Открытый урок по природоведению Лес.Охрана леса. 
Открытый урок 
по природоведению 
«Лес. Охрана леса»
Проведен во 2 классе
ГБОУ УВК № 29 г. Стаханова
Учителем Рябовой Т.В.
2016р.
Тема :  Лес. Охрана леса. (Обобщающий урок) 
Цели:  
Обучающие: закрепить и систематизировать знания по теме: «Лес», расширять знания учащихся по экологии окружающего мира;
Развивающие : развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; мышление, память, интерес к изучаемому предмету;
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; стремление познавать, оберегать и приумножать ее богатства; прививать чувство прекрасного;Ход урока
І Вводная часть урока
Сообщение темы урока
 ( На доске плакат, на нем запись темы урока) 
Лес. Охрана леса.
Учитель :           Проведем урок природоведения. Тема его «Лес. Охрана леса». Природа- самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает сои тайны, поэтому скажем девих урока: 
Учащиеся:
           Слушать внимательно,
           Выполнять старательно,
           Запоминать прочно,
           Отвечать точно!
Беседа
Продолжаем разговор о природе
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы? 
- Какой сейчас месяц?
Работа в дневниках наблюдений
- Сегодня 25 апреля, отметьте температуру воздуха, облачность, ветер.
- Какие изменения в природе происходят с приходом весны?
- А что присходит в природе в апреле?
ІІ Основная часть урока
       
Обобщение материала по теме «Лес»  
(Звучит запись голосов птиц в лесу)
Учитель: 
        Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Гуляя по лесу, вспомним о растениях, животных, птицах населяющих большой дом природы – лес. Поговорим об охране нашей природы, расширим свои знания об экологии, послушаем разговоры птиц и зверей в лесу. Итак, в путь!
Стихотворение С. Погореловского (читает ученица)
            «Лес» 
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за заверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты не видишь – мы свои!
Учитель: 
       Что же такое лес?
Ответы учеников: 
      - Лес – это наше богатсво!
      - Лес – это зеленый наряд Земли. Там, где есть лес, всегда чистый воздух. Один гектар зеленных насаждений за 1 час поглощает 2 кг углекислоты. 
    - Лес – это наш друг: Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Учитель: 
        Однажды в одной из областей Украины бушевала черная буря. Ветер подхватил, верхний, плодородный слой почвы и черными тучами погнал ее над равниной. На сотнях тысячах гектаров был снесен слой почвы и вместе с ним семена зерновых. Сев надо было начинать сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Она оказалась бессильна там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай. 
     Поэтому, чтобы спасти урожай от черной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают лес.
Ученик:
       Лес в степях посажен новый,
       Чтоб сберечь от зноя хлеб.
       На десятки километров
       Встав зеленою стеной,
       Он не клонится под ветром – 
       Крепкий, ровный и прямой
       Вековечный друг народа,
       Часовой родных полей,
       Он стоит на страже гордо
       Побеждая суховей.   
Учитель: 
  - Что еще можете сказать о лесе?
Ученик:
  - Лес – это дом для зверей и птиц.
Учитель:
   - А какие звери живут в лесу?
Ответить на этот вопрос сможете, отгадав загадки.
Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей
Ученики:
           Хитрая плутовка,
           Рыжая головка,
           Хвост пушистый – краса,
           А зовут ее ……             (Лиса)
                           
                     
                      Горбоносый, длинноногий,
                      Великан ветвисторогий,
                      Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это ….   (Лось)
                  Он как елка, весь в иголка,
                  Ловит смело страшных змей,
                  И хотя он очень колкий,
                  Обижать его не смей!
                  Он в лесу живет, но вхож
                  И в сады, отважный  ……..  (Еж) 
                                             В сосне дупло, в дупле тепло,
                                             А кто в дупле живет, в тепле?      (Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.     (Медведь)
                           Возле дуба острым рылом                           Деловито землю рыл он.
                           Видно желуди искал.
                           Я пугать его не стал,
                           Не вспугнул и мой Палкан,
                           Очень грозен был ……..       (Кабан)
                                                    Меньше тигра, но немножко
                                                    Больше крупной рыжей кошки.
                                                    На суку она обычно,
                                                    Притаившись, ждет добычу.
                                                    Не робей, но берегись:
                                                    В том лесу, где бродит ……  (Рысь)  
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой,
Голодный?             (Волк)
                                            Что за зверь лесной
                                            Встал как столбик
                                            Под сосной
                                            И стоит среди травы – 
                                            Уши больше головы?     (Заяц)
 - Что вы знаете об этих животных?
 - А как изменилась жизнь животных с приходом весны?
- Ребята, представьте себе, что мы оказались на лесной поляне. Слышится треск сучьев, стрекотанье сороки. Давайте понаблюдаем, что будет происходить.
Сценка
(Выходят медведь и сорока)
-Эй, медведь, спишь что ли?
- Хр.,хр.,хр., ….! Уснешь тут с такой. Чего тебе стрекотуха?
- Да вот не пойму я, почему тебя медведем зовут. Ну заяц – беляк, ну птица – глухарь – понятно. А вот Медведь …. Ну что такое Медведь?
- Ох-хо-хо!!! Бестолковая ты птица. «Мед – ведь» значит «Мед ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот мне зимой сон снился, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто, про то не ведает, один я, Медведь, ведаю ….. (Уходят)
Учитель:
     В апреле появились первые насекомые, как вы уже говорили, прилетели перелетные птицы. Принялись за свои трудовые дела : поправляют старые гнезда, чистят скворечники. А чем еще занимаются птицы весною?
Давайте послушаем, о чем говорят птицы в лесу, какие у них заботы?
Сценка
(Появляются Кукушка и Мухоловка)
- Что же ты плачешь, Мухоловочка ? Бедненькая!
- Как же мне, Кукушечка, не плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось четыре. Сойка одно яичко утащила.
- Ах, душегубка! Ах, негодница! Не плачь Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе свое яичко положу. 
- Нет, нет, нет!В прошлое лето одна кукушка помогла мне вот так, так всех моих деток из гнезда потеряла. Вылупился кукушонок – злодей и всех моих деток из гнезда выкинул. Знаю я тебя, помощницу. Пролетай!
- Что еще можете сказать о лесе?
- Лес – это кладовая щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Что вы знаете о дарах лесах?
Игра
Учитель:
     - Какие вы знаете леса?
     - Проведем игру «Закончи предложение» 
(Учитель показывает записанные на доске неоконченные предложения и предлагает учащимся выйти и дописать их)
Хвойный лес – это лес, в котором растут …., …. 
Лиственный лес – это лес, в котором растут …, …
Смешанный лес – это лес, в котором растут …, …. 
Учитель:  
   - Какие леса растут в нашей местности? Найдите отрывок об этом в учебнике, прочитайте с. 93.
На доске вывешивается таблица «Ярусы леса»
Ученик:
  (у доски)
     Растения в лесу растут ярусами:
     Верхний ярус – деревья
     Средний ярус – кустарники
     Нижний ярус – травы
- Какие травы или растения нижнего яруса вы знаете? А среднего яруса?
- А теперь подробней остановимся на растениях верхнего яруса! Как они называются? Узнаем разгадав кроссворд.
Кроссворд «Деревья леса»
(плакат на доске)
Все детки на ветках с рожденья в беретках. С деревьев упадут – береток не найдут. Чьи это детки?  (Дуб)
Зимой и летом одним цветом.  (Ель)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.   (Береза)
Белые овечки бегают по свечке.   (Верба)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила
А о чем она грустит – 
Никому не говорит.   (Ива)
Одно из древесных лиственных растений, листья которого осенью не желтеют, а опадают зелеными.  (Ольха)
Весной зазеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.  (Рябина)
Д У Б Е Л Ь Б Е РЕ ЗА В Е РБ А И В А О Л Ь Х А РЯ Б И Н А
Сообщения детей о деревьях. 
Сосна 
Сосна – это хвойное дерево с длинной хвоей. Это замечательное дерево. Почти 300 лет назад моряки на корабле шедшие в Канаду, один за другим заболевали цингой. Выжила лишь  часть команды и только благодаря тому, что эти матросы послушались советов индейцев, и стали пить настой сосновой хвои.
А на обратном пути корабль попал в жестокий шторм и снова сосна спасла моряков – на этот раз совей прочностью : корабль был сделан из сосновых досок.
Лишь много лет спустя был открыт секрет чудодейственного соснового настоя: оказалось, что он содержал в большом количестве витамина С, необходимый человеку. Кроме того, сосны выделяют такие вещества в воздух, которые очищают его.
Ель
Ель – хвойное дерево, невысокое с маленькими короткими иглами. Это дерево всем знакомо с детства. Вместе с ним на Новый год приходит сказка. В Сумеречном еловом лесу верится, что именно здесь живет Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно, темно.
Клен
Клен – лиственное дерево с красивыми резными листьями. Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и слесарном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты (духовые инструменты), из которых музыканты извлекают нежные звуки, тоже сделаны из клена. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Береза
Полюбилась народу белоствольная береза. Сколько песен и стихов сложено о ней. Часто она упоминается в сказках, стихах, поговорках, загадках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это тоже готовая природная бумага. В старину, когда еще не изобрели бумагу, люди писали углями по берестяным свиткам.
Ива
Не берегу лесной речки растет плакучая ива. Она опустила ветки в воду. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб и раскрываются кувшинки. К иве слетаются пчелы за первым медом. Весной иву называют вербой. Ребята прибегают к вербе, срезают ветки, ставят дома в бутылку с водой. Зацветают на них барашки.
Дуб
Мощь и величественная красота этого дерева привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель,  паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листиков дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими и вкусными.
Что делают из древесины деревьев?
  Учитель:
     - Ребята, видите, как много нового и интересного мы узнали о деревьях и теперь можем с уверенностью сказать, что деревья наши верные друзья и помощники человека.
Берегите деревья!
Вместе с родителям посадите у своего дома  полюбившееся вам дерево. Ухаживайте за ним, пусть оно растет вместе с вами.
Охрана леса 
Учитель: 
    А теперь поговорим об охране природы. Замечательный писатель и любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – степь, лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
    Почему нужно охранять лес? Об этом прочитаем в статье учебника «Охрана леса». Стр. 100-102.
Ответы учеников:
 - Лес надо беречь от пожара. Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллионы деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!
 - Нельзя оставлять мусор в лесу, а вырыть ямку, собрать туда мусор и закопать.
 - Не ломать зеленые ветки деревьев, не качаться на них.
 - Весной много берез гибнет от ножей и топоров. Их неумело подрубают, чтобы собрать березовый сок. Сок вытекает на землю, а дерево гибнет.
Не делайте этого:
  - Не разорять муравейников и птичьих гнезд. Весной надо вести себя тихо в лесу, потому что птицы высиживают птенцов и громкими криками можно вспугнуть их. 
 - Не рвать больших букетов  из лесных цветов, особенно надо беречь цветы занесенные в Красную книгу.
Учитель:
   - Ребята кто знает эти цветы, назовите. (Ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинка).
   - Что такое Красная книга?
Ученик:
     Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1996году. Хранится она в Швейцарии. 
Учитель:
    В нашем государстве тоже есть Красная книга. Сюда занесены ставшие сейчас редкими некоторые из животных и растений. Давайте их рассматривать на стр. 138-141 учебника.
   А какой месячник сейчас проходит? (месячник экологии окружающей среды)
Ученик:
  Хочется остановится на последних данных по экологии нашего региона. 
(Читает сообщение из газеты)
«По данным гос. управления экологией и ресурсами Луганской области, в последние годы уменьшилось загрязнение речки Северский Донец. По всем показателям в реку на 50% уменьшился сброс промышленных вод, по сравнению с 1995годом. Специалисты также отмечают некоторое оздоровление атмосферного воздуха. В нашей области ведется большая работа по охране растительного и животного мира. Создаются новые заповедные зоны. Сегодня это 124 объекта, расположенных на территории 60 тысяч гектаров».
Учитель:
   - Не только в нашей стране, но и за рубежом, во всем мире, люди борются в защиту экологии. Нелегко становится людям сохранять лесные насаждения, особенно вблизи городов. Почему?
- А как же мы приняли участие в месячнике экологии?
Ответы учеников:
    - Оформили стенд «Они занесены в Красную книгу»
    - Приняли участие в конкурсе рисунков «Как прекрасен это мир»
    - Подготовили и провели утренник «Сохрани родную природу»
    - Читали книги о животных, растениях и природе, организовали выставку этих книг.
ІІІ Заключительная часть урока
Итог урока.
Учитель:
  А сейчас мы можем подвести итог нашей работы на уроке:
- Почему же лес называют природным богатством?
- От чего люди должны беречь лес?
- Почему птицы нужны лесу?
Оценки.
Ученик читает стихотворение Е. Аграновича.
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради,
Ты нам дал, зеленый лес.
Чтоб не застили небес
Тучи копоти и пыли.
Чтоб прозрачны реки были,
Будь здоров, зеленый лес!
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай наш друг хороший
Будь здоров, зеленый лес!