Доклад на тему Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника(из опыта работы)


Доклад на тему:
"Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)
.
Автор работы: Копылова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в селе Первые Левые Ламки,
Тамбовская область, Сосновский р-н,
с.Первые Левые ЛамкиЦель: формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младшего школьника.
Задачи:
1.Способствовать формированию духовно-нравственной личности, способной проявлять свои лучшие нравственные качества: милосердие, доброту, отзывчивость, честность, уважение, чувство товарищества, взаимопомощи, доброго отношения в коллективе и к окружающим.
2. Вовлекать младших школьников в исследовательскую и социально-значимую деятельность по заботе и оказанию помощи, природе, нуждающимся: пожилым, лицам с ограниченными возможностями, детям дошкольного возраста, родным.

 Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного развития относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.
Задача духовно-нравственного развития подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с развитием человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
СЛАЙД. «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В.А.Сухомлинский
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.
Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа ФГОС.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа.
СЛАЙД. Духовно-нравственное развитие предполагает: становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Чтобы развить в детях такие качества, в своей работе с детьми я поставила перед собой следующие задачи:
СЛАЙД.
• создание воспитывающей духовно-нравственной среды;
• стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
• организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
• корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания.
СЛАЙД. Духовно-нравственное развитие имеет целый ряд направлений:
·  Военно-патриотическое.
·  Художественно-эстетическое.
·  Туристско-краеведческое.
·  Спортивно-оздоровительное.
СЛАЙД . Принципы духовно-нравственного развития.
·  Воспитание на традициях.
·  Принцип сотрудничества.
·  Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
·  Системно-организованный подход.
·  Личностно-ориентированный подход.
·  Принцип сохранения исторической памяти.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Они отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок в начальной школе ещё не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.
Одной из наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования является проектно-исследовательская деятельность.
Использование в своей работе проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность.
Исследовательская деятельность здесь выступает не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося.
Вашему вниманию предлагаю несколько проектов, над которыми мы работали в начальных классах.
СЛАЙД .
ПРОЕКТ «Добро и зло в жизни человека»
Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».
Готовясь к конкурсу рисунков на тему «Добро и зло» к уроку ОЭРКСЭ
мы задумались над вопросами: что означают понятия добро и зло, почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей? 
Так возникла тема нашего исследования «Добро и зло».
В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в мире.
СЛАЙД .
Для достижения этой цели поставили следующие задачи:
- определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания
- расширить знания о таких качествах, как добро и зло
- подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела
- поднять проблему добротворчестваВ процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:
СЛАЙД .
1. Наблюдение
2. Сбор необходимой информации
3. Интервьюирование
4. Эксперимент
5. Анализ, обобщение.
СЛАЙД.
Чтобы узнать, что такое добро и зло мы обратились в библиотеку.
В библиотеке мы познакомились с определениями, что такое добро и зло, этика и мораль.
СЛАЙД.
Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.
Было задание детям из энциклопедий выписать мудрые высказывания великих мыслителей. Например, дети нашли такие, как:
«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». Виктор Гюго
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский и т.д.
Собирали пословицы и поговорки
СЛАЙД. Пословицы и поговорки
Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло и вот некоторые работы:
СЛАЙДЫ 1-2
Обобщая полученные материалы, мы пришли к выводу, что дети различают понятия добра и зла.
Затем провели опрос - Что думают о добре и зле взрослые и дети?
Мы решили сравнить мнение детей и взрослых о добре и зле, для этого составили анкеты и провели опрос.
Исходя из данных сведений, мы пришли к выводу, что представления о добре и зле у представителей разных поколений хотя и несколько различаются, но близки.
СЛАЙД.
Проводились тесты:
тест « У добра предела нет»,
тест «Добрый ли Вы человек?»
Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»
Из ответов было видно, что люди хотели бы себе спутника с добрыми качествами, а злого с собой никто бы не взял.
Предложила написать сочинение-миниатюру «Если бы я был волшебником». Так чего же хотят дети? Естественно, все дети любят сладости и игрушки.  Но не все об этом писали. У большинства ребят первое желание – творить добро для других. Они не забывают про мир, не думают только о себе.
Обобщая полученный материал, приходим к выводу, что все дети обладают «сердцем», такими важными человеческими качествами, как чуткость, милосердие, справедливость, различают понятия добра и зла.
Конечно, необходимо всё время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти настоящим Человеком.
СЛАЙД ДЕРЕВО
Нам захотелось, чтобы у нас в классе «выросло» дерево добрых дел, на котором каждый листок – сделанное нами доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными листьями, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на листочках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре могучий клён обрел роскошную крону: «Я покормила голодного котенка», «Я помогал маме», «Я помог однокласснику решить задачу», «Я покормил птиц»… Сколько листьев на дереве – столько добрых дел!
Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.
В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Наши дети уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу.
Сделали вывод: нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.
Мы составили правила доброты, пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.
СЛАЙД
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
К созданию следующего проекта меня подтолкнуло то, что, проводя беседы, я заметила, что дети мало знают о своей семье: кем работают их родители и бабушки с дедушками, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект «Моя семья».
СЛАЙД .
Творчески-исследовательский проект «Моя семья»
Семья – это самое дорогое и родное,
Что есть у каждого человека.
В. А. Сухомлинский
Наш проект носил творчески - исследовательский характер.
Мною была определена цель и поставлены следующие задачи:
СЛАЙД
Цель:
Формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи:
• Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»;
• Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
• Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• Формировать у детей представления о семье, профессиях родителей;
• Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
В ходе реализации проекта на родительском собрании мы обсудили с родителями вопросы, связанные с проектной деятельностью, им были предложены на выбор следующие задания:
СЛАЙД.
1. Беседа о семье, семейных традициях.
2. Создание генеалогического древа семьи.
3. Создание герба семьи
4. Оформление фотогазеты «Моя семья!».
5. Анкетирование по теме «Семейные традиции»
Родители откликнулись на предложенные задания, заинтересованно взялись за работу, не осталась в стороне почти ни одна семья.
С детьми были проведены занятия по формированию целостной картины мира «Цветок семейного счастья», «Я и моя семья», проводились беседы «Моя семья», «Мой дом, моя семья», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх.
На уроках рисования дети рисовали свою семью, портреты мам, пап, бабушек и дедушек, семейный букет, придумали герб семьи, подарки для мам.
СЛАЙД. (гербы 1-2)
На занятиях по развитию речи с детьми заучивали стихотворения о членах семьи, пословиц и поговорок о семье и дружбе. С родителями было проведено анкетирование «Семейные традиции» и проведена консультация по теме «Рекомендации для заботливых родителей». В классе была оформлена фотогазета «Моя семья!».
СЛАЙД (семья 1-2)
Итоги проекта - Литературно-музыкальный праздник «Мы низко кланяемся тебе, мамочка!» с приглашением членов семей, а также презентации генеалогического древа семьи.
СЛАЙД (генеалогического древа семьи)
Цели проекта были достигнуты, задачи решены, предполагаемые итоги реализации проекта подтвердились.
9 мая 2015 года наша страна отметила 70 – летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Много тяжелых испытаний выпало на долю нашей Родины. Война вошла в каждый дом и принесла много горя и несчастья. Свой следующий проект мы решили посвятить Великой Отечественной войне.
Наш информационно-исследовательский проект назвали «Колокола памяти!»
СЛАЙД .
Информационно-исследовательский проект «Колокола памяти!»
СЛАЙД
Цели и задачи были таковы:
Цель проекта: Расширить представление детей о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну ;
-уважительное отношение к памяти погибших и к старшему поколению.
В ходе реализации проекта была проведена следующая работа:
Конкурсы рисунков и поделок СЛАЙДЫ 1-2
Оформление стенда «Война глазами детей» СЛАЙД
Изготовление подарков ветеранам и труженикам тыла СЛАЙД
Творческие работы (сочинения, стихи детей, альбомы)
Выставка книг и альбомов СЛАЙД
Посещение и оказание посильной помощи труженикам тыла
Итоговое мероприятие «Праздник «КОЛОКОЛА ПАМЯТИ!» СЛАЙД
В ходе исследования проекта наша гипотеза подтвердилась. Мы можем сказать с полной уверенностью, что Великая отечественная война принесла много горя, боли и страданий в каждую семью. Прошло 70 лет со дня окончания войны, но наши бабушки и дедушки помнят о тех суровых годах войны, которые им пришлось пережить в годы войны, находясь на фронте, в блокаде, в оккупации; они хранят память о своих отцах, братьях, которые погибли, защищая нашу Родину.
Мы сделали вывод: и мы должны помнить и не забывать подвиг наших родных и всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.
В ходе работы над проектами я увидела, что дети с большим интересом вовлекались в творческую работу.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. С родителями своих учеников я провожу беседы в рамках родительских собраний и индивидуальные консультации, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному воспитанию личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ребёнку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности - это личный пример педагога и воспитателя, его отношение к детям, которое имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Литература
А.И.Баркан, «Его Величество Ребёнок»./ М.:1996г., с.4
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.