Урок по математике на тему Раскрытие скобок


Конспект урока
Предмет: математика.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 6 общеобразовательный.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Тема урока: Раскрытие скобок.
Цель урока:
организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
предметные:
-  овладение смыслом правила раскрытия скобок и умением раскрывать скобки с учётом знака, стоящего перед скобками;
-  понимать и правильно употреблять в устной и письменной речи математические термины «выражение», «значение выражения», «упрощение выражений», «раскрытие скобок» , понимать их в речи учителя;
-  применять в различных ситуациях (от простой к более сложной) умение раскрывать скобки с учётом знака, стоящего перед ними и упрощать выражения.    
метапредметные:
– в познавательной деятельности
-  определять структуру объекта познания, выполнять поиск и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
-  овладеть умением разделять процессы на этапы, звенья;
-  сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по предложенным критериям;
         – в информационно – коммуникативной деятельности
-  вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
-  приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;
-  отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
-  овладеть умением перефразировать мысль (объяснять «иными словами»)
          – в рефлексивной деятельности
-  самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
-  овладеть умением осуществлять поиск и устранение причин возникших трудностей;
-  овладеть умениями совместной деятельности: согласование и координациядеятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
личностные:
-  овладеть умением правильно и корректно выражать собственное мнение;
-  овладеть умением учиться самостоятельно;
-  научиться применять полученные знания и умения к решению новых проблем.
 
Методы и методические приемы: проблемный, частично поисковый, наглядный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и самостоятельная работа.
Оборудование:  учебник, тетрадь, письменные принадлежности, компьютер с проектором, презентация к уроку. 
Литература для учащихся: Математика 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /  [Н. Я. Виленкин и др]. – 30-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013г.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Этап мотивации к учебной деятельности – 4 мин.
3. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин.
4. Этап выявления места и причины затруднения – 7 мин.
5. Этап построения проекта выхода из затруднения – 2 мин.
6. Этап реализации построенного проекта – 5 мин.
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи –  7 мин.
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 7 мин.
9. Этап включения в систему знаний и повторения – 5 мин.
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке – 3 мин.
11. Домашнее задание – 1 мин.
Этап урока Деятельность учитель
Деятельность обучающихсяОрганизационный момент
Слайд 1. Учитель приветствует учащихся. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Чтобы настроиться на плодотворную работу, я предлагаю выполнить вам первое задание. Сейчас на слайде вы увидите картинку, за 2 секунды вам нужно будет ее запомнить и ответить на мои вопросы. Слайд.2
-Какие геометрические фигуры вы запомнили?
- Какое число записано внутри круга?
- Внутри квадрата?
- Чему равна сумма крайних членов?
- Чему равна сумма всех чисел?
Слайд 3. Давайте еще немного посчитаем.
Ответы детей
Этап актуализации и пробного учебного действия
Обратите, пожалуйста, внимание, на доске записаны 2 столбика примеров. Сравните, чем они отличаются?
- совершенно верно. При записи одних использовались скобки, а других – нет.
Выражение а+(в+с) можно записать без скобок: а+в+с. Эту операцию называют «раскрытием скобок»
Итак, назовите тему нашего урока?
Слайд 4.
Определите цель урока.
Слайд 5. -скобки
Дети сравнивают примеры
Дети высказывают свое мнение.
Этап выявления места и причины затруднения
Я предлагаю вам попробовать установить соответствие: соединить линиями
Уверены, что всё сделали правильно?
То есть ребята у нас возникла проблема, почему?
Пробуют выполнить задание.
Аргументируют свое решение
Ответы детей
Этап построения проекта выхода из затруднения
Что же нам нужно сделать, чтобы выполнять задание без затруднений?
Ответы детей
Этап реализации построенного проекта Ваша задача сейчас поработать в парах и решить два примера. 1) -4+(10-6+2); 2) -4+10-6+2
Что можете сказать о полученных значениях?
Сравните числа и знаки. Какой вывод можете сделать?
А сейчас задание по рядам. Вам вновь нужно решить и сравнить выражения. 1) 10-(3-7+4); 2) 10-3-7+4;
3) 10+3+7-4
Какой вывод можете сделать?
Откройте, пожалуйста, ваши учебники на стр. 214. Прочитайте параграф и проверьте, правильные ли выводы вы сделали.
Давайте определим алгоритм раскрытия скобок. Слайд 6 Вычисляют, анализируют, пытаются сделать вывод
Вычисляют, анализируют, пытаются сделать вывод
Читают параграф, выполняют задания.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работаем с учебником - № 1236 (а-в) Решение у доски с проговариванием. (Остальные дети записывают в тетрадь)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Слайд 7.
Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (после обсуждения по щелчку мыши на слайде появляются решение и правильный ответ)
Оцените свою работу. Дети решают в тетрадях.
Проговаривают решение. Проверяют себя, сравнивая свои действия с образцом.
По количеству верно выполненных заданий учащиеся выставляют оценку в тетрадь.
Этап включения в систему знаний и повторения
Давайте еще раз проговорим алгоритм раскрытия скобок.
Если перед скобкой минус,
Он ведет себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
Ну а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!
Дают определение.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- какова была цель урока?
-достигли ли поставленной цели?
Слайд 8. Посмотрите на слайд и поднимите руки те, кто выполнил все задания правильно. А теперь поднимите руки те, кто чувствует затруднения при решении данных задач.
- Какие задания вызвали затруднения?
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание
Слайд 12.
Для всех: п.38, с 214, выучить определение. № 1238(а-з),№ 1256(а,б)
Творческое: сочинить стихи про знаки.
Спасибо за сотрудничество, желаю всем удачного дня.