Авторская Коррекционно-развивающая программа. Тема «Агрессивное поведение подростков. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков»
1. На русском языке
2. Казахстан
Северо – Казахстанская область
Кызылжарский район
село Пресновка
3. Коммунальное государственное учреждение Пресновская средняя школа
4. Социальный педагог
5. Стацюк Светлана Николаевна
6. Оплата через «Казпочту»
Министерство Республики Казахстан
Северо- Казахстанская область
Кызылжарский район
с. Пресновка
КГУ «Пресновская средняя школа»
Авторская
Коррекционно-развивающая программа.
Тема
«Агрессивное поведение подростков. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков»
Разработчик:
социальный педагог
Стацюк Светлана Николаевна
Коррекционно-развивающая программа.
Агрессивное поведение подростков.Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков.
Цель программы:
Снижение уровня агрессивности, формирование умения контролировать свое поведение и адекватно регулировать на выпады других, анализировать поступки, привитие навыков эмпатийности, толерантного общения,улучшение эмоционального состояния
Программанаправлена на решение следующих задач:
1.Снижение уровня личностной тревоги, формирование адекватной самооценки, профилактика снижения агрессивности.
2.Развитие рефлексии – умения оценить свои поступки и взглянуть на себя со стороны;
3.Формирование навыков преодоления стресса;
4. Развитие ответственного поведения и коммуникативных навыков;
5. Развитие уверенности в себе.
Пояснительная записка
В подростковом возрасте одним из видов отклонений в поведении – это агрессивность, которая часто выступает как вражеская форма (драки, обиды). Для некоторых подростков участие в драке, самоутверждение себя при помощи кулаков становятся стойким явлением поведения. Ситуация обостряется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым, родителям и специалистам.
Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних и предотвращения ее становятся не только социально значимыми, а и психологически необходимыми.
Агрессия – (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.) Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Следует сказать, что проблемой агрессии занимались многие ученые и педагоги не только современности, но и прошлых лет: А. Басе и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо). 2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).
5. Негативизм (оппозиционное поведение).
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте находит противоречия не только в окружающей среде, а и в своем «Я».
На первой стадии подросткового периода (10 – 11 лет) ребенка характеризует очень критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе негативные характеристики. При этом у них преобладает физическая и менее выраженная непрямая агрессия.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во - вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения (“я самый сильный - и мне все можно”), во время игр. И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.
В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Заметим, что агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее нуждается в помощи и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что такие дети вызывают как у взрослых, так и у сверстников открытую неприязнь и неприятие в целом. Для коррекции такой формы поведения как агрессия, мною разработано ряд упражнений, правильное применение которых дает положительный результат.
Рассмотрим некоторые варианты упражнений.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ.
1. Комкать и рвать бумагу.
2. Бить подушку или боксерскую грушу.
3. Топать ногами.
4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
6.Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
7. Вода хорошо снимает агрессию.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ГНЕВОМ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.
Регулярное выполнение упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева, сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.
Упражнение “Апельсин (или лимон)”.
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
“Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...”.
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и с правой рукой).
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, коррекционная работа должна носить системный, комплексный характер. Вцелях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ1. Причина: нехватка двигательной активности, физической нагрузки
Метод: подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости» между занятиями
2. Причина: дефицит родительского внимания, неудовлетворенность необходимости в родительской любви и понимании
Метод:беседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместные сюжетно-ролевые игры.
3. Причина: повышенная тревожность (комплекс несоответствия)
Метод: налаживание эмоционального контакта с ребенком
4. Причина: усвоение эталонов агрессивного поведения в семье
Метод: беседа с родителями.
5. Причина: побочно стимулированная агрессивность (СМИ, компьютерные игры)
Метод: направлять агрессивный потенциал ребенка в положительное русло;
проигрывать сюжеты положительных мультфильмов, разыгрывать ролевые ситуации);
арттерапия;
ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц;
содержание прочитанных книг, перевод драк в конструктивное русло, игры в похитителей сокровищ;
6. Причина: низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков
Метод: подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния, психогимнастика, игры на мимические и пантомические самовыражения, изучение приемов саморасслабления.
Общим критерием продуктивности треннинговых занятий как средство развития и коррекции качеств подростка могут стать толчком саморазвития и осознания повышения самооценки и веры в себя,приобретения навыков умения общаться и умению владеть эмоциями.
Форма работы:групповые занятия.
В разработанной программе 7 занятий по 40-45 минут.
Содержание программы:
1. Этап приветствия настраивает на работу.
2. Вводное слово предполагает объяснение участникам цель работы на этом и последующем занятии,установление контакта с участниками.
3. Этап развития умения слушать,выражать свои чувства,устанавливатьконтакт,эффективно выстраивать процесс общения.
4. Этап рефлексия.
Занятие1. КТО Я?
Цель: создание условий для осознания подростком своего «я».
Этапы работы,цели упражнений Методы Содержание
1 2 3
Этап 1.
«Установление контакта».
Введение в групповой процесс. Создание соответствующего настроения
Этап2. Осознание своего «я»
Этап 3.
Рефлексия
Игра «Знакомство»
Упражнение «Футболка с надписью»
Обсуждение
Упражнение «Насколько я их знаю»
Рисование по теме
Обсуждение
Беседа. Ведущий предлагает всем по кругу назвать свое имя и сказать несколько слов о себе.
Ведущий говорит о том, что всякий человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями,приводит примеры «говорящих» надписей.
Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать надпись на своей «футболке».Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике сейчас –о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от себя и других.
-О чем в основном говорят надписи на футболках?
-Что хотели сообщить о себе другим?
Каждый ученик получает лист с нарисованными на нем 4 столбиками:
-я- настоящее;
-я- идеальное;
-я- в моем представлении;
-я- глазами других
Ведущий. Представьте себе, что перед вами на таблице 4 человека,с которыми вы более или менее близко знакомы. Каждый столбик можно превратить в человечка, дорисовав голову, ручки, ножки и все остальное. Но главное- подумать,насколько вы это существо знаете.Если вы считаете, что знаете свое настоящее Я ровно наполовину,разделите столбик пополам и закрасьте одну половину. Вторая незакрашенная половина будет обозначать ту часть себя,которую вы еще незнаете…
Возможно еще продолжить на следующем листе «Насколько я их люблю?»
Учащиеся делятся по очереди своими переживаниями и прощаются друг с другом. Расставаясь, передают друг другу улыбки
Занятие2. Эмоции правят мной или я ими?
Цель: развитие способности оценивать собственное состояние и умение управлять собой.
Этапы работы,цели упражнений Методы Содержание
1 2 3
Этап 1.
«Установление контакта».
Этап2.
Исследование вреда и пользы разных эмоций
Этап 3. Рефлексия
Упражнение «Подари подарок»
Упражнение
Обсуждение
Игра «Скульптор и глина»
Беседа
Ведущий предлагает участникам по очереди взять из коробки камешек и подарить его тому, кому они захотят,но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…»Тем, кому не подарили камешки дарит ведущий,отмечая при этом лучшие качества подростка
Ведущий.Я предлагаю для исследования две эмоции по вашему усмотрению и прошу заполнить такую таблицу:
Эмоция
Ее польза Ее вред
Можно работать в группах по 2- 4 человека. На обсуждение дается 15 минут.
-бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентные вредные чувства, от которых желательно избавиться, вовсе их не испытывать?
-бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
Все участники делятся на пары. Один «скульптор», а другой «глина». Каждый «скульптор» задумывает чувство и пытается из «глины» вылепить это чувство.Далеенаделяем«скульптуру» даром разумной речи.Выслушав полезное сообщение посетившего его чувства, может, если он ХОЗЯИН своих чувств,предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия своих эмоций.
Для рефлексии предлагаются вопросы:
-Почему нельзя, вредно,опасно душить свои чувства,затыкать им рот?
- Их надо сначала выслушать: они сообщают что-то важное и срочное.
-Но потом им нельзя давать волю!-Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались?
Занятие 3. Мои желания,чувства
Цель: создание условий для осознания подростками своих желаний, чувств.
Этапы работы,цели упражнений Методы Содержание
1 2 3
Этап 1.
«Установление контакта».
Этап2.
«Осознание своих желаний и чувств»
Этап 3. Рефлексия
Упражнение
Упражнение
«Дарим подарки»
Медитация
«Что мне нужно для счастья»
Ведущий предлагает закончить предложения:
- Счастливее всего я чувствую себя, когда..-Хуже всего я чувствую себя, когда…
-Никак не могу понять, почемуя..Главное, что я хотел бы изменить,это…
Сели. Расслабились.
Тема:В чём ты нуждаешься? Что тебя радует?
Вопросы: поднимите руки, кто из вас любит получать подарки.А кто любит дарить?
Обсуждение.
У вас сейчас появится возможность и дарить и получать подарки!У меня в руках волшебная палочка,которая может исполнять ваши желания.
Правда, она не очень сильная, и делает только то,что как бы между чудесами и реальностью. С её помощью вам просто начинает везти-то что вы мечтали,но казалось нереальным- осуществляется. Поэтому загадайте 3 желания:
Близкие к реальности, лично для себя.У вас будет минута тишины, подумайте о том, что могло бы вас сделать счастливыми.
Включается музыка, дети закрывают глаза,представьте что эти подарки уже с вами.
Подарите их себе.Постарайтесь их увидеть,ощутить. Что-то вам будет почувствовать,вообразить труднее,что-то получится.Итак,это уже свершилось,это уже с вами!-Проживите это!
Занятие 4. Я- глазами других
Цель: помощь в осознании себя через других.
Этапы работы,цели упражнений Методы Содержание
1 2 3
Этап 1.
Введение в групповой процесс
Этап 2.
Осознание себя через других
Этап 3 Рефлексия Каким меня видят окружающие
Игра «Ассоциация»
Игра «Домашняя утварь»
Обмен мнениями Предлагается список предложений,которые надо закончить с точки зрения того, каким по их мнению его видят окружающие:
-Мне хорошо, когда..-Мне грустно, когда..-Я сержусь, когда..-Я чувствую себя неуверенно, когда..-Я боюсь, когда..-Я горжусь собой, когда..Один из участников выходит за дверь.
Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать.
Кого именно загадали,вошедший участник игры может узнать,задавая вопросы на ассоциации:
-На какой цветок он похож?
-На какой вкус?
-Накакое время года? И т.д.
«Сейчас мы из самих себя построим идеальное жилище или идеальное помещение для наших встреч- каждый из нас станет какой-то частью этого помещения. Выберите каждый для себя, кем хотите стать (диваном,шкафом, креслом) и т.д. Затем опишите, какой это будет предмет
( большой, мягкий и т. д.)
Обмен мнениями происходит по следующей схеме. Каждый пишет на листе фамилию и имя и пускает лист по классу. « Если Вася Никулин превратится в книгу,то это будет книга про…»
Каждый получает в конце свой листок.
Занятие 5.Как стать уверенным
Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Этапы работы,цели упражнений Методы Содержание
1 2 3
Этап 1.
Создание положительного настроя
Этап 2
Помощь в осознании своих сильных сторон
Этап 3
Подведение итогов Игра «Я могу, я умею»
Упражнение
«Волшебное зеркало
Сказка «Лети вверх Соня»( музыкальное сопровождение)
Упражнение
«Чувства»
Занятие начинается с игры в мячик «Я могу,я умею». Те, кому мячик попадает в руки, называет то, что они умеют делать.
Группе надо «посмотреть» в него,постараться увидеть в нём по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.
Эта история произошла в те давние времена,когда люди умели летать. Ну и уж,конечно,умели летать не так,как курицы или наши голуби,еле отрываясь от земли, Люди летали, как чайки,-стремительно и самозабвенно. Но как же они учились этому? Вот об этом вам сейчас расскажу.
Соня тоже не знала что ей,делать,чтобылетать,хотя часто она видела себя во сне парящей над озёрами, реками,лесами и полянами. И вот пришло время, и её привели к учителю. Это был очень старый учитель, почему-то похожий на мальчика,излучавшийудивительную теплоту и покой. «Хочешь ли ты летать, Соня?- спросил он.–Хорошенько подумай,прежде чем дать ответ. На земле у тебя есть всё:
Игры,сладости, красивые вещи. На земле тебе некуда падать. А летать может быть опасно. И тем опаснее,тем быстрее и выше ты полетишь. И ещё ты должна захотеть очень,очень сильно, чтобы твоё «хочу» превратилось в жесткий луч, пробивающий все преграды. «Очень хочу».- сказала Соня.Учитель внимательно посмотрел в её глаза и согласился. « Да, теперь ты очень хочешь. Пойдём со мной».Он взял её руку в свою, мягкую и теплую,и повёл по винтовой лестнице куда-то вверх. И когда у Сони уже совсем закружилась голова от бесконечных поворотов, они вышли на узенькую площадочку на вершине башни. С неё был виден город, маленькие люди, спешащие в автобусы, далекое озеро и горы.
-Лети, Соня -сказал учитель,-ты захотела летать,теперь, поверь,что можешь это сделать.
-Боюсь,- прошептала Соня.
-Боишься,значит не веришь.
И Соня вдруг поняла, что она действительно верит, потому-что,не может быть по –другому ,потому что она должна лететь.Она спрыгнула с площадки и, падая, услышала сильный голос :
-А теперь старайся, Соня. Очень старайся.Сильно старайся.И Соня замахала всем, чем могла. Падение приостановилось. А потом махать уже стало ненужным. Что-то щелкнуло внутри,и открылась неведомая ранее сила. Соня полетела над городом и автобусами. Над озером. К горам. С тех пор она летала часто и много. Иногда падала.Но вспоминала тогда слова учителя:хотеть, верить, стараться. И поднималась снова к свету,к радости,к полёту.
Ведущий. Вспомните то время своей жизни, когда вы были уверены, по настоящемулюбимы…
Выберите какой-нибудь эпизод этого периода..и заново переживите его во всех деталях.. Вспомните все звуки, цвета, запахи, музыку, свои чувства, и заново их переживите. Попробуйте ответить самому себекаковы самые существенные особенности этого переживания, что мешает вам испытать такие чувства сейчас?
Занятие 6. Как победить свою и чужую агрессию
Цель: обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.
Этапы работы,цели упражнений Методы Содержание
1 2 3
Этап 1
Введение в групповой процесс,создание соответствующего настроения у участников группы
Этап 2.
Обучение способам самоконтроля
Этап 3. Рефлексия Подбор ассоциаций
Обсуждение
Работа в парах
Упражнение
«Вверх по радуге» Занятие начинается с группового подбора ассоциаций. Сначала к слову» агрессия» (злость, кулак, плюнуть,слёзы, боль..),а затем к слову «улыбка»(мама,солнце,подарок , тепло, радость..). Делается наблюдение. Во время подбора ассоциаций к первому слову в группе создалась тягостная атмосфера, ко второму – тёплая,радостная.
Ведущий говорит о том, что бывают случаи, когда человек не может сам справиться со своей агрессией, она побеждает его, и тогда..Учащимся предлагается придумать примеры победы агрессии над человеком и последствия этой победы. Делается вывод о необходимости знания способов борьбы с собственной агрессией.
Учащиеся работают в парах.Необходимо вспомнить и придумать как можно больше способов избавления от агрессии.
Каждая пара потом зачитывает эти способы и при необходимости изображает.
После обмена впечатлениями участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить,что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге,а выдыхая съезжают с неё,как с горки. Упражнения повторяется 3 раза.После этого желающие делятся впечатлениями.Затем упражнение повторяется ещё раз с открытыми глазами.
После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагаются простые способы расслабления (например максимально напрячьвсе мускулы, а затем расслабить их).
Занятие 7.Моя и твоя уникальность
Цель: Создать условия участнику тренинга для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого.
Этапы работы,цели упражнений Методы Содержание
1 2 3
Этап 1.
«Установление контакта»Введение в групповой процесс.
Этап 2.
«Осознание своей индивидуальности»
Этап 3.
Рефлексия Игра
«Я хочу тебе подарить»
«Моя уникальность». Медитация под музыку
«Моя уникальность»
Письменное рассуждение
Упражнение
«Этот чудесный загадочный человек»
Проективный рисунок «Я такой, какой есть»
Групповая беседа Ведущий. Сегодня, приветствуя друг друга и обмениваясь любезностями,каждый будет дарить друг другу подарок,но не реальный, а гипотетический. Самое главное – от души. После вручения,получивший подарок должен высказать своё отношение кнему (если понравился, то чем; если нет- то почему,и что хотел бы получить)
Ведущий. Мир долго готовился к моему появлению…До меня на свете жило много разных людей ,и своей жизнью вносил свой маленький вклад в тот мир , в который должен был придти я. Очень долго они готовили мою маму и моего папу, чтобы они выросли, смогли встретиться и полюбить друг друга. Это было не просто,но это случилось, и через некоторое время после их встречи произошло великое событие – на свет появился Я.Я, и другого такого больше нет и появиться не может. Какой бы ни был Я- Я неповторим. Я неповторим в своих глупостях, таких смешных и понятных только мне, потомучто глупости эти - только мои, и даже похожие глупости других- уже совсем другие глупости. И как бы ни был я со стороны похож на сотни таких же, как я- я точно знаю, что мой мир принадлежит только мне,в нем особый цвет и запах,в нем мой горизонт, моя боль и моесолнце. Мой путь –это только мой путь, и поэтому для меня он бесценен..
Ведущий. А теперь я попрошу вас записать:
Мои ценности
Мой душевный опыт
Мои проблемы
Главные события моей жизни
-Главные люди на моем пути
-Учителя
Друзья
-Враги
-Для чего и как я живу.
Вы писали это для себя, чтобы лучше осознать свой путь, свою жизнь.
Пары разбиваются на Загадку и Интервьюера. Интервьюер имеет 5 минут, чтобы поговорить с Загадкой. Через 5 минут они меняются ролями, так что на эту часть работы уходит 10 минут. Теперь каждый рассказывает о другом,о его ощущении от личности. Какие самые интересные впечатления, как они изменились от разговора? Что осталось в Загадке –загадкой.
Нарисовать рисунок «Я такой, какой есть». Рисунки не подписываются. По желанию автор в конце называет себя и называет тех,чьи интерпретации ему понравились.
Предлагается рассказать о том, что сегодня понравилось на занятии, а что не понравилось, поделиться переживаниями друг с другом.По кругу все делятся своими впечатлениями о занятии.
Диагностический материал.
Тест А.Басса и А.Дарка в адаптации А.К.Осницкого- на особенности агрессивного поведения и их форм.
Тест «Умеете ли вы слушать» или «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.
Тест «Насколько вы терпимы»
Тест «Самооценка уверенности в себе»
Предложенный диагностический материал может быть применён как на входе, так и на выходе, это позволит сравнить показатели по данным методикам.
Используемая литература:
1.Родионов,В.А. и др. Тренинги социальных навыков.Для учащихся 1-11 классов.-Ярославль;2001.
2.Потёмкина О., Потёмкина Е « Тесты для подростков»,М.,2005.
3. Цукерман,Г.А.,Мастеров,Б.М. Психология саморазвития. М..Интерпракс,1995
4.ШвабЕ.Д.,Пудикова Н.П. Развивающие занятия, тренинги.Волгоград;2006.