Технологическая карта урока Зеленая аптека 2 класс Окружающий мир Поглазова О.Т.


Технологическая карта урока
Предмет, класс Окружающий мир, 2 класс
УМК, автор программы «Гармония», О.Т. Поглазова
Учитель Воронкова Оксана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №35
Тема урока,
№ урока в рабочей программе №11: «Зеленая аптека»
Цель урока формирование у учащихся основ экологической культуры через их ознакомление с разнообразием лекарственных растений
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
обобщить знания учащихся о растениях, полученные ими в 1 классе, дополнить их сведениями о лекарственных растениях, их целебных свойствах, о ядовитых растениях
 продолжить развивать умения характеризовать тела окружающего мира (растения), сопоставлять их описание и зрительный образ, умение работать с текстом
воспитывать экологически грамотное поведение в природе
Планируемые результаты урока Предметные знания и умения Личностные качества, метапредметные УУД
Сформированность основных понятий урока:
лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств.
Сформированность предметных умений:
умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков.
Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения (ЛУУД).
Умение принимать учебную задачу и участвовать в целеполагании учебной деятельности (РУУД).
Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения (ПУУД, КУУД).
Умение работать в паре (КУУД).
Умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение (ПУУД).
Методическое обоснование урока В основе методики проведения урока лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение способа узнавания предмета окружающего мира (растение) по описанию его признаков. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную
среду. Учащиеся выполняют практическую работу исследовательского характера. Ведущая технология – проблемный диалог. Учащиеся сами открывают тему урока, это происходит в процессе диалога по обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (ситуация удивления - создаётся в процессе одновременного предъявления учителем противоречивых фактов). Принятие учебной задачи происходит в процессе обсуждения основной проблемы урока «Что нужно знать человеку о лекарственных растениях?» (данная проблемная ситуация возникает как ситуация-затруднение учащихся при выполнении практического задания).
Для стимулирования учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной задачи используется приём «Побуждающий от проблемной ситуации диалог» - представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов.
ИОС урока Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник «Окружающий мир. 2 класс» (авт. О.Т. Поглазова) – с. 32-35;
Тестовые задания. 2 класс (авт. О.Т.Поглазова), тест№3 - с.12-13
Бумага, цветные карандаши, клей, фотографии растений
Предлагаются учащимся для дополнительного домашнего задания ресурсы Интернета:
Растения Оренбургской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orenobl.ru/flora.php
Мультимедийный проектор, компьютер

Организационная структура урока
Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Открытие темы урока Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление.
В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока.
Учитель предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта.
Предъявление первого факта:
- Что вы представляете, когда слышите слово «аптека»?
Действительно если человек заболел ему необходимо лечение, и если врач прописывает ему лекарства, он идет в аптеку.
Предъявление второго факта:
- На Руси первая аптека появилась в 16 веке.
Первые лекарства на нашей планете появились значительно раньше аптек, еще у первобытных народов.
В двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта.
Побуждение к осознаю противоречия:
- Что вас удивило? Какое вы заметили противоречие?
- Чтобы ответить на этот вопрос и помочь вам разрешить это противоречие, я хочу вам прочитать стихотворение (читает стихотворение С.Кирсанова и показывает слайд-шоу «Оренбургская степь»):
«Я не степью хожу –
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее
травяной картотеке»
- Итак, поняли, как лечили себя люди без аптек?
- Совершенно верно. Для утоления боли, повышения выносливости еще древние люди находили для себя полезные растения, в том числе обладавшие целебными или ядовитыми свойствами.
Подведение учащихся к открытию темы урока:
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего с вами урока?
- Вы все правы. Действительно, тема нашего урока «Зелёная аптека» (тема появляется на слайде).
Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие – проговаривают и осознают его:
- Лекарства, таблетки, помощь …
- Как же люди себя лечили? Что им заменяло аптеку?
Смотрят слайд-шоу «Оренбургская степь»
- Т.е. растения были для человека аптекой?
Предлагают свои варианты темы урока:
- О растениях- лекарствах.
- О том, как лечили себя древние люди растениями….
Записывают уточненную тему урока в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации Создание проблемной ситуации-затруднения - Сегодня я предлагаю вам стать не учениками, а настоящими врачами, аптекарями. Нам нужно составить целую книгу с описаниями лекарственных растений, которая поможет быть людям здоровыми.
- Из чего состоит книга?
- Действительно, книга состоит из страниц, обложки. Мы сегодня будем создавать страницы нашей книги.
Вот как должна выглядеть страница нашей книги:
Название растения
фото
Описание растения
Лекарственные свойства

- Сможем ли мы сейчас с вами написать с вами такую страницу для нашей книги о лекарственных растениях? - Из обложки, страниц…
- Наверное, нет…
3. Формулирование проблемы Постановка учебной задачи урока - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? Что нам важно выяснить, чтобы составить книгу о лекарственных растениях?
Обобщив знания учащихся, ставит перед ними следующую учебную задачу:
- Итак, нам сейчас важно узнать: «Что нужно знать человеку о лекарственных растениях?» (учебная задача).
Основной вопрос записывается на доске По-разному формулируют вопросы.
4. Выдвижение версий решения проблемы
Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты - Какие у вас есть версии решения проблемы?
Учитель записывает версии детей на доске (от проблемы стрелками ключевые слова) - Что лечит растение?
- Как собирать?
- Как использовать?
- …..
5. Актуализация имеющихся знаний
Планирование деятельности
Используются либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества),
либо подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики) - Что мы уже знаем по этой проблеме?
- Что нужно узнать для решения проблемы?
- Давайте составим план действий по написанию страницы для нашей книги (план составляется в виде опорного сигнала на магнитной доске):
План действий:
1. Написать название растения.
2. Вклеить фотографии растения.
3. Описать растение (как выглядит, где растет).
4. Описать лекарственное значение для человека.
- На слайде вы видите названия растений и их изображение, так же познакомиться с лекарственными растениями вы можете на странице 32-33 учебника. Кроме того, вы можете воспользоваться дополнительной информацией в энциклопедии.
Давайте разделимся на 5 групп по 5 человек.
1группа – шиповник;
2 группа – ромашка аптечная;
3 группа – чистотел;
4 группа – подорожник;
5 группа – липа.
- Прежде чем мы начнем заполнение страниц нашей книги, обратите внимание на критерии, по которым я буду оценивать вашу работу:
- слаженность работы группы (бесконфликтность и быстрота);
- аккуратность выполненной страницы;
- полнота и достоверность информации о растении.
- дополнительный бал группа может получить за использование данных из энциклопедии Вспоминают изученный ранее в 1 классе материал (понятия, факты о растениях), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
Проговаривают вслух план действий.
Распределяются по группам. Каждая группа получает фотографии растения, шаблон страницы, критерии оценивания работы, энциклопедии
6. Поиск решения (открытие нового знания)
+ от 10 до 20-25 минут Принципиально важно:
предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
- Приступаем к работе.
- А теперь к доске выходит 1 представитель от каждой группы и представляет свое растение.
- Давайте теперь соберем книгу из наших растений.
- Итак, теперь наша книга готова, посмотрите, какие мы молодцы!
- Когда наша книга готова, давайте обсудим, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Указывает на проблему, записанную на доске: «Что нужно знать человеку о лекарственных растениях?»)
Ответы, преодолевающие учебную проблему, фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п . Работают в группах
Презентуют свою страницу
Участвуют в диалоге
7. Выражение решения. Применение нового знания.
Создание условий для применения полученных знаний - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?
- Используя свои новые знания, подумайте, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Везде ли можно собирать лекарственные растения? Где нельзя их собирать? Почему? Где лучше всего собирать такие ценные растения?
- Откройте тетрадь «Тесты» на с.12. Работая в парах, выполните тест № 3. Около 6 и 7 вопросов поставьте знаки вопроса, если вы не знаете,
как ответить на них. Попробуйте заменить эти вопросы другими (исходя из того, что вы сегодня узнали). - Обобщают, делают вывод по проблемеУчаствуют в диалоге с учителем
Работают в парах.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Ребята, вам понравилось быть врачами?
Чему вы сегодня научились?
На все ли вопросы, вы сегодня получили ответы?
Что бы вам еще хотелось бы узнать?
Какое у вас настроение после урока, все ли у вас получилось?
Поднимите смайлики.
Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания на рефлексию:
«Смайлик»
9. Информация о домашнем задании Даётся разноуровневое домашнее задание Домашнее задание:
Учебник с. 34. (уровень «Выпускник научится»)
Дополнительно (по желанию, уровень «Ученик получит возможность научиться»):
1. Подготовить страницу в книгу лекарственных растений «Лекарственные растения нашей семьи».
2. Сделать обложку для нашей книги.
При выполнении этого задания вы можете обращаться за помощью к учителю, родителям, бабушкам и дедушкам, использовать информацию в Интернете («Растения Оренбургской области») Записывают информацию о домашнем задании