Использование личностно-ориентированного обучения на уроках специальной технологии и производственного обучения.
Использование личностно - ориентированного обучения на уроках спецтехнологии и производственного обучения.
Завертайло Людмила Викторовна,
мастер производственного обучения
КГУ «Зыряновский технологический колледж»
г. Зыряновск, Восточно-Казахстанская область
На уроках спецтехнологии и производственного обучения я активно применяю личностно - образовательные технологии, которые легко адаптируются к индивидуальным особенностям студентов, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность. Результаты обучения развивают творческие исследовательские способности студентов. Повышают их активность, способствуют приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности и интереса к выбранной специальности.
Поэтому я работаю по личностно – ориентированной технологии и применяю на уроках спецтехнологии и производственного обучения и во внеурочной деятельности.
Личностно - ориентированное обучение предполагает в первую очередь знание особенностей каждого обучающегося для этого проводятся диагностики. Я провела в своей группе 4-е диагностики студентов:
Диагностика уровня обучаемости.
Диагностика индивидуального познавательного стиля.
Диагностика «Психологическая модель мышления»
Диагностика функционального доминирования полушарий.
В дальнейшей работе опираюсь на результаты этих диагностик.
Так очень важно на первых уроках привить интерес к выбранной профессии, « вывести » их из чувства неуверенности, страха, воспитать веру в свои силы. На первых же занятиях использую методы стимулирования. Важно поощрять любые, даже незначительные успехи, ведь именно это формирует у студентов умение всегда добиваться положительных результатов. Каждому становится интересно трудиться, когда он начинает чувствовать силу, успех, умение преодолевать трудности.
В ходе постановки цели большой акцент делаю на мотивационную сферу. Считаю, если не будет сформулирован мотив, если студенты не будут понимать практическую значимость нового материала, не заинтересуются учебной проблемой, не воспримут её, полного осмысления нового материала не будет. Так тема «Электромонтажные работы» подразумевает практическую деятельность студентов на небольших стендах, значит необходимо показать перспективу на будущее, значимость данной темы в производственном процессе.
Дифференцированные задания, применяемые на уроках производственного обучения, предполагают подход к студентам в соответствии с их уровнем обучаемости. Основная сложность состоит в том, что необходимо найти оптимальную степень трудности материала, обеспечить условия для развития и каждого студента. Обычно определяю задания трёх уровней.
Задания первого уровня предполагают работу с инструкционно-технологическими картами (или опорными конспектами) и образцами узла.
Задания второго уровня предполагают работу только по образцу. Студенты восстанавливают по образцу этапы выполнения.
Задания третьего уровня предполагают работу с деталями или же вообще только с иллюстративным изображением данной детали. Студенты предлагают свои способы обработки.
Реализую личностно-ориентированное обучения на уроках через обучение в сотрудничестве где сильные обучающиеся помогают слабым.
Применяю на уроках обучение в команде. Его отличительная особенность состоит в том, что все внимание при обучении уделяется «групповым целям» и успеху всей группы.
При отработке темы «Соединение отдельных элементов электропроводок в общую схему с проверкой электропроводки » предлагаю студентам закрепить тему. Организуется работа основных действий для каждого обучающегося в мини-группе. Раздаю инструкционные карты. Работа выполняется по «вертушке»: первый учащийся делает разметку трассы и заготовку элементов, второй – ведет монтаж установочных изделий, третий – выполняет монтаж провода, четвертый – производит соединение всех элементов проводки в общую схему. При этом выполнение каждого задания объясняется вслух и контролируется всей группой. Затем члены команды меняются местами и снова проделывают весь цикл работы до тех пор, пока каждый не выполнит все операции и без ошибки. Учитываю не столько скорость выполнения задания каждым студентом, сколько правильность работы. Оценку получает вся группа путем сложения результатов каждого студента. Таким образом, поощрение всей команды и персональная ответственность каждого члена команды — существенные составляющие успешного формирования необходимых умений и навыков каждым студентом группы.
Для проверки знаний и умений учащихся использую разноуровневые тестовые задания, индивидуальные опросы. Стараюсь на своих занятиях создать такую образовательную среду, которая помогла бы каждому студенту достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с её природными способностями и возможностями.
Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности;
повышается интерес к профессии; между преподавателем и студентами устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих студентов.
Из всего вышесказанного хотелось отметить, что главная цель, то к чему стремлюсь, чтобы каждый учащийся раскрыл свои индивидуальные способности, обладал высокой квалификацией, профессионализмом и, как следствие, видел перспективу своего развития, стремился к профессиональному росту, чувствовал себя уверенно на рынке труда, стал конкурентоспособным специалистом.