Урок математики по ФГОС в 4 классе УМК Школа России на тему: Решение задач на встречное движение
Урок математики 4 класс (урок применения знаний и умений)
Тема урока: "Решение задач на встречное движение"
Цель: Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения учить применять на практике.
Задачи:
Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд; воспитание чувства дружбы и товарищества.
№
п/пЭтапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формируемые УУД и приемы их формирования
1.
2.
Организационный момент.
Самоопределение кучебной деятельности.
-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Пусть сегодня, на уроке для всех нас сопутствует успех!
Начинаем урок математики.
Откройте тетради, запишите число, классная работа
А работать мы будем по следующему плану
1.Настроиться на нужный лад нам поможет устный счёт.
2.Затем мы будем восхищаться вашим умением определять тему и цели урока.
3.Вытащим из тайников памяти кое-что ценное, используя математические формулы.
4. Продемонстрируем умение логически мыслить при решении задач.
5. Докажем старинную поговорку “Одна голова хорошо, а две лучше”.
Орешек знанья тверд, но все жеМы не привыкли отступать.Нам расколоть его помогутВолшебные слова:«Хотим все знать!»
Слайд 1.
– Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
– А пока, чтоб работать быстро и ловко,Нам нужна ума тренировка!
Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 2.
Самопроверка записи – на слайде. Слайд 2
– Прочитайте, что у вас получилось?
Слайд 3.
– Что такое движение?
– Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
– А математическая разминка – это движение мысли.
Дети приветствуют учителя, друг друга.
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
(1/19, 2/19, 4/19, 8/19, 9/19, 10/19, 11/19, 14/19).
(Движение – это перемещение ... в пространстве)
Личностные
-Самоопределение.
-Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.
3.
4. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи и фиксация проблемы.
– Какие величины не связаны с движением? Слайд 3.
– По каким признакам можно разделить данные величины на группы?
Поработаем в парах
– Запишите у себя в тетрадях, какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние в форме таблицы и распределите величины на группы? (Проверка по эталону) Слайд 4.
Дополните таблицу известными вам величинами.
-Формулы перепутались. Выберете те, которые не связаны с геометрическим материалом.
V = S : t S = a х b
S = V х t P = (a + b ) х 2
T= S: V P= a х 2 + b х 2
Какие формулы вы выбрали. Проверьте. Слайд 5. Оцените работу вашей пары.
-В каких случаях мы используем эти формулы?
Игра «Математический квадрат»
Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это ответы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задачу, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом. Проверяем. Слайд 6.
Вы научились решать простые задачи на движение на отлично.
– А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления?
– Посмотрите на слайд, как движутся объекты. Слайд 7
-Определите тему урока.
– Определите цель и задачи урока.
-Поработаем в группах. Начнём с простого.
- Ребята первой группы составят простые задачи на нахождение скорости, ребята второй группы – на нахождение времени, ребята третьей группы– на нахождение расстояния. А поможет вам в этом как всегда тренажёр.
(отчёт руководителей группы)
Оцените этот этап работы
(Тонны, центнеры, м2, кг)
(Скорость, время, расстояние.)
Составляют формулы на скорость, время, расстояние
Дети заполняют оценочный лист
При решении задач на движение
(Скорость сближения, скорость удаления.)
Навстречу друг другу
Решение задач на встречное движение
Отрабатывать умения решать задачи на встречное движение Коммуникативные УУД
-умение делать вывод на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД
Договариваться с другими детьми, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
Регулятивные УУД
-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
-Самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные УУД
Договариваться с другими детьми, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
5. Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух
Физкультминутка Составьте задачу по рисунку. Слайд 8.
– Какие величины известны?
– Какая нет?
– Какое время до встречи эти поезда были в пути?
– Сколько был в пути каждый поезд?
– Запишите слово задача.
– С помощью чего мы решаем задачи на движение?
– Начертите чертеж. – Проверьте по эталону. Слайд 9.
– Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
– Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?
– Второй?
-А теперь мы можем узнать всё расстояние?
Запишите решение в тетради.
Проверьте решение через веб камеру. Оцените себя.
– А есть ли другой способ решения задачи?
Запишите его. Расскажите, как решали.
Какой способ более рациональный?
– Мы знаем о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.
2. Предлагаю посмотреть на экран. Слайд 10.
«Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу мотоциклист и велосипедист. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а скорость велосипедиста 10 км/ч. Расстояние между сёлами 100 км.
– Задайте вопрос к задачи?
– Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим по эталону. Слайд 10.
– Какая величина в задаче общая?
– Можно ли сразу найти время движения?
– Что надо найти в этой задаче вначале?
Решение самостоятельно. Взаимопроверка.
Оцените себя на этом этапе работы
Из двух пунктов, одновременно навстречу друг другу, вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа. Какое расстояние между городами?
(Скорость и время.)
(Расстояние между пунктами.)
(2 часа.)
(Каждый был в пути 2 часа.)
(Чертёж, таблица.)
Нет. Не знаем расстояния каждого поезда.
(Да, мы знаем скорость и время.)
(Тоже известно время и скорость поезда.)
Да.
Дети записывают решение задачи.
(Думаем, что да.)
Через какое время они встретились?
(Расстояние.)
(Нет, мы не знаем, какое время двигался каждый.)
(Скорость сближения.)
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагают, что нужно для выхода из этой проблемы.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в совместном решении учебной задачи.
Коммуникативные
-умение делать вывод на основе обобщения знаний.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Решите задачу из учебника с.75, № 301.
У доски работает…
Проверяем. Оцените себя. Самостоятельное решение Регулятивные
-Принятие учебной задачи.
-Установка на воспитание волевой саморегуляции (не бояться преодолевать трудности).
-Контроль (проверка выполненной работы по образцу).
-Оценка
7. Включение в систему знаний и повторение Выполните тест. Проверьте и оцените себя.
Резерв: Графический диктант Дети выполняют тест. Регулятивные
-Принятие учебной задачи.
-Установка на воспитание волевой саморегуляции (не бояться преодолевать трудности).
-Контроль (проверка выполненной работы по образцу).
-Оценка
8.
Рефлексия
- Какую цель мы поставили в начале урока?
-Нам удалось достичь результатов?
-Зачем нужно уметь решать задачи на движение? Как вы поработали на уроке?
Слайд14.
- Подумайте, как вы справились с работой.
- Возьмите квадрат нужного цвета:
Зеленый – работал слаженно, помогал другим.
Синий – я старался, но получилось не все.
Красный – работа на уроке не получилась.
Заполните лист самооценки Дети заполняют оценочный лист Регулятивные
-Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.
-Определяют степень успешности выполнения своей работы
-Учатся планировать свою деятельность.
9. Домашняя работа Составить задачу на встречное движение, выполнить схему и решение