Научная статья Игровая технология как средство обучения на уроках географии
«Игровая технология как средство обучения на уроках географии.»Потапова Т. Н.
учитель географии МОУ Гимназии №1 Центрального района Волгограда
Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием. К.Д. Ушинский Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Следовательно, педагогическая технология:
1. Разрабатывается в соответствии с конкретными целями и задачами учителя, опирающимися на его ценностные ориентации.
2. Разрабатывается с целью достижения вполне определённого ожидаемого результата.
4. Предполагает последовательность педагогических действий, и, если речь идёт о технологии обучения, гарантирует прочное усвоение знаний.
5. Предусматривает взаимодействие учителя и учащихся, с учётом принципов индивидуализации.
6. Доступна к воспроизведению любым квалифицированным учителем, с поправкой на его личностные особенности, педагогический стиль.
7. Непременно включает в себя диагностику, в том числе критерии, показатели и средства измерения результатов деятельности.
Все обучающие действия при этом осуществляются в заданной последовательности, и их выполнение в такой последовательности предполагает получение ожидаемого конечного результата.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием. В неё включаются последовательно игры и задания, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.
В современной практике обучения географии большую популярность
получили игровые технологии.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Компас» по ориентированию на местности, и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Учебная игра как современная образовательная технология
Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Учащееся любят игры обучающего характера с творческим подходом: 1). «Кто хочет стать географом.»2). « Кроссворды»3). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»4). «Своя игра»5). «Путешествие в топографию»6). «По морям, по океанам»7). «Путешествие капли воды»8). Викторина «Знайка на материкеАфрика, Америка, Австралия, Антарктида »9). Игры для старшеклассников 10 -11 классов на знание стран и столиц.10). Игры для 8 – 9 классов на знание России. 11). Ребусы .12). КВН. 13). Деловые игры.14). Космические игры.15). Поле чудес в какой –нибудь стране и многие другие игры. Игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться научно-популярной литературой, географической картой, Интернет-ресурсами. С целью активизации учебно- познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используют учебные игры в обучении географии.
Для ребенка игра – увлекательное занятие. Этим она привлекает и учителей.
В игре все равны. Она по силам даже слабым ученикам. Слабый ученик
может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь
оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства,
атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это
даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно
сказывается на результатах обучения. В своей практике я использую такие
типы уроков: урок-соревнование, урок – экспедиция, КВН, урок – викторина
и др. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает
развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект.
Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства
сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они
особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и
желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить
за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные
школьники, имея компьютеры в своём распоряжении, пользуясь им,
«скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не
запоминают и не пытаются проникнуть в суть предложенного задания.
Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре,
в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача
- победить. Причём побеждает та команда, которая дружнее, активнее.
Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих,
ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя,
а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность
понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому
на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из
домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты,
сформулировать выводы.
Игры по целевым ориентациям:
1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие географических умений и навыков; развитие трудовых навыков.
2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
4.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:
1.игры способствуют становлению творческой личности ученика;
2.формирование умения выделять проблемы;
3.принимать решения;
4.развивают познавательный интерес к предмету;
5.оказывают сильное воздействие на учащихся;
6.формируют черты характера.
В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приёма информации, причём делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.
Функции игры:
Обучающая- развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие);
Развлекательная- создание благоприятной обстановки на уроке, превратить урок в увлекательное приключение;
Коммуникативная- формирует навыки общения, объединяет учеников и учителя;
Релаксирующая- создание позитивного состояния от проделанной работы;
Функция самовыражения - стремление ребёнка;
В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: УУД, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.
Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:
в процессе игры выявляются уровень знаний и умений;
2) наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается до 90% учебного материала);
3) проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;
4) учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки;
Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:
происходит приобщение к исследовательской деятельности;
раскрываются и развиваются творческие способности личности;
ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские способности;
Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:
игра отражает различные мотивы поведения;
происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность, контактность;
эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;
расширяются кругозор и общая культура;
формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.
Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:
Достоинства
Недостатки
1. Повышение интереса
1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной
2. Активизация учащихся
2. Занимают много времени
3. Лучшее усвоение
3. Не для любого материала
4. Объединение коллектива
4. Требуют много подготовки
5. Развитие мышления
5. Сложности в оценке учащихся
6. Разрядка напряжения, смена
деятельности
6. Не позволяет формировать систему знаний
7. Соревновательность, доступность
7. Работа одних и тех же учащихся
8. Развитие творческих способностей
9. Формирование ответственности
10. Хороший способ закрепления
Классификация географических игр.
По месту проведения игры: урочные и внеурочные
По дидактической цели- игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.
По форме организации учебной деятельности- индивидуальные и коллективные.
Ролевые игры (путешествий, экспедиции и др.) требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.
Наиболее известны следующие виды ролей:
Представления в лицах (инсценировка) идеи какой- либо истории, описанной в литературе, в печати.
Роль- выдумка ситуации. Например, разработка ситуации связанной с глобальным потеплением на Земле;
Действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора автомобильного завода и т.п.) через принятие в игре его установок и перемещение себя в обстоятельства его деятельности.
Перенос в современную ситуацию. Например, пресс- конференция, по вопросам землетрясения на Сахалине;
Имитационная игра, или разыгрывание действия по определённому сценарию;
Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как «жители города загрязняют водоёмы, в частности те, из которых пьют воду», например город Волгоград и река Волга.
Тренировка в исполнении роли. Например, действия двух команд в покорении Южного полюса, первая команда норвежская, под руководством Руаля Амундсена, вторая английская Роберта Скотта. Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.
Для создания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах.
Во-первых – исключить порицание и критику;
Во- вторых- учитель тоже должен участвовать в разыгрывании ситуации, он и участник в игре и объективный наблюдатель в ходе игры;
Этапы содержания ролевых игр:
Этап - подготовительный. Установка целей; выбор ситуации; разделение игры на фрагменты; определение целей, приёмов и действий; разработка правил игры и определение ролей для каждого участника и т.д.
Этап- организация игры. Выбор ведущих
Этап –проведение игры.
Этап- анализ результатов игры.
Деловая игра частный, более структурированный вариант исполнения ролей. Весьма перспективная и эффективная форма группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Действие участников по особому сценарию, моделирующие какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Отдельные игроки не могут достичь цели, действуя в одиночку. Требует объединения усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. Актуально проводить в 9-10 классах.
Деловая игра является сильным стимулятором активной деятельности школьников. Достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.
Этапы содержания деловой игры
Этап- подготовительный планирование ролевой игры. Организатору необходимо:
1) отобрать материал, для проигрывания ситуации; подготовка раздаточного материала: описание игры, методические рекомендации и т.д.;
2) наметить роли и группы учеников;
3) подготовить реквизиты, справочные материалы;
4) решить и использовать результаты игры;
Этап- Организационный
Этап- Самостоятельная работа учащихся (деление на группы и подгруппы)
Заключительный этап- межгрупповая дискуссия.
Подводя итог, можно выделить следующие особенности игровой технологии:
1.Активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.
2.Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.
3.Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.
4.Занимательность и эмоциональность
5.Целеустремлённость участника, совпадение его личных целей с целями группы.
6.Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника.
7.Проблемность: ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций.
8.Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.
9.Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьников.
10.Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.
Успех работы учителя зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у школьников живой интерес, любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.
Применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить, рассуждать.
Освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.
15