, свободно владеющей тремя языками, готовой к постоянному самообразованию.
В Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы запланировано увеличение количества школ, предоставляющих образование на трех языках до 700, и увеличение к 2020 г. доли педагогов, преподающих предметы естественно-математического цикла на английском языке [4].
В аспекте обозначенных перспектив развития образования актуальным является вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров. Современные казахстанские вузы должны готовить учителя компетентного в своей профессиональной сфере, творчески инициативного, самостоятельного, конкурентоспособного, мобильного, обладающего инновационным потенциалом и инновационной культурой и готового к инновациям в различных областях жизнедеятельности. Вхождение Казахстана в Болонский процесс смену образовательных парадигм – от знаниевой к компетентностной. Данный подход предполагает не просто трансляцию знаний и умений, а формирование профессиональной компетенции / компетентности. Компетенция/ компетентность – конечный метапредметный результат образования, интегрирующий как традиционные знания, умения и навыки, так и обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные знания и умения [5].
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности 6. Инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы; использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся и других компонентов системы школы с учетом положительного опыта традиционных подходов.
Инновационная педагогическая деятельность – творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования; целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики 6.
Под инновационным потенциалом педагога понимается совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающую готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов 6.
Основополагающим фактором, определяющим успешность будущего педагога в профессиональной деятельности является его инновационная культура, которая отражает ценностную ориентацию учителя, закрепленную в мотивах, знаниях и навыках, а также в образцах и нормах профессионального поведения по отношению к педагогическим и техническим инновациям.
Инновационные знания учителя – это система знаний в области своей профессиональной деятельности, в сфере современных педагогических инноваций и инновационных образовательных технологий, системные представления об инновационных педагогических процессах, происходящих во множестве культур и субкультур, понимание целей инновационной педагогической деятельности. Важную роль в формировании инновационной культуры учителя играет объем инновационных знаний, зависящий от информационного пространства, окружающего будущего педагога. Как известно, считаю успешными те, которые могут эффективно учиться, готовы к непрерывным изменениям и инновационной деятельности. Быстрый темп и непредсказуемость событий и изменений во внешней среде и большой объём информации диктуют от учителя постоянного повышения квалификации в целях поддержания его конкурентоспособности. Современный учитель должен войти в мировое информационное образовательное пространство, для этого ему следует владеть иностранными языками.
В контексте современного полиязычного образования в Республике Казахстан учитель должен владеть казахским, русским и английским языками. Знание последнего дает ему мобильность, позволяет использовать современные знания и интегрироваться в мировое образовательное пространство.
Библиографический список
1. Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. - М., 2000.
2. Жетписбаева Б.А. Теоретико-методологические основы полиязычного образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Республика Казахстан. - Караганда, 2009.
3.Кусаинова Г.Т. Полиязычное образование учащихся как фактор эффективности межкультурного общения -http://library.wksu.kz/index.php?option=com_docman&task=doc_download&gid=4262&Itemid=2&lang=ru4. Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 110. ¬– Астана, 2011.
5. Мухаметкалиев Т.М. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд// Современное образование. – 2001. - №1 81. – С.20-24.
6. Григорьева С.Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки/ Автореф. дисс. … на соискание д. педагог. н. – М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2011.