Рабочая программа по окруж.миру 3 класс 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Агрыз Республики Татарстан
«Рассмотрено»  
Руководитель  МО:         
/_________/  Федянина Н.Л.
Протокол № _____ 
«___» _________ 20__ г.
«Согласовано» 
Заместитель  директора  по УВР 
МБОУ  СОШ №2 г. Агрыз  РТ:
/________/Дорось О.В.
«___» _________20__ г.          
«Утверждено»
Директор  МБОУ СОШ №2
 г. Агрыз РТ:
/___________/ Губайдуллин Р.Р.
Приказ № ____ 
«___» _________20__ г.
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Идрисовой Марины Марсовны
Составлена по УМК «Школа России»
 к учебнику Плешакова А.А.. «Окружающий мир» 3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______ от
 «___» __________20__ г.
2015/2016 учебный год
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе:
Закона «Об образовании в  Российской  Федерации  » 
Закона «Об образовании РТ»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года №373, с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 , с изменениями в соответствии с приказом МО и Н РТ от 31 января 2012г.  № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2 г. Агрыз».
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
 Сборника рабочих программ «Школа России»,М.Просвещение, 2011 г., авторской учебной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» для 3 класса   по УМК «Школа России» , 2011 г.
 Учебника Окружающий мир 3 класс. В 2 частях / Плешаков А. А.  /, издательство М.: «Просвещение», 2013 г. 
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год(34 рабочие недели), 2 часа в неделю,  на основании рекомендации в «Приложении к приказу МО и Н РТ№4154/12 от 09.07.2012года» Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализирующих программы начального общего образования, что соответствует учебному плану « МБОУ СОШ №2г Агрыз РТ»  на 2015-2016 год   вариант 3, модель 2.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей  умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. 
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру  это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане  
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 276ч: 1 класс 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы  по 68ч 
Ценностные ориентиры содержания курса   
 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
 Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
 Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
 Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
 Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
 Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
 Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета 
3 класс (68 ч.)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая  «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса. 
ПЛАНИРУЕМЫЕ     РЕЗУЛЬТАТЫ
  В результате  изучения  курса «Окружающий мир»  обучающиеся 3класса  получат возможность расширить, систематизировать и углубить   исходные представления  о природных и социальных   объектах и явлениях как  компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
   Они приобретут  опыт эмоционально  окрашенного. Личностного отношения  к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных  наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
    Обучающиеся  получат  возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
    Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить  наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые   причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
     В результате  изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться  соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила  здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы  адекватного природо- и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел  «Человек  и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
-   различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;
-  описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;
-  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;
- проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;
-   использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;
-   использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
-  использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;
-  обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;
-  определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;
-    понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся  получит возможность  научиться:
-  осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;
-   пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.
-   выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.
Раздел  «Человек и общество»
Обучающийся  научится:
- различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;
-   используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-   оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.); 
-    использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;
-  соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;
-  ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
-  наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;
-   проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Информационно-методическое обеспечение
№
п/п
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
А.А.Плешаков 
Сборник рабочих программ «Школа России»
1-4 классы
2012
Москва «Просвещение»
2
А.А.Плешаков
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
2013
Москва «Просвещение»
3
А.А.Плешаков
Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2
2013
Москва «Просвещение»
4
А.А.Плешаков
Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова
2013
Москва «Просвещение»
5
Н.Ю.Васильева
Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 класс
2013
Москва «ВАКО»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО   ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ   3 класс  2 часа в неделю (68 ч)
№
Тема
Кол-во часов
       Дата
       Примечание 
план
факт
                                                                             I четверть (18 ч)
                                                                        Как устроен мир (6 ч)
1
Природа.
Ценность природы для людей.
1
2
Человек.
1
3
Общество.
1
4
Что такое экология.
1
5
Природа в опасности!
1
6
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.
1
                                    Эта удивительная природа
7
Тела, вещества, частицы.
1
8
Разнообразие веществ.
1
9
Воздух и его охрана.
1
10
Вода.
1
11
Превращения и круговорот воды.
1
12
Берегите воду!
1
13
Как разрушаются камни.
1
14
Что такое почва.
1
15.
Разнообразие растений.
1
16 
Солнце, растения и мы с вами
1
17
Размножение и развитие растений
1
18
Охрана растений.
1
II четверть ( 14 часов)
19
Разнообразие животных.
1
20
Кто что ест.
1
21
Проект: «Разнообразие природы нашего края».
1
22
Размножение  и развитие животных.
Размножение и развитие животных разных групп.
1
23
Охрана животных.
1
24
В царстве грибов.
1
25
Великий круговорот жизни.
1
26
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
1
25
Организм человека.
1
26
 Органы чувств.
1
27
Надежная защита организма.
1
28
Опора тела и движение.
1
29
Наше питание.  Проект «Школа кулинаров».
1
III четверть (10 недель 20 ч)
30
 Дыхание и кровообращение.
1
31
Умей побеждать болезни.
1
32
Здоровый образ жизни.
1
33
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
Тесты
1
34
Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,
«Разнообразие природы родного края», 
«Школа кулинаров».
1
35
Огонь, вода и газ.
1
36
Чтобы путь был счастливым.
1
37
Дорожные знаки
1
38
Проект «Кто нас защищает».
Подготовка к выполнению проекта.
1
39
Опасные места
1
40
Природа и наша безопасность
1
42
Для чего нужна экономика
1
43
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
1
44
Полезные ископаемые. 
1
45
 Сельское хозяйство как составная часть экономики. 
1
46
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. 
1
47
Какая бывает промышленность 
1
48
Проект «Экономика родного края».
Подготовка к выполнению проекта.
1
49
Что такое деньги.
1
50
Государственный бюджет.
1
51
Семейный бюджет.
1
52
Экономика и экология.
53
Экономика и экология.
54
 Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности.
55
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома   и их достопримечательности.
56
Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир  и их достопримечательности.
57
Проект «Музей путешествий»
Подготовка к выполнению проекта.
58
Наши ближайшие соседи. 
59
На севере Европы
60
Что такое Бенилюкс?.
61
В центре Европы.
62
Путешествие по Франции и Великобритании 
63
Путешествие по Франции и Великобритании 
64
На юге Европы.
65
По знаменитым местам Мира.
66
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
67
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» 
68
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»