Методы и формы воспитания по теме Нравственно-волевое развитие в объединениях физкультурно-оздоровительной направленности
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Технология и формы организации деятельности.
Для реализации целей и задач нравственно-волевого воспитания педагогу необходимо приложить немало усилий, направленных на развитие у детей способности к постановке жизненно важных целей, умение соотносить их с нравственными ценностями общества, принимать осознанные этические решения, проявлять морально-волевую готовность к преодолению трудностей.
Одним из условий повышения эффективности формирования у детей нравственно-волевых качеств является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик педагог детский коллектив». Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других нравственно-волевых свойств личности подростка, содержание нравственно-волевой направленности, нравственно-волевую зрелость.
Исследование роли занятий восточными единоборствами, показывает (М. Ояма, Д. Миллер), что они совершенствуют у детей цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у подростков новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания. При этом волевая активность ребенка является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности ученика на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности подростка выполнять роль необходимого импульса к началу процесса нравственного самовоспитания.
Установлено, что нравственно-волевые качества, сформированные в спортивной деятельности подростков, приобретают способность к переносу и самостоятельному проявлению в других видах их жизнедеятельности.
Методы воспитания
Методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему: Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.131
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Применяемые методы и формы воспитания.
Основной функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах и нормах поведения.
Рассмотрим некоторые методы данной группы, применяемые мной в процессе обучения:
Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Данный метод используется преимущественно в младших и средних классах. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.
Прекрасным материалом для рассказа на этическую тему являются легенды и притчи. Они населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума; они несут в себе те ситуации нравственного выбора, которые должны быть разрешены детьми с помощью воспитателя.
Этическая беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Может проводиться индивидуально, в группе, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обогащение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Эффективность беседы зависит от ее проблемного характера, эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельности выводов воспитанников. Правильное руководство этической беседы заключается в том, что воспитатель учитывает интересы детей, характер их взаимоотношений.
Этические беседы строятся по определенному сценарию, включающему в себя сообщение и анализ фактов, обсуждение конкретных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков нравственных качеств личности, мотивацию и формулировку нравственного правила, применения воспитанниками усвоенных знаний при оценке своего поведения, поведения других людей (И.П. Подласый).
Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый). Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.
Основной функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения. К данной группе методов относятся:
Упражнение - неоднократное совершение поступков на основе общепринятых норм. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.
Приучение - побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Эффективность метода зависит от того, насколько выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия.
Воспитывающие ситуации - создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребенка какой-либо поступок. Данный метод требует от педагога особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно усиливающий каждый из них. (табл.)
Основной функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения.
Рассмотрим методы данной группы:
Соревнование - создание ситуации, в которой воспитанник стремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности.
Поощрение - положительна я оценка поведения ребенка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует от воспитателя учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным и поддерживаться коллективом.
Порицание - отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве порицания могут выступать замечание, выговор, отстранение от участия в коллективной деятельности, лишение почетных обязанностей. Основные требования к применению данного метода: порицание должно быть понятно воспитаннику; оно не должно унижать личность ребенка; недопустимо применение физических наказаний в воспитании; последствием порицания становится появление чувства вины и раскаяния.
Организационные формы воспитания
Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.
Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).
Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.
Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.
По видам деятельности различаются:
- формы учебные,
- трудовые,
- спортивные,
- культурно-досуговой деятельности.
Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном и нравственном развитии.
Приемы, помогающие развить смелость при выполнении физических упражнений:
Постепенное повышение сложности препятствия, которое нужно преодолеть
Расчленение упражнения на части и выполнение их в облегченных условиях
Разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении и основного упражнения
Обеспечение страховки на первых шагах разучивания упражнения
Приведение в пример одногрупников, легко и непринужденно справившихся с упражнением
Включение “опасных” элементов в эстафеты-соревнования
Исключение нетактичных замечаний с подчеркиванием боязни учеников
Ободрение учеников, внушение им уверенности в том, что они сумеют выполнить упражнение.
Страховки при падении на твердом покрытии, кувырок вперед через препятствие, верхняя страховка с помощью партнера, верхняя страховка через партнера, верхняя страховка в бросках.
Формирование настойчивости и целеустремленности. Основные пути:
Конкретизация цели и перспектив деятельности. На каждом занятии ученики должны упражняться не “вообще”, а овладевать конкретным материалом. Уходя с занятия, они должны осознавать, что чего-то достигли.
Разнообразие средств, форм и методов проведения учебных занятий. Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебно-воспитательным процессом, которая поддерживает целеустремленность. (круговая тренировка, линейная тренировка, эстафета-соревнование и т.д.)
Соблюдение принципа доступности. Для развития волевой сферы необходимо предъявлять преодолимые трудности, т.е. ставить перед учениками поэтапные цели.
Использования эффекта соперничества. Соревновательный метод.
Воспитание дисциплинированности.
Вовлечение недисциплинированных учеников в различные виды общественно-полезной деятельности, придание порученному делу значимости для всего коллектива (застилка татами).
Предоставление недисциплинированным ученикам инициативы в некоторых общественно-полезных делах.
Укрепление у них веры в свои силы.
Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия (позволять ассистировать в объяснении нового материала).
Развитие самостоятельности. Этапы:
Первый. Проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано педагогом, в т.ч.совместно с учениками.
Второй. Не только исполнение, но и самоконтроль.
Третий. Присоединяется возможность самому планировать деятельность.
Творческая инициатива, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.
Развитие решительности.
Тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, когда необходимо принять решение в условиях выбора (например, см. Приемы, помогающие развить смелость).
Создание соревновательной обстановки на занятиях.
Исполнение посильных заданий и оказывание помощи для укрепления уверенности в своих силах.
Планируемые результаты
Критерий нравственно-волевой воспитанности ребенка определяется следующими показателями:
Опыт нравственно-волевого поведения в спортивной деятельности (тренировки, соревнования, культурно-досуговая деятельность спортивного коллектива),
Опыт нравственно-волевого поведения вне спортивной деятельности.
Для определения планируемых результатов при реализации воспитательных задач мной взяты следующие методы:
Метод наблюдения (Диагностика уровня воспитанности личности)
Метод ранжирования
Метод незаконченного тезиса
Организации деятельности и формирования опыта поведения
Стимулирования поведения
Формирования сознания
Контроля, самоконтроля и самооценки
упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций
рассказ,
беседа,
метод примера
соревнование, игра, поощрение, порицание
наблюдение,
опросные методы
(беседы, анкетирование), тестирование,
анализ результатов деятельности
формирование отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов учеников
реализация принципа воспитания в деятельности
Регуляция поведения, воздействие на мотивы деятельности учеников
анализ
и
оценка результатов воспитания
основные функции
Методы воспитания