Доклад на МО учителей географии Симферопольского района на тему Краеведческий подход как эффективный метод преподавания географии в реабилитационных центрах


ФИЛИАЛ МБОУ «ТРУДОВСКАЯ ШКОЛА»
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №5»
ул. Лечебная, 1, с. Строгановка, Симферопольский р-н, РКиндекс: 197582
Доклад
Краеведческий подход как эффективный метод преподавания географии в реабилитационных центрах
Подготовил:
учитель географии
Иваненко Е.А.
2016
Введение
« … Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье …».
К.Д.Ушинский
Наше общество старается быть одинаково толерантным ко всем его представителям. Тех, кто отличается от остальных, мы стараемся понять, принять, по возможности – помочь. И когда в чьей-то семье рождается особый ребенок, требующий специального ухода, как правило, сочувствуем и жалеем родителей. Сожалеющие взгляды преследуют таких детей всю жизнь, что приносит им куда больше вреда и затрудняет интеграцию в социум.
И те, и другие пытаются загладить чувство вины перед нестандартными детьми, тем самым нанося им вред. Особый ребенок требует уважения и признания в нем личности, полноправного члена общества. Это конкретный человек со своим характером и потребностями, нуждающихся в адекватном отношении к нему окружающих, в общении, в постепенной социальной адаптации.
Некоторые родители стремятся скрыть особенности своего ребенка и с первого класса направляют его в общеобразовательную школу. Таким образом расстояние между ним и сверстниками не сокращается, а увеличивается и успеваемость оставляет желать лучшего. Детям с особыми потребностями необходим особый подход.
К сожалению, право на образование, теоретически гарантируемое законодательством, на практике порой оказывается тяжело осуществимым. Специальных школ очень мало, а те, что есть, слабо финансируются. На сегодняшний день открывается достаточное количество реабилитационных и коррекционных центров, где ребенок получает квалифицированную психологическую помощь, но – не образование.
В Симферополе существует специальная школа для детей с особыми потребностями - «Злагода», а в Симферопольском районе, к школам такого профиля, можно отнести Филиал Трудовской школы в Строгановке.
Принцип обучения
Ведущим принципом в обучении умственно отсталых детей служит коррекционная направленность всех учебных дисциплин. Современные программы для специальных школ VIII вида ориентированы на всемерное развитие учащихся, исправление имеющихся у них нарушений.
Учитывая специфику моей работы, при преподавании географии своим обучающимся, я руководствуюсь несколькими подходами: подход, ориентированный на выявление специфических для каждой учебной дисциплины методов развития школьников, общедидактический подход, а также краеведческим подходом. С их помощью география расширяет кругозор детей, развивает их любознательность и познавательную активность, способствует формированию у детей психических познаватель- ных процессов и механизмов социальной адаптации. Внедрение общедидактических методов развивающего обучения в практику работы учителя географии приводит к положительным результатам, но при этом не полностью используется развивающий потенциал нашей учебной дисциплины, в отличии от таких дисциплин, как русский и английский языки.
География изучает земное пространство и имеет особое значение в развитии механизмов пространственной ориентации человека. Одним из основных положений теории познания служит открытое еще Кантом существование двух априрорных, доопытных форм чувственности — пространства и времени. Отстающие дети смотрят на мир иначе. В этом смысле школьной географии принадлежит важнейшая роль в развитии познавательной способности учащихся, в том числе умственно отсталых детей.
Краеведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Моя основная задача, как учителя-предметника, в доступной форме донести до сознания учащихся учебный материал, а часто бывает, что только краеведческий подход позволяет это осуществить и, затем, способствует более сознательному усвоению всего материала.
Использование на уроке разнообразных видов работ, активных методов и приёмов обучения постепенно  помогают ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии.
Приведу несколько примеров, точнее заданий, способствующих формированию интереса, внимания, развития познавательной активности и самостоятельности на уроках Крымоведения в 5 классе.
Так, например, при изучении темы «Жизнь вокруг нас», как закрепление, предлагаю игру «Кто живёт в лесу?», цель которой развитие умения группировать объекты по одному признаку (животных – по общему месту обитания) и ставить вопросы к словам.
Оборудование: Иллюстрация с изображением леса, внизу сделаны прорези для карточек; карточки с изображением или со словами медведь, заяц, собака, дятел, лиса, курица, волк, лось, кошка, сова.Ход игры: Дети отвечают на вопрос учителя «Кто живёт в лесу?», но при этом соблюсти условие: для ответа можно пользоваться только теми рисунками или словами, которые даны на карточках, выбрать правильно название животного, которое живёт в лесу и вставить в прорезь. Аналогично можно проводить игры: «Что растёт в лесу?», «Что растёт на огороде?» и т.д.
Для развития мыслительных операций и внимания использую игру «Третий лишний», например, в 8 классе при изучении темы «Внутренние воды Крыма».
а) речной окунь, щука, карп;
б) треска, океаническая сельдь, речной окунь;
в) карп, океаническая сельдь, щука.
Нужно прочитать названия рыб и решить, кто из них в каждом ряду лишний. Подчеркнуть название лишнего животного одной чертой, и устно объяснить, почему это животное лишнее.
Учащимся нравится выполнять такие задания, в которых приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Это ведёт к выработке мышления, внимания, желание учиться, что, естественно, не может не сказаться положительно на организации самого урока, на усвоении знаний, на формирование умений и навыков, коррекции недостатков в психофизическом развитии и повышения познавательной активности.
К сожалению, нет возможности водить их на экскурсии и по, окружающей реабилитационный центр, территории (лес, водохранилище) в виду специфики правил учреждения.
Большую работу на уроках географии я веду по преодолению недостатков речевого развития устной речи, особенно с учащимися старших классов. От уровня сформированности  речевой деятельности умственно отсталых школьников зависит успешность усвоения материала на уроках, а также последующая адаптация в микромире и в социуме.
Так, например, использование наглядного материала в обучении аномальных детей имеет качественное значение из-за их особенностей интеллектуального и речевого развития (замедленное и своеобразное формирование устной речи, быстрая утомляемость, преобладание наглядных форм мышления).
В применении краеведческого подхода при преподавании географии у отстающих детей, огромное значение имеет наглядность как тех объектов и явлений, которые доступны в нашей местности, так и явлений, недоступных для непосредственного восприятия обучающимися. Обучать посредством краеведческого подхода, как и, собственно, учить географию без наглядных пособий - невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику с ограниченными возможностями в развитии, если у него не будет создан образ объекта. Умственно отсталые дети в каждый данный момент воспринимают меньшее количество объектов, чем дети с нормальным интеллектом.
Действительные отношения объектов реального мира оказываются резко упрощёнными в психике таких школьников. Картины, фотографии, рисунки, открытки, отдельные кадры или фрагменты из видеофильмов, DVD, интерактивные наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчётливое представление о предмете, закрепить знания карты.
Большую трудность для умственно отсталых школьников представляет установление причинно-следственных связей, изображаемых на изображении. Роль причинных вопросов «где?» и «почему?» активизирует и развивает мышление ученика. Эти вопросы, как в географии, так и в крымоведении, считаются главными, т. к. задача на установление причинной зависимости создаёт перед учениками своеобразную проблемную ситуацию для выхода, из которой кроме актуализации имеющихся знаний необходимо выполнить ряд других операций, что, безусловно, повышает интеллектуальную активность, способствует умственному развитию обучающихся.
Изображения требуют особых приёмов их использования. Изображения нельзя показывать ученикам до момента использования. Это связано с тем, что ученики видят их впервые, и они у них вызывает большой интерес, отвлекают. Но мало показать, надо добиться, чтобы они осмыслили их содержание и сделали бы это самостоятельно с помощью, конечно,  наводящих вопросов. Например, при изучении темы в 7 классе «Природные зоны Земли» - я использую изображения природных зон.
Предлагаю внимательно на них посмотреть и сказать, что вы видите на картинах, какая поверхность, что видно на переднем плане картин, что вдали? Рассматривание картин предшествует предварительная беседа, включающая чёткие, заранее спланированные вопросы к ученикам. Стараюсь и здесь использовать краеведческий подход, путём использования природных зон Крыма.
С помощью различного рода вопросов я направляю внимание учеников на пристальное рассматривание объекта, выделение и установление причинно-следственных закономерностей. Таким образом, эти вопросы помогают учащимся мобилизовать имеющиеся у них знания и потенциальные возможности. Составление рассказа по картинам развивает речь учащихся, учит вглядываться, думать, раскрывать взаимосвязи между явлениями природы.
В каждом классе коррекционной школы обучаются дети с разным уровнем развития, различным отношением к занятиям и возможностями усвоения учебного материала. Поэтому урок должен проводиться при строгом соблюдении принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Он предполагает деление учащихся на группы.
● – К первой группе я отношу учащихся наиболее успешно овладевающие программным материалом (это в основном сильнее ученики).
● – Во вторую группу входят дети, также достаточно успешно обучающиеся в классе, но без помощи учителя обобщения и выводы делать не в состоянии.
● – К третьей группе отношу учащихся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в разнообразной помощи с моей стороны. Их действия необходимо постоянно корректировать.
Важным средством воспитания и обучения на уроках являются дидактические игры, которые я стараюсь сочетать с элементами краеведения. Игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой урок, любой учебный предмет увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, облегчает  процесс усвоения знаний.
Учитывая это, я ввожу в урок игровые моменты для учащихся: это кроссворды, шарады, ребусы, загадки, головоломки и т. д. Такие задания школьники с нарушениями развития выполняют с желанием и интересом.
Определённое место в моей работе занимают тесты. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Как и в работе с занимательными материалами, при работе с тестами активизируется мыслительная деятельность, любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.
Работа в подобной школе показала, что реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательных задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов. Да, во всех школах стараются следовать этой методике, но здесь она просто необходима, так как отстающие дети, зачастую, могут усвоить сложный материал только благодаря связи с другими предметами.
Например, интеграция истории и уроки географии – это географические открытия и история исследования родного края, т. е. Сахалина и Курильских островов.
Для осуществления географического краеведения провожу связь с биологией и историей или связь экологии с математикой. Приведу примеры таких связей.
♦ - В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет около 1 млн. водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет?
♦ - Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю?
♦ - Стрекоза за 2 часа съедает от 25 до 45 мух. В каком климате мух будет больше, а в каком меньше?
Дети с интересом включаются в работу, пытаются одновременно решить создавшуюся проблемную ситуацию и правильно ответить на поставленные вопросы.
Таким образом, связь на уроке с другими предметами ликвидирует формализм в работе, а изученный краеведческий материал с окружающей действительностью расширяет кругозор учащихся и способствует формированию патриотических чувств.
Большой минус - невозможность выполнения домашнего задания в виду того, что я обязан, после урока, не только забрать все учебные материалы, по которым возможно выполнение домашнего задания, но и, попросту, не имею права задавать домашнее задание, так как дети находятся, прежде всего, на лечении, а потом уже в школе.
Все эти формы проведения уроков позволяют улучшить процесс усвоения полученных знаний отстающим детям. Такие уроки почти всегда достигают поставленных целей. Учащиеся на уроке проявляют максимальную активность, так как краеведческих подход позволяет говорить о тех вещах, которые их непосредственно окружают в жизни. Следствие -более успешные знания, по сравнению с обычными уроками. На таких уроках нет равнодушных, проблем с дисциплиной не возникает, а после окончания таких уроков дети тебе говорят «спасибо» и это очень приятно. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности школьников с ОВЗ и повышают уровень их общего развития.
Заключение
Краеведение представляет собой всестороннее изучение обучающимися родного края, в том числе его природы, населения и хозяйства. Географическому краеведению всегда уделялось огромное внимание на уроках географии. Осуществление краеведческого подхода включает не только комплексное ознакомление со своим городом и регионом в целом на уроках крымоведения, но и постоянное использование полученных краеведческих знаний на других уроках, а также установление ассоциативных связей краеведческих знаний с изучаемым материалом. В данном случае ясно видны общедидактические научные принципы доступности и наглядности обучения – от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Очень важно еще и то, что многие общегеографические понятия могут быть сформированы самими обучающимися на основе собственных наблюдений за объектами и явлениями в окрестностях реабилитационного центра, в пределах своего города или села, а также и в целом на территории Крыма.
Практика работы в данной школе диктует необходимость поиска новых инновационных технологий и методов преподавания географии, которые смогли бы ещё больше активизировать учебный процесс и познавательную активность у отстающих, по тем или иным причинам, обучающимся. Я считаю, что использование элементов программирования, помогло бы обеспечить на уроках активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать ученикам необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но, к сожалению, на данном этапе обеспеченности нашей школы – это выглядит просто не реально.
Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности за счет применения краеведческого подхода, как правило, более глубоки, прочны и осознанны. Они направлены на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.