Урок по окружающему миру на тему: Животные леса.
Урок окружающего мира для 2 класса по теме: «Животные леса»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, чучела зверя (заяц), птицы, насекомых; книга К.Чуковского «Путаница», толковый словарь Ожегова, раздаточный материал (карточки, памятки исследователя), карточки на доску (появляются по ходу урока), картинки с животными, предупреждающие знаки, ёжик (если получится, то живой), ПК.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята!
Чтение стихотворения.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Чем бы вы хотели заниматься сегодня на уроке?
Перед детьми рисунок на слайде.
Ставится задача: Кто здесь изображён?
- На какие группы можно разделить животных, представленных на рисунке?
2. Постановка цели и задач урока.
- Что объединяет всех этих животных?
- Как вы думаете о чём бы будем говорить на уроке? Тема урока.
- Какие у нашего уроки цели?
- Где мы сейчас очутились?
Мы в лесном доме, жители которого умеют строить жилище, делать запасы на зиму, охотиться; одни поют, другие воют, третьи пищат, кричат
Кто они жители лесного дома?
- Обитатели леса приглашают нас в гости. Навестим их?
-Давайте внимательно посмотрим всё ли в порядке?
Нам письмо от жителей леса?
Как вы думаете, что может быть в письме?
- Давайте подумаем, что получится, если всё оставить на своих местах?
- Ребята, а в каком литературном произведении вы уже встречались с путаницей у зверей?
-Поможем животным навести порядок?
-Давайте вспомним, что вы уже знаете о лесе и его обитателях
- Зачем нужно это вспомнить?
-Какие знания вам необходимо приобрести?
- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом, погостим у его жителей, научимся распознавать их и сравнивать, сделаем научные выводы.
2. Повторение ярусности леса, видов жилища и питания животных.
-Вспомним тему прошлого урока для этого вы выполните задания на цветных карточках. я называю цвета, а выбираете.
На эту работу даю вам 3 минуты.
-Вопрос к ребятам, выполнявшим задание на жёлтой карточке.
-Какие этажи леса вы знаете?
-Как вы распределили растения по ярусам?
-Ребята, чьё задание на красной карточке
Где заботливые родители-животные спрятали своих малышей?
-Зачем нужно прятать детёнышей?
-Тогда спросим у ребят, трудившихся по зелёной карточке.
Какую пищу, вы предложили животным?
-А лягушку кому можно предложить?
-Что ещё можно предложить медведю? (он всеядный: ягоды, корешки, рыбу, мясо мелких животных, может и на крупных напасть, если очень голодный)
- Что служит пищей животных?
-На какие группы можно разделить животных по способу питания?
Подведём итог. Мы вспомнили о жителях леса?
Зачем нам эти знания?
-Вы, слышите, нам птички песенку поют.
Физминутка
Вы слышите, нам птички песенку поют и предлагают отдохнуть
Давайте встанем из-за парт и на минуточку представим, что мы в лесу
(потянулись, глубоко вдохнули)
Нас приветствуют высокие деревья, шелестят листвой
( вытянули руки, пошевелили пальчиками)
Мы идём, любуясь леса красотой..
И, вдруг, мы слышим из-под ног: «Стой, стой!»
Наклоняемся и видим, копошится под листвой маленький, проворный ёжик
(достаю ёжика, показываю детям)
Помашем мы ему рукой
И скажем: «До свидания!»
Вернёмся мы назад, за парту сядем и продолжим исследования в мире знаний
3. Выделение животных по группам (по внешним признакам)
- Разных видов животных на Земле так много, что если составить их список, то получится толстая книга. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением животных
Специалистов по зоологии называют зоологи
-Учёные-зоологи выделяют много групп животных,
но поговорим сегодня только о некоторых обитателях леса, с остальными более подробно вы познакомитесь на следующих уроках.
-Сейчас как учёные-зоологи вы мне расскажите как называются животные, чьё тело покрыто перьями? Шерстью? Зверей ребята, ещё называют млекопитающими, так как они выкармливают своих малышей молоком.
У кого 6 ног?
Учёные, которые изучают птиц, называются - орнитологи
Найдите в толковом словаре слово энтомологи.
Учёные, изучающие насекомых - энтомологи
Все эти понятия вы также можете найти в словаре Ожегова.
-Подведём итог. О каких группах животных леса вы узнали?
Проверим
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, хлопните в ладоши!
-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
-Прилетели птицы: голуби, куницы
-Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, комары, кукушки.
-А больше узнать о разных животных вы сможете из дополнительной литературы
4. Закрепление изученного материала
-А теперь докажите, что вы хорошо запомнили признаки животных и умеете отличать их друг от друга
-Я попрошу выбрать четверых ребят и приготовить для класса задание «Угадай животное»
Для вас на столе дополнительная научно-познавательная литература
о животных.
-А остальные ребята поработают с учебником и тетрадью
Внимательно прочитайте рассказ о белке и бурундуке на странице 64 и выполните задание № 16 Бс.12, № 21 в тетради
- Что интересного узнали о белке и бурундуке?
- Чем белка отличается от бурундука?
- Что интересного узнали?
- Чем отличаются животные друг от друга?
-Угадайте животное (диалог, подготовленный группой ребят)
-Угадали? А что узнали нового об этих животных?
5. Ответ на послание животных
-Теперь мы готовы ответить на письмо лесных жителей?
- Что мы для этого сделали?
-Вернёмся к письму
-Что нужно изменить?
-Кого не должно быть в лесу?
-Почему?
-Каждому животному есть в лесу своё место, которое определила ему
сама природа
- Подумайте, кто мог стать причиной путаницы?
Почему?
-Могут люди вести себя в лесу так, как им захочется?
-Вот наш ответ
6. Итог. Рефлексия.
-Достигли ли мы целей, поставленных на урок?
-Какие маленькие открытия вы сделали?
-Теперь оцените свою работу.
-Перед вами дерево знаний. Прикрепите к веточкам 3 листика, если на уроке вы работали активно, ваши мнения совпадали с научными фактами
2 листика, если вы выполняли работу на уроке правильно, но медленно
1- если вы трудились на уроке, но можете быть активнее
-Покажите, какое дерево знаний выросло у вас?
7. Домашнее задание
-Подготовьте, сообщение о лесном звере ребята 1 группа, о насекомом-2группа.
-Воспользуйтесь дополнительной литературой, информацией Интернет, нарисуйте это животное. (Можно подготовить презентацию)
-Благодарю вас за работу. Заберите знания, полученные на уроке.
Похлопайте себе за работу.
Урок окончен. Спасибо.
Звучит «лес» (запись голосов птиц)
Слайд №1
Путешествовать, узнать что-то новое.
Животные
Звери, птицы, насекомые
Их можно встретить в лесу.
Слайд.
Узнать, какие животные обитают в лесу, и научится определять (отличать) их по описанию (внешнему виду) и др. особенностям.
В лесу.
Слайд №2
Звучит мелодия.
Слайд 3
Беспорядок в лесу,
Путаница
Слайд №4, 5
Навести порядок
Лес не сможет существовать, потому что медведь не может жить на дереве, лиса в дупле
К.И.Чуковский «Путаница»
Лес - многоэтажный дом.
Животные передвигаются по-разному.
Животные питаются по-разному,
Животные строят жилище и воспитывают своё потомство
Каждому своё место в лесу.
Какие именно животные живут в лесу
Как они выглядят
Разноуровневое задание
(Приложение рис №1)
Слайд 6.
Деревья
Кустарники
Травы В этом задании есть ошибка! Грибы не растения, они составляют отдельное царство
Лиса в норе, белка в дупле, птица в гнезде, медведь в берлоге.
Чтобы они не стали пищей для других, хищных животных
Лягушке - комара
Бабочка осталась без пищи. Мы не знаем, что ему предложить
(пыльцу, нектар)
Слайд 7.
Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные
Слайд№8(группы животных по способу питания)
Чтобы помочь животным навести порядок
Голоса леса.
Зоология (ребёнок озвучивает)
на доску карточку:
Зоологи
Слайд №11
(на столе памятка исследователя) (приложение рис.№2)
У наших животных тело покрыто шерстью,у наших есть перья и крыльяа мы обнаружили 6 лапок и у некоторых тоже есть крылья
на доску карточки:
Шерсть
Крылья, перья,
6 ног, крылья
Птицы
Звери Млекопитающие
Насекомые
на доску карточки:
Орнитологи
Энтомологи
Слайд 9, 10,11,12
Книги о животных леса. на выставку
Дети садятся за отдельный стол и готовят диалоги «Встретились в лесу»
Показать
Вспомнили,
Узнали
Научились
Слайд 14
Слайд №17-18
13PAGE \* MERGEFORMAT14315