Развитие познавательных интересов в учебном процессе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
Курского муниципального района Ставропольского края
Из опыта работы по теме
«Развитие познавательных интересов в учебном процессе»
учителя муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №14
Курского муниципального района Ставропольского края
Бичеевой Лилии Георгиевны
2016г.
Прекрасная пора детство! Ребёнок, переступивший впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности, где необходимо развивать познавательный интерес к учебной деятельности.
Работая по программе «Школа России” с целью развития познавательной деятельности учащихся и создания комфортных условий обучения моделирую образовательное пространство таким образом, чтобы все сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения.
Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель достигает этого, используя свои приёмы развития познавательных интересов.
Для того чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся, применяю на уроках различные приёмы обучения. Стараюсь, весит урок эмоционально, вызывая у детей радость от сознания тог, что они узнают что-то новое. Приучаю детей к объяснению своих действий, сравнению, сопоставлению материала. Для повышения активности, развития умения рассуждать привлекаю класс к оценке ответа товарища.
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах. Использование этих средств в ходе урока происходит комплексно, но определяющим несущим основную смысловую нагрузку выступает одно из них, что вытекает из особенностей младшего школьника. Так, например, в 1 классе доминирует игровая деятельность, во 2-3 классах целесообразнее использовать в полной мере парную работу. Ситуации положительного эмоционального восприятия должны пронизывать всю учебную деятельность ребёнка.
На уроках систематически отмечаю тех, кто активно и внимательно работает, кто проявляет любознательность. А для того чтобы весь класс активно работал, дифференцирую задания, используя карточки и дополнительный материал. В конце урока показываю лучшие образцы заданий, ставлю оценки за дополнительно выполненные задания. В течение урока не оставляю без внимания тех, кто не справляется с работой, отмечаю их малейшие успехи, оказываю им индивидуальную помощь.
Начальный этап познавательных интересов совпадает во времени с первым полугодием 1 класса. Он характеризуется введением элементов учебно-познавательных игр на различных этапах урока, так на уроке математике при закреплении последовательности чисел первого десятка я прошу детей помочь белочке (мягкая игрушка) выбраться из лабиринта чисел. Для этого на доске произвольно записаны числа, которые необходимо соединить, начиная с единицы: 1 2
4
5 ,
На уроке обучения грамоте при ознакомлении со звуками [ д ], и [ д ]
предлагаю задание: «Собери в волшебный сундучок все добрые слова, в которых слышишь эти звуки». Между рядами парт проносится красочно оформленный сундучок, в который дети кладут разноцветные фишки, заменяющие им слова.
Дети с удовольствием выполняют эти игровые задания. Желание поиграть не пропадает и после уроков. Как показывает опыт, на начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Используя постоянно, из урока элементы учебно-познавательных игр, мы поднялись на ступеньку выше: игра из развлечения стала превращаться в игру-работу. Если сначала дети переживают эмоциональный подъём по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем наряду с этим возникло желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи.
Однако не все дети включались в такую более сложную умственную деятельность. Некоторых по - прежнему волновал лишь игровой сказочный сюжет, а не решение связанных с ним учебных задач. Часто слышались фразы: «Когда Вы расскажите на математике сказку?» А на вопрос: «Зачем к нам пришла Золушка?»- дети отвечали: «Она пришла, чтобы поиграть с нами».
Во втором полугодии для организации совместной деятельности по развитию познавательных интересов в классе вновь появился уже знакомый детям сундучок. На этот раз он выполнял роль волшебной копилки, в которую дети собирали вопросы познавательного характера. Всем хотелось задать самый интересный вопрос своим товарищам по классу и получить на него ответ. Эта работа происходила на уроках, когда оставалось свободное время. Вопрос считался удачным, если он был связан с учебным материалом.
Так постепенно стал появляться избирательный характер познавательного интереса. Любознательность детей всячески поддерживалась и развивалась в классе.
Задания познавательного характера присылали ученикам и сказочные герои, которые порой появлялись в классе при правильных ответах. Иногда сказочные герои оживали. И не беда, если ответ не совсем правильный, ведь это ошиблась не сама ученица, а её героиня. Одноклассники с огромным желанием помогали сказочным героям справиться с заданием, а ученики , исполнявшие их роли при неправильном или неточном ответе легче воспринимали ситуацию неудачи. Я заметила, что многим легко ранимым детям такое перевоплощение помогало развивать самообладание, умение держать себя уверенно даже в затруднительных ситуациях. Дети с большим удовольствием любят перевоплощаться в сказочных героев.
Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствовала активному творческому поиску детей, возбуждала их интерес к знаниям, в этом мне помогали музыкальные и динамические паузы.
Эмоциональным фоном урока служат нам и девизы уроков, которые с первых минут настраивают детей на творческую работу. Их, как правило, сообщаю я, но можно написать их на плакате. Девизы бывают как общими, то есть используются на различных уроках не зависимо от предмета («В пути торопись, да в ответах не ошибись», «Прежде чем за парту сесть, посмотрели, все ли есть» и другие), так и частными – применяемыми лишь на уроках русского языка («Пока в руках моих перо, пусть будет зрение остро»). Такие девизы «работают» в течение всего урока, настраивая детей на активный труд.
В процессе творческой деятельности важно помочь ученикам поверить в себя, осознать, что процесс познания доставляет удовольствие, прежде всего самому себе. Вот почему любимые игрушки, которые дети принесли в класс, уютно устроившись на учительском столе, становятся непосредственными участниками учебного процесса, чтобы дома после уроков продолжить понравившуюся игру «в школу» со своим хозяином.
Особенно интерес вызывают у учащихся уроки с использованием компьютерных технологий, где ребёнку дан шанс проверить себя самостоятельно (тесты-викторины), уроки с выполнением проектов, дают возможность не только развивать познавательные интересы, но и прививать интерес к изучению истории родного края («Город моего края», «Улицы моего посёлка»). Используя новейшие технологии, я на своих уроках для развития познавательных интересов использую и развитие критического мышления, где каждому ребёнку предоставлена возможность проанализировать тот или иной текст со своей точки зрения, сделать свой вывод и предложить его для обсуждения.
Проводя с единой темой высказываний, в основе которых лежат темы, события из реальной жизни ребёнка. У нас это были темы: «В гостях у Оли», «Школа будущего» (на уроке математике), «Озеро чудес» (на уроке чтения), «Поляна цветов» (на уроке русского языка).
Такого рода уроки стали настоящим открытием для детей.
На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли
Интерес к творчеству, естественно, не ограничивается рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие задания. Результаты поиска толкают ребёнка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желание их проверить и обсудить. Раз от раза ребята на уроках демонстрируют настоящие «шедевры» творчества, которые тут же на уроке становятся предметом всеобщего внимания и одновременно триумфом самого исполнителя.
После выпуска из начальной школы творчество моих детей находило свое выражение в их стремлении к самовыражению. При проведении внеклассных мероприятий, мои выпускники начальной школы являются ведущими, выходят победителями в районных конкурсах.
Знания, полученные в начальной школе, находят своё подтверждение на дальнейших этапах обучения.
Во время комплексной проверки мною было проведено, внеклассное мероприятие, в котором принимали участие учащиеся вместе со своими родителями, посвящённое сохранению и укреплению здоровья «Дорога к доброму здоровью».
Необходимость развития познавательных интересов у младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности: предполагает тесаную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения.
Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии, обсуждения составленных самостоятельных задач, решений. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения. Нестандартные формы организации урока.
Я считаю, что развить познавательные интересы младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формирую с одновременной активизацией их мышления и воображения. По моему мнению, творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза.
В настоящее время я работаю в 4 классе. В моём классе 16 учащихся, из них: двое отличников, шестеро хорошистов, которые, по моему мнению – будущая гордость нашей школы.
Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, я
стараюсь вызвать у него желание к учёбе , к знаниям , помочь ребёнку в себя,
в свои способности. Если его труд не венчается успехом, он начинает
терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту
учиться.
Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями последует движение вперёд по пути познания и творчества.