Технология научно-исследовательской деятельности — логически выверенная последовательность действий педагогов нашей школы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.


Технология научно-исследовательской деятельности - логически выверенная последовательность действий педагогов нашей школы по
организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Цель сегодняшнего моего выступления :
систематизировать и обобщить материал по исследовательской деятельности в школе;
показать лучшее из того, что получилось в данный период;
заинтересовать и привлечь коллег к работе с детьми по исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).
Она предполагает наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере:
постановку проблемы,
изучение теории, связанной
выбранной темой,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала,
его анализ и обобщение,
собственные выводы.
В школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации,
отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы,
беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными,
вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах,
учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы,
происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе,
школе.
НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, которые тесно связаны с направлениями работы школьного музея это : военная истории, традиционная культура.
Хочу представить вашему вниманию исследовательские работы, которые представлены на различных уровнях, районном (обязательно), зональном, краевом, всероссийском, где защита работы проходит в очной форме и ученик должен продемонстрировать ораторское мастерство,
культуру выступления и общения с аудиторией, отвечая грамотно, компетентно на все поставленные вопросы по теме своего исследования.
Вот темы исследовательских работ, над которыми работали учащиеся нашей школы: «Локтевцы на земле Афганистана» - конференции районного, краевого уровня
«Несостоявшийся герой Советского Союза» - конференции районного, краевого,
всероссийского уровня
«Памятники гражданской войны на территории Локтевского района»- диплом 2 степени на краевой кадетской конференции
«Традиционные ремесла Николаевских умельцев»- диплом 2 степени на краевой кадетской конференции
«Бытование икон в домах жителей села Николаевка» – нпк районного, краевого,
всероссийского уровня, сертификаты на стипендию за лучшую защиту проекта, премии администрации Локтевского района и Губернатора Алтайского края.
«Эволюция домашнего и промышленного маслоделия в селе Николаевка в ХХ веке»-
III место во Всероссийском конкурсе «Шаг в будущее», проходившей в г.Москве. Поездка в Грецию.
«Традиции и опыт хлебопечения в русской печи» - Лауреат межрегиональной конференции
«Историко-культурное и природное наследие Сибири», проходившей в г.Иркутске,
I место во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» ,
проходившей в г.Москве, Премия по поддержке талантливой молодѐжи.
В 2013 году Бендрикова Юлия Луреат межрегиональной конференции «Историко-
культурноеи природное наследие Сибири», проходившей в г.Иркутске, участие во
Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Отечество», Лауреат конкурса
экскурсоводов , проходившем в г.Москве на базе Федерального центра детско-юношеского
туризма и краеведения (1-5 апреля 2013).
Толмачев Дмитрий с работой «Мастерство шорников Локтевского района» с 17-21 апреля представлял работу в г.Москве, на базе федерального экологического центра на конкурсе
«Моя малая Родина: природа, культура , этнос», занял 4 место и поощрительный приз плеер!
А с 24-26 апреля представлял данную работу на всероссийской конференции «Юность .Наука.
Культура.» в г.Новосибирске, за участие в заочном конкурсе был вручѐн Диплом Лауреата 1
степени, а за очное выступление Лауреат 2 степени.
За данную работу Дмитрий был награждѐн премией по поддержке талантливой молодѐжи.
Ещѐ две ученицы нашей школы Воронина Юлия (9 кл) Руководители Дреер О.А. и Какунина Е.К. и Остащенко Ирина (10 класс) руководитель Воропаева М.Н. стали Лауреатами заочного Всероссийского конкурса Юность Наука Культура и были приглашены в Москву для очной защиты работ.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
В нашем школьном музее мы принципиально отказываемся от работ описательного характера, нацеливая учеников на проблемные, историографические исследования. Мы не видим никакой особой пользы в компилятивных работах учеников – эту работу они могут делать, готовясь к докладу на уроке, но не на конференции.
Написание исследовательской работы дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрение и нельзя постичь без знание современных наук об обществе .
Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат ученика,
готовит к более осознанному изучению других наук об обществе, таких, как культурология,
политология, социология, экономика, проведение и формирует целостное представление о мире.
5. Написание исследовательской работы даѐт старшекласснику возможность убедиться в том,
что знания, полученные на уроках -это мѐртвый груз, с которым непонятно что надо делать, а
средство для понимания событий и явлений, которые происходят в современном мире.
Поэтому исследовательская деятельность в нашем школьном музее обширна, многогранна и глубока. Кроме того, она является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса нашей школы.
С исследованиями моих учеников можно познакомиться http://gornschool2.ucoz.ru/index/iz_opyta_raboty_voropaevoj_m_n/0-227