Доклад на тему Как групповая работа влияет на повышение познавательного интереса учащихся на уроках географии
В рамках классноурочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.
Уровни коллективной учебно-познавательной деятельности:
Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
Работа в парах
Групповая работа.
Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели урока).
Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения поставленной задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, затем реализовать их а практике и представить найденный совместно результат.
Групповая форма работы лучше, чем фронтальная. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для сплочения коллектива. Работа в группах оказывает мощное стимулирующее действие на учащихся.
Групповые технологии предполагают:
организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;
распределение действий и операций на весь состав группы;
выбор соответствующих способов действия для всех;
взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.
Особенности организации групповой формы работы:
класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;
каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;
задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.
Учитель при этом выполняет разнообразные функции:
контролирует ход работы в группах;
отвечает на вопросы;
регулирует споры:
регулирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных работ по естественнонаучным предметам; при обработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка; на уроках трудового обучения: при изучении текстов на всех предметах.
Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске.
Работа в группах позволяет решить эту проблему. Проходит время, прежде чем учащиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света - СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Для более быстрого запоминания необходимо разместить буквы, обозначающие стороны света.
Постоянно приходится поправлять: «не сверху, а на севере; не снизу, а южнее ...».
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1 задание. Контуры континентов
Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).
2 задание. Географические объекты
Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.
3 задание. Знаешь ли ты карту?
Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты изображенные на картосхеме.
4 задание. Ты уверен!
Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение. При изучении экономической географии в 9-10-х классах необходимо знание расположения стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно принимают участие при работе в фуппах.
5 задание. Расположение субъектов РФ на политической карте (9-й класс)
Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ относительно физических объектов (реки, озера, горной системы),
6 задание. Страны Мира (10-й класс)
Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира, относительно географических объектов (реки, моря, океана),
7 задание. Бытовой опыт (9-й класс)
За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание, составить список продуктов, которые использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой и легкой промышленности.
Некоторые задания можно повторить в течении года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ КАРТУ?» (9-й класс) — Приложение 1.
«ТЫ УВЕРЕН?» (6-8-й классы) — Приложение 2.
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ КАРТУ» (7-10-й классы) — Приложение 3.
«ОПРЕДЕЛИТЕ ПО КАРТОСХЕМЕ» (10-й класс) — Приложение 4.
Как групповая работа влияет на повышение познавательного интереса учащихся на уроках географии
Расскажи мне — и я забуду,Покажи мне — и, может быть, я запомню,Но вовлеки меня, и я пойму.
Китайская пословица.
Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. Грядущие перемены, современные инновационные технологии требуют от учителей высокого профессионализма, аналитического мышления и развитых коммуникативных навыков в сфере образования.
Проблема развития познавательного интереса учащихся на уроках волнует многих учителей. Меня заинтересовал такой факт, что развитие познавательного интереса учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, таких как учителя, сверстники, учебники. Учащиеся имеют склонности к некоторым предметам, для их развития, учителю необходимо создать условия, чтобы эти склонности проявились, то есть заинтересовать предметом всех учеников. Не секрет, что контингент учащихся в общеобразовательной школе разный, поэтому учителю приходится сталкиваться в своей практике с такими трудностями, как одним учащимся дается этот предмет легко, а другим — нет. Каждый учитель-предметник в школе старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы. Меня, как учителя также волнует вопрос, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом, исходя из этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, чтобы способствовать повышению их интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.
Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается применение различных стратегий. Так, например стратегии критического мышления предполагают работу в группах, стратегии диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.
Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, «Сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучение в сотрудничестве, являющееся личной философией учителя, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях объединения субъектов в группы, сотрудничество предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя).
Интересным фактом для учителя, в процессе изучения влияние групповой работы на познавательный интерес являются принципы групповой работы, которые выделяет эстонский ученый Х. И. Лийметс:
на несколько групп от 3 до 6 человек;
каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени»);
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
(Х. И. Лийметс. Групповая работа на уроке. — М. 1975)Идея групповой работы не нова. В 20-х годах прошлого столетия в образовательном процессе широко использовался бригадный метод. В настоящее время коллективная работа учащихся рассматривается с учетом достижений психологии и педагогики, учитывается также и опыт прошедших лет. Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Конечные цели групповой формы работы можно определить так: образовательная – получение знаний за наиболее короткий срок путем перераспределения материала отдельных тем курсов; воспитательная – способствование сплочению коллектива, выравнивание знаний учащихся; развивающая – отработка практических умений, требуемых программой. Особенно хотелось бы сказать о воспитательном значении коллективной формы, т.к. давно всех интересует вопрос: как соединить коллективное воспитание на уроке и вне него. Ведь порой получается, что коллектив в основном существует после уроков, когда проводят внеклассные мероприятия. Учебное задание в классе, дома каждый учащийся выполняет самостоятельно, отчитывается только за себя. Общение, разговоры на уроке, как правило, запрещаются. Взаимопомощь развита слабо. Групповая форма работы на уроке ценна именно тем, что при выполнении конкретных заданий учащиеся решают не только учебные, но и воспитательные задачи. Коллективная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы обнаружить себя в индивидуальной работе. Ни один ребенок не “выпадает” из учебного процесса, даже слабые ученики вносят свой вклад в общее дело. Однако трудностей много, возникают вопросы, связанные с организацией и проведением таких уроков. Например, как формировать группы, как оценивать их работу, как вести опрос, проверку выполнения задания. Уходит много времени на консультацию руководителей групп. Учащиеся могут не уложиться в отведенное время, возникают трудности с оценкой результата, возможно, не всегда объективно выставляется оценка. Необходимо или желательно, чтобы в расписании стояли уроки одной параллели, мебель тоже заранее должна быть расставлена. На таких уроках присутствует шумок, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят, и поэтому нужно с самого начала приучить их к тому, чтобы этот шум не выходил за рамки рабочего. Но в целом, удовлетворения и у меня, и у детей бывает больше, так как трудности быстро забываются. В ходе изучения темы поощряется совместное обсуждение содержания материала и результатов работы, обращение за советом друг к другу, а особенно к консультанту и учителю. Таким образом, как видим, при групповой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку, как со стороны учителя, так и со стороны членов группы. При этом помогающий получает большую пользу, чем ученик слабоуспевающий, поскольку его знания конкретизируются и закрепляются. Рассмотрим конкретно, из каких этапов складываются групповые технологии обучения:1. Организация работы: деление класса на группы, назначение учителем консультанта (группа в основном состоит из 5-6 человек). Консультанта могут выбрать и сами ребята: – постановка познавательной задачи; – объяснение последовательности выполнения работы; – раздача дидактического материала по группам (если есть в этом необходимость). 2. Групповая работа: – знакомство с материалом, планирование работы в группе; – распределение заданий консультантом среди участников; – индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группах, обсуждение общего задания (замечания, дополнения...) – подведение итогов выполнения группового задания 3. Заключительная часть: – сообщения о результатах работы в группах. Отвечающего назначает либо учитель, либо консультант; – анализ познавательной деятельности каждого члена группы (консультант); – общий вывод об уровне достижения поставленной цели; – дополнительная информация учителя о результатах учебной деятельности, оценка работы каждого члена группы. В ходе урока учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы, отвечает на вопросы, регулирует споры. Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету. Самый трудный из всех этапов групповой работы – третий. Он вызывает целый ряд вопросов и споров. По каким критериям оценивать работу всей группы и каждого ее участника? Естественно, что учителю трудно объективно оценивать вклад каждого члена группы. Поэтому в самом конце такого урока разбираются положительные и отрицательные моменты, предоставляется слово консультанту, который характеризует работу каждого ученика. Так, если отвечающий от группы ученик получил “4”, то остальные могут получить не выше четверки, но если отвечал ученик, успевающий на “3”, и получил при этом хорошую оценку, то остальным может быть выставлена более высокая отметка. Но в моей практике, как правило, оценки в группе бывают разные, в зависимости от вклада учащихся в выполнение общего дела. Его оценивает руководитель группы, при этом им учитывается сложность индивидуального задания, степень самостоятельности. Разумеется, что оценка заранее согласуется со всеми в группе при обсуждении. В конце урока вовлекаю детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились, какие умения проявили.
Использую методы взаимной проверки домашнего задания, предварительно ознакомив учащихся с теми критериями, по которым учащиеся анализируют выполнение работы, отметки ставят карандашом и объясняют их друг другу.
Личная ответственность каждого за проделанную работу в группах. Равноправное участие каждого в работе групп.
Принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов, свободного поиска вариантов, а не подготовленного учителем клише.
Существенная роль лидера – командира в группе.
Продуманная система оценки для каждого члена группы.
Взаимооценка и самооценка для стимулирования работы каждого в группе.
Хочется остановиться на технологии деятельности учащихся в группе.
Четкий инструктаж учащимся.
а) тема, проблема исследования
б) цель работы в группе
в) объяснение, какую работу надо выполнить
г) время работы, время обсуждения и защиты ответов, коллективный анализ и оценка
е) знакомство с критериями оценки результата
ё) самооценка работы групп
2. По ходу занятия веду наблюдения за группами, оказываю помощь нуждающимся.
3. Соблюдение регламента работы.
4. За 5 минут до окончания урока – анализ работы в группах:
а) Что удалось сделать? Почему?
б) Что не удалось сделать? Почему?
в) Как работу закончить?
5. Отчет каждой группы о проделанной работе.
6. Проверка работ учителем, здесь не только оцениваются результаты, но и анализируется характер взаимопомощи и поддержки, отмечаются положительные результаты.
Непременно знакомлю с правилами для учащихся при работе в группах:
Критикуй идеи, но не человека.
Поощряй участие каждого в обсуждении.
Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
Ищи рациональное в высказываниях других.По групповым формам я работаю давно, начинаю готовить к ним учащихся с шестого класса, когда они учатся оценивать свои знания в парах. Например, в темах “Атмосфера”, “Гидросфера”, “Литосфера” учащиеся должны усвоить много специальных терминов. Практикую проверку понятий через рассказ в парах. К примеру, после изучения темы “Реки”, “Озера” сообщаю детям, что будут проверены знания понятий, относящиеся к этим темам. Выделенные в тексте определения реки и ее частей, озера и видов озер они должны хорошо знать. На уроке проверки на доске столбиком записаны слова: река, исток реки, устье реки, бассейн реки, приток, озеро, сточное озеро, бессточное озеро и т.д. Не более 10 понятий. Даются критерии оценок: “5” – если все правильные ответы отмечены знаком “+”, если ответ неуверенный, дается своими словами, но смысл не теряется, тоже знаком “+”, если же ответ неправильный или отсутствует, то знаком “ – “. В конце работы учитель называет фамилию ученика, встает учащийся, который слушал и оценивал ответы своего товарища. Кратко говорит о впечатлениях от ответа, сколько правильных ответов, уверенных, сколько неправильных и отсутствующих. В зависимости от этого, совместно с учителем, выставляется отметка. Иногда в сомнительных ситуациях приходится перепроверять ответы детей. Это бывает в начале, когда ученики только знакомятся с данной формой опроса. Впоследствии оказывается, что дети более требовательные и строгие контролеры, чем учитель. Работа в парах во время проведения урока-зачета в 8-х классах по теме “Население Казахстана”. Более целесообразно эту форму зачета провести в классах, где приблизительно поровну детей хорошо успевающих по предмету и слабоуспевающих. Заранее формируются пары: “сильный – нуждающийся в помощи”. Заранее дается перечень вопросов к зачету. На зачетном уроке вопросы внесены в билеты по два в каждом. Они составлены так, что они не требуют пространного ответа. Один из вопросов предполагает работу по карте. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения изучения определенного раздела программы. Он может быть организован не только на уроке, но и после занятий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов опрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель, он же предварительно работает с консультантами, инструктируя их по организации проведения опроса. Все консультанты до начала группового опроса сдают зачет учителю. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа проходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Подобные уроки-опросы можно проводить во всех классах по любой теме. Интенсивность группового опроса позволяет выявить в течение урока знания всех, без исключения, учащихся. В системе различных форм групповой познавательной деятельности можно выделить общественный смотр знаний, учебные встречи, диспуты. К групповым технологиям относятся и многие формы нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на группы. Например, мною проводятся: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-ярмарка, географический футбол, географическая удочка. Вариационная пара
В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Статическая пара
В данной паре совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. каждый ученик может побывать в роли "учителя" и "ученика". Для этой пары применима "взаимопроверка" и "самоконтроль". Работая в такой паре у учащихся развиваются коммуникативные способности.
Динамическая пара
Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами (по 4 человека) "Каждый работает с каждым", два - три раза меняя партнеров.
И в заключение хотелось бы сказать, что для эффективного проведения групповых занятий, педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются удовлетворением от результатов своей работы, т.к. повышается успеваемость и познавательная активность обучающихся. Слабоуспевающие ученики ощущают доброжелательную поддержку со стороны сверстников и сочетают ее с возможностью проработать учебный материал в собственном темпе. Намечаются положительные сдвиги в самооценке ребенка. Нередко между детьми устанавливаются хорошие отношения. Но самое главное – ребенок находится в комфортной психологической ситуации, а в связи с ухудшающимся здоровьем детей, это немаловажно. В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог сказал: “Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”. Литература: 1. Кузнецова И., Почему нужно работать в группах.// Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - № 11. – с. 16 2. Утеева Р. А., Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке. – 1985. - № 2. – с. 10. 3. Чиханова О. В., Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении.// Начальная школа: плюс до и после.- 2002. - № 11. – с. 22. 4. География в школе. – 1991. - № 2 – с. 67, Москва, издательство. 5.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1998. 6. Ваниосова Н.В. Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучения. 7. Гринченко Л.С. Формирование социокультурной компетенции учащихся через реализацию межкультурных образовательных проектов 8.. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 9. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm11.Руководство для учителя. Второй (средний) уровень. Издание второе. 2012 г.
12. Групповая работа на уроке. Х. И. Лийметс. — М. 1975