открытый урок окружающего мира в 3 классе Лесные производители


Окружающий мир (3-й класс)
Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №24» города Чебоксары Федорова Людмила Владимировна
Тема: Лесные производители
Цели:
– Ознакомить учащихся с деревьями и их особенностями.
Оборудование: иллюстрации различных деревьев, гербарий с листьями, коллекция «Древесина», сосуд с подкрашенной водой и веточками в нём, прибор для опыта по испарению воды листьями, плакат «Экосистема леса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Организационный момент.
Учитель: Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи!
Учитель: Скажите, пожалуйста, над какой большой темой мы сейчас работаем?
Учитель: Мы работаем над темой «Экосистемы».
Учитель: Какие экосистемы мы уже знаем?
Учитель: Мы знаем экосистемы озера, болота, луга.
Учитель: Правильно. Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной экосистемой, самой сложной и интересной, а какой, вы догадаетесь сами. Закройте свои глазки. Расслабьтесь и послушайте.
Слайд 2 (Щелчок по кнопке «Прослушай» - звучат лесные звуки).
Учитель: Куда же мы с вами попали? Где мы можем услышать такие звуки?
Ученики: Такие звуки мы можем услышать в лесу.
Учитель: Молодцы. Обозначьте тему нашего урока.
Ученики: Тема урока «Экосистема леса»
Учитель: Посмотрите на фото и скажите, какой мир леса мы будем изучать на этом уроке?
Ученики: Мы будем изучать растительный мир леса.
Учитель: А какую роль выполняют растения в лесу?
Ученики: Растения выполняют роль производителей.
Учитель: Итак, какую цель мы должны достигнуть на уроке, как вы думаете?
Ученики: На уроке нам нужно познакомиться с экосистемой леса, изучить лесных производителей.
Учитель: Правильно.
Слайд 4
III. Усвоение новых знаний.
Учитель: Лес – это самая сложная экосистема на Земле.
С давних времён люди воспевали лес. Особенно часто к этой теме обращались художники – пейзажисты. Одним из таких художников является величайший русский художник - Иван Иванович Шишкин, который родился в Елабуге на Каме – в глухой российской провинции. Его называли «художником русского леса»
У Шишкина написано несколько сотен полотен, посвящённых лесу, предлагаю вам полюбоваться некоторыми из этих картин. Я приглашаю вас в виртуальную галерею, музыкальным фоном к которой является произведение великого венгерского композитора, пианиста Ференца Листа.
Смотрите внимательно и подумайте, какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах?
Слайд 5
(Просмотр виртуальной галереи картин И.Шишкина под фрагмент этюда Ференца Листа «Шум леса» настроен автоматически).
Учитель: Итак, какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах?
Ученики: В этой экосистеме много деревьев, чего нет в других экосистемах.
Учитель: Правильно, молодцы.
Слайд 6
Учитель: Посмотрите, кто нас встречает в лесу?
Ученики: Нас встречают лесовички.
Учитель: Лесовик – хозяин леса, он сегодня приготовил задания для вас и для молодого лесовичка с которыми мы познакомимся чуть позже.
Слайд 7
Учитель: Тема леса притягивала не только художников и музыкантов, о лесе писали свои произведения и писатели – натуралисты, среди них известный писатель, который сочинял свои рассказы и для детей.
Лесовик предлагает вам послушать отрывок из рассказа Михаила Пришвина «Этажи леса», и помочь лесовичку ответить на вопрос: о каких этажах идёт речь в этом отрывке?
(Читает учитель).
«У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы - еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.      Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже…».
Учитель: О каких этажах идёт речь в этом рассказе?
Ученики: Речь идёт об этажах среди растений.
Слайд 8
Учитель: У каждой группы на столах лежат по 12 карточек, лесовик предлагает вам помочь лесовичку распределить их по «этажам», т.е. на 3 группы, номера групп записывайте в кружочках на карточке.
(Ученики в группах распределяют карточки по «этажам»).
Учитель: Какие же «этажи» можно выделить в экосистеме леса, давайте проверим, как вы распределили группы. Начнём с самого нижнего.
(В процессе работы с «этажами» леса по слайдам, ученики в группах проверяют, так ли они распределили растения по «этажам»).
Ученики: Нижний этаж – травы.
(Учитель щёлкает на слайде по знаку «?» - переходит по гиперссылке на слайд 11)
Учитель: На почве в лесу развиваются разнообразные травянистые растения, образуя нижний ярус. Этот покров часто бывает густым, сплошным, почти целиком закрывает почву, но иногда он может быть и сравнительно редким. Травы господствуют обычно в лиственных лесах. Лесные травы очень разнообразны по внешнему облику, особенностям строения, размножения, развития, по требовательности к условиям окружающей среды и т. д. Подумайте, а что же для всех трав, растущих в лесу, будет общего?
Ученики: Они хорошо могут расти в тени.
Учитель: Правильно, они все теневыносливы и могут расти под пологом леса. А что у них общего в строении?
Ученики: У них мягкий зелёный стебель.
Учитель: Вы правильно всё подметили. Молодцы!
Среди лесных трав есть многолетние и однолетние, крупные и мелкие, красиво цветущие и имеющие мелкие невзрачные цветки. Одни зимуют в зеленом состоянии, другие теряют к зиме всю надземную часть. Встречаются такие, которые цветут рано весной, и такие, которые цветут только в середине лета. Сочные плоды травянистых растений служат пищей некоторым зверям и птицам, обитающим в лесу. Давайте поближе познакомимся с некоторыми представителями лесных трав.
(Учитель щёлкает по фото «Папоротник», картинка увеличивается, второй щелчок - уменьшается).
Подготовленный 1 ученик: Папоротник – одно из древнейших растений, появившихся 400 миллионов лет назад. Могут расти в лесах, на болотах, реках и озёрах, на обочинах дорог, между скал. Но самое их большое разнообразие - там, где тепло и сыро: тропики и субтропики. Некоторые виды папоротников, такие как орляк обыкновенный, имеют пищевое применение. Некоторые виды ядовиты, например, щитовник. А некоторые виды выращивают как комнатные растения, например, нефролепис.
(Ученики, которые дома самостоятельно искали материал о растениях леса, дополняют выступление).
(Учитель щёлкает по фото «Земляника», картинка увеличивается, второй щелчок - уменьшается).
Подготовленный 2 ученик: Земляника растёт в сосновых, смешанных и лиственных лесах, на опушках, на лесных вырубках и среди кустарников, по склонам холмов. Является многолетним растением. Плоды растения издревле употребляются человеком в пищу. Цветет в конце мая — июне, плоды созревают в конце июня — июле. Особенно обильно плодоносит в первые два года на свежих вырубках. Используется как лекарственное растение.
Учитель: Переходим к следующему «этажу» леса, среднему. Что растёт на этом «этаже»?
Ученики: Средний этаж – кустарники.
Учитель: Правильно. Почти все кустарники, которые встречаются в наших лесах,— растения листопадные. Лишь некоторые из кустарников - вечнозеленые. Примером может быть обыкновенный можжевельник. Общая черта всех лесных кустарников - теневыносливость. Ведь всем этим растениям приходится жить под пологом деревьев, где сравнительно мало света. Однако кустарники хорошо приспособлены к этим условиям. В лесу они не только нормально растут, но даже цветут и плодоносят. Правда, вне леса, на открытом месте, те же растения развиваются значительно лучше. Рассмотрим некоторых представителей лесных кустарников.
(Учитель щёлкает по фото «Рябина», картинка увеличивается, второй щелчок - уменьшается).
Подготовленный 6 ученик: В российских лесах широко распространена рябина обыкновенная. В густом лесу она растет в виде кустарника. Особенно красива в осенний период, когда кроны украшены яркими плодами, а листья окрашены в багряные и желтые тона. Не выносит переувлажнения и заболоченности, мирится лишь с небольшим затенением. Плоды кустарника используют в пищу.
(Ученики, которые дома самостоятельно искали материал о растениях леса, дополняют выступление).
(Учитель щёлкает по фото «Малина», картинка увеличивается, второй щелчок - уменьшается).
Подготовленный 7 ученик: Малина – это ветвистый колючий полукустарник до 2 метров высоты. Растет по опушкам сырых тенистых лесов, на вырубках, гарях, лесных полянах и просеках, по берегам рек и оврагов. Предпочитает влажные почвы. Цветёт в июне — июле, созревают плоды в июле — августе. На её урожайность сильно влияет дождливая холодная погода во время цветения, препятствующая лёту опыляющих насекомых. Плоды и листья малины используют в качестве лекарственного сырья.
Учитель: Подумайте, а что же для всех кустарников, растущих в лесу, будет общего?
Ученики: Они теневыносливы.
Учитель: А что общего у них в строении?
Ученики: Они невысокого роста, у них не один, а несколько стеблей.
Учитель: Правильно, кустарники – это многолетние растения, у которых несколько древесных стеблей.
(Переход на слайд 8. Учитель щёлкает на слайде по знаку «?» - переходит по гиперссылке на слайд 9)
Учитель: Переходим к следующему «этажу» леса, верхнему. Что растёт на этом «этаже»?
Ученики: Верхний этаж составляют деревья.
Учитель: Правильно. «Этаж» деревьев — основной, самый главный в лесу. Прежде всего, потому, что без него нет леса. Лесные деревья определяют всю обстановку в лесу, условия жизни всех остальных лесных обитателей. Воздействие деревьев в наибольшей степени проявляется в затенении. Под пологом леса могут расти только достаточно теневыносливые растения, остальные погибают. Древесный «этаж» в разных лесных участках может быть очень различным по составу деревьев, а в некоторых случаях он образован только какой-либо одной древесной породой, например, сосной, елью, березой. Это чистый древостой. Но нередко встречается не одна, а несколько древесных пород. В этом случае древостой называют смешанным.
(Учитель щёлкает по фото «Дуб», картинка увеличивается, второй щелчок - уменьшается).
Подготовленный 11 ученик: В отличие от других хвойных деревьев, хвоя у лиственницы мягкая, нежная, желтеющая поздней осенью и к зиме она осыпается. Вырастает высотой до 50 метров, может жить до 800 лет. Очень светолюбивое дерево, в затенении не растёт.
(Ученики, которые дома самостоятельно искали материал о растениях леса, дополняют выступление).
(Учитель щёлкает по фото «Берёза», картинка увеличивается, второй щелчок - уменьшается).
Подготовленный 12 ученик: Широко распространена в лесах берёза. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Часто берёза растёт на вырубках, гарях. на брошенных полях.
Берёзовый лес красив во все времена года. Живёт она долго. К 80 годам дерево может достичь высоты 30 метров.
(Ученики, которые дома самостоятельно искали материал о растениях леса, дополняют выступление).
Учитель: Скажите, что же для всех деревьев, растущих в лесу, будет общего?
Ученики: Они светолюбивы.
Учитель: Подумайте, а что общего в их строении?
Ученики: У них 1 ствол.
Учитель: Правильно, деревья – это многолетние растения с крупным, твёрдым стеблем.
Работа в учебнике (с.59)
Учитель: Какие бывают деревья в зависимости от листочков?
Ученики: Деревья бывают лиственные и хвойные.
Учитель: Выполните задание в учебнике на стр. 59. Посмотрите на рисунок, отметьте галочкой все хвойные деревья.
Учитель: Итак, сколько хвойных деревьев вы отметили?
Ученики: 4: ель, лиственница, кедр, сосна.
Учитель: Правильно. А теперь давайте всё вспомним, что мы с вами уже узнали на уроке и начнём заполнять кластер. Попробуйте сделать вывод, что такое экосистема леса?
Слайд 8
Ученики: Лес – это экосистема, которая состоит из нескольких этажей.
Учитель: Какие три «этажа» можно выделить в лесу?
Ученики: Травы, кустарники, деревья.
Итак, посмотрите на картину соснового леса за Волгой. Средний «этаж» здесь практически отсутствует потому, что почва под соснами крайне скудная, песчаная и очень сухая, в этих условиях могут расти очень  немногие растения.
Слайд 14
Учитель: А это картина смешанного леса Чувашской Республики .Видно, что лес этот густой, поэтому здесь растут небольшие кустарники.
Слайд 15
Учитель: Картина «Папоротник в лесу». В этом смешанном лесу папоротники занимают довольно большую территорию.
Самый большой дуб Чувашии располагается в Моргаушском районе, около детского лагеря. Его возраст превышает 480 лет, диаметр ствола достигает 182 сантиметров, обхват - 570 сантиметров. Сейчас его высота 20 метров, а до того как его ударила молния его высота была на 6 метров больше. Дуб приносит плоды и по сей день и является охраняемым объектом.
Физминутка (релаксационная)
Учитель: А сейчас закройте глазки и под звуки леса попробуйте себе нарисовать картины, которые вы увидите, слушая стихотворение Сергея Погореловского.
(Дети закрывают глаза и под звуки леса мысленно рисуют себе картины леса).
(Читает учитель)
Здравствуй, лес!Дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою,Что нам шепчешь на зареВесь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.
Учитель: Откройте глаза. Я уверена, что ваши картинки о лесе получились замечательные! А теперь помогите лесовичку отгадать загадку лесовика.
Нам в дождь и зной
Поможет друг, Зеленый и хороший.Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Ученики: Это дерево.
Учитель: Правильно, молодцы!
Учитель: Деревья, образующие лес, сильно влияют не только на растения нижних «этажей», но и друг на друга. Это взаимное влияние деревьев - одна из характерных особенностей леса. Как вы думаете, в стороны или вверх будет расти дерево в лесу, окружённое со всех сторон соседями?
Ученики: Дерево в лесу не может расти в стороны, оно растет вверх.
Учитель: Совершенно верно, дерево тянется вверх, причем сильно тянется, чтобы не отстать в росте от других. Те деревья, которые растут медленно, оказываются в затенении и со временем погибают.
Условия жизни в лесу накладывают глубокий отпечаток на внешний облик деревьев. Кроны их узкие, сжатые с боков, располагаются на довольно большой высоте от земли. Стволы вытянутые, более или менее прямые, постепенно суживающиеся кверху. Совершенно иной вид имеет дерево, которое всю жизнь росло на открытом месте, вне леса. Крона его очень широкая, раскинутая в стороны, начинается почти у самой земли. Ствол невысокий, внизу толстый. Все это результат отсутствия соседей. Дерево может беспрепятственно расти во все стороны, ему нет необходимости тянуться вверх.
Слайд 17
Учитель: Давайте поможем лесовичку составить из частей дерево. Работать будем в группах.
(Ученики работают самостоятельно в группах, составляя из карточек дерево, затем 1 ученик выходит к доске и перетаскивает с помощью стилуса (или «мыши») части дерева – осуществляется проверка).
Учитель: Во всех частях дерева кипит работа. Ветви подставляют листья солнцу, пытаясь уловить каждый луч. Давайте попробуем выяснить, какую работу выполняют части дерева, для этого мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждой группы на столах лежат листочки с вопросами, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Если вы верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите « -.».(Ученики выполняют задание в группах).
1 группа: Корень дерева.
1. Верите ли вы, что корень дерева находится на поверхности земли?
2. Верите ли вы, что корень глубоко проникает в почву и может служить «домом» для мышей, кротов, ежей?
3. Верите ли вы, что корень добывает из земли только воду?
4. Верите ли вы, что корень добывает из земли минеральные вещества и воду?
2 группа: Крона дерева.
1. Верите ли вы, что крона дерева – это ветви и листья, которые служат местом обитания птиц, белок?
2. Верите ли вы, что листья производят минеральные вещества?
3. Верите ли вы, что листья производят органические вещества?
4. Верите ли вы, что ветви деревьев опадают вместе с листьями?
3 группа: Ствол дерева.
1. Верите ли вы, что ствол служит опорой для дерева?
2. Верите ли вы, что по стволу вода с минеральными веществами поднимается вверх?
3. Верите ли вы, что у дерева может быть несколько стволов?
4. Верите ли вы, что в стволе дерева образуются органические вещества?
4 группа: Кора дерева.
1. Верите ли вы, что кора служит защитой ствола, а также является местом обитания некоторых жуков и личинок?
2. Верите ли вы, что поранив кору, дереву не будет нанесён вред?
3. Верите ли вы, что внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу?
4. Верите ли вы, что по коре вода с минеральными веществами поднимается вверх?
Учитель: А правильно ли вы ответили на все вопросы, вы сможете проверить, прочитав абзацы учебника на с.59 – 60.
(Дети работают с текстом самостоятельно)
Учитель: Итак, каждая группа зачитывает свои верные утверждения, обосновывая свой ответ, опираясь на сведения, полученные из учебника.
(Заслушиваются ответы групп).
Учитель: Итак, какую роль в экосистеме леса играют деревья, кустарники и травы? Докажите своё мнение.
Ученики: Они играют роль производителей, т.к. являются живыми организмами, которые создают органические вещества.
Слайд 18
(По щелчку появляется нижний объект кластера).
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Скажите, а чем лес полезен человеку?
Ученики: Даёт пищу, строительные материалы, топливо, служит местом отдыха.
Учитель: Как люди должны относиться к лесным богатствам?
Ученики: Люди должны беречь и охранять лес.     
Учитель: Очень велико значение леса.  Человек не мог оставаться к нему равнодушным. Радость, гордость, свою любовь, бережное отношение к зелёному другу русский народ выразил в бесчисленных пословицах и поговорках.
Слайд 19
Учитель: Давайте поможем лесовичку собрать рассыпанные пословицы о лесе. Работаем в группах, соединяя карточками в пословицы.
(Ученики работают самостоятельно в группах, составляя из карточек пословицы, затем по одному ученику выходят к доске и перетаскивает с помощью стилуса (или «мыши») части пословиц – осуществляется проверка).
Пословицы.
Возле леса жить – голодному не быть.
 Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
Сломить деревце – секунда, а вырастить – года.
Кто лес любит, тот его не губит.   
Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
Учитель: Итак, ребята, сколько экосистем мы уже с вами изучили?
Ученики: Мы изучили четыре экосистемы: лес, озеро, болото, луг.
Слайд 20
Учитель: Лесовичок просит вас помочь ему составить цепочку превращения одной экосистемы в другую.
(От каждой группы выходит один ученик и двигает по одному объекту. В результате получается цепочка: озеро – болото – луг - лес).Слайд 21
Учитель: Вспомните всё, о чём мы говорили на уроке и ответьте на вопросы теста, который вам предлагает лесовик. Выполнять будет каждый индивидуально на карточке, правильный ответ отмечайте галочкой.
Тест.
Что является причиной перехода одной экосистемы в другую?
замкнутый круговорот веществ.
незамкнутый круговорот веществ.
деятельность человека.
2. Сколько этажей можно выделить в экосистеме леса?
2
1
3
3. Какую роль в экосистеме леса играют растения?
потребители
производители
разрушители
Учитель: Давайте проверим, если вы отметили верный ответ, ставьте «+», если неверный выбрали ответ, ставьте «-».
(Ребята по одному зачитывают ответы, остальные отмечают на партах «+» и «-»).
V. Рефлексия
(На доске на листе ватмана прикреплена берёза: ствол и ветви без листочков, на партах у каждого лежат по три листочка:зелёный – настроение отличное, у меня всё получилось;
жёлтый – настроение хорошее, но нужно ещё лучше стараться работать на уроке;
коричневый – настроение ниже среднего, мало принимал участие в работе.
Учитель: Возьмите листочек, соответствующий своему настроению, и прикрепите к веточке берёзы.
(Дети выходят к доске и крепят свои листочки. В результате получается дерево. Выясняем недочёты в работе учеников, которые прикрепили коричневые листочки).Выставление учителем оценок за урок с их аргументацией.
Учитель: Предлагаю вам дома найти интересную информацию про любое растение леса, подготовить рассказ для следующего урока. Урок окончен, всем спасибо за работу!
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.