Конспект урока математики в 4 классе на тему: Встречное движение. Решение задач
Урок математики в 4 «В» классе. Урок провела учитель начальных классов высшей категории Хвалова Любовь Николаевна.
Тема урока: Движение навстречу друг другу. Решение задач.
Цели урока:
Образовательная: Повторить и закрепить знания учащихся способам решения задач на встречное движение и движение в одну сторону. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления. Определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.
Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать творчество учащихся.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах. На примерах задач учить разрешать жизненные вопросы и проблемы.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа.
Уровневые цели для учащихся:
I уровень (базовый): Понимать формулировку задачи. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.
II уровень (конструктивный): Уметь классифицировать задачи. Решать более сложные задачи на движение.
III уровень (творческий): Уметь решать сложные задачи на движение. Уметь составить задачу по заданной схеме.
Ожидаемый результат:
Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях)
Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.
Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.
Ход урока.
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Мотивация к учебной деятельности
- Народная мудрость гласит: «Учение ключ к уменью», и поэтому я вам желаю на сегодняшнем уроке успехов в учебной деятельности. - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей по алгоритму: Хочу – Надо - Могу)- И начнём урок с повторения.
3 этап. Устный счет. Слайд 1-3
Выполнить действия:а) 2∙234∙5 б) 25∙39∙4
в) 19∙23 +81∙23 г) 232∙19-132∙19д) 42·5 е) 52+62
Длина и ширина прямоугольного участка равны 120 м и 60 м. Вычислите площадь участка и какой длины нужен забор?
Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 6 см, 5 см, 4 см. Вычислите:а) объем прямоугольного параллелепипеда;
От дома до дачи можно доехать на автобусе, на электричке или на маршрутном такси. В таблице показано время, которое нужно затратить на каждый участок пути. Какое наименьшее время потребуется на дорогу? Ответ дайте в часах.
1 2 3
Автобусом От дома до автобусной станции — 20 мин Автобус в пути: 2 ч 10 мин. От остановки автобуса до дачи пешком 5 мин.
Электричкой От дома до станции железной дороги — 15 мин. Электричка в пути: 1 ч 30 мин. От станции до дачи пешком 45 мин.
Маршрутным такси От дома до остановки маршрутного такси — 15 мин. Маршрутное такси в дороге: 1 ч 5 мин. От остановки маршрутного такси до дачи пешком 80 минут
Повторение изученного. (Работа в парах)
В конвертах лежат карточки, где записаны дроби.(Приложение 1.)
1
12 6
12 8
12 5
12 4
12 7
12 10
12 2
12
д е и ж и н е в
- Что вы заметили? (во всех дробях одинаковый знаменатель)
- Расположите дроби в порядке возрастания
- Какое правило помогло вам выполнить задание?
- Какое получилось слово?
-Попробуйте сформулировать тему урока (Решение задач на движение)
Устное решение задач. Слайд4-5
этап. Физминутка 1
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
5 этап. Решение задачи. (Групповая работа. Слайд 6)
Лист самооцениванияФамилия, имя________________________________
3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7
(текст задачи в конверте Приложение 4)
От станции отошел поезд со скоростью 67км/час. Когда он проехал 201км, с той же станции в противоположном направлении вышел второй поезд со скоростью 62км/час. Какое расстояние будет между поездами через 5 часов?
Представители групп выходят к доске с выполненным заданием и защищают работу. (Одноклассники оценивают работу группы)
Работа с учебником Стр. 60 №4(б)
а)- Решить задачу. (Индивидуальная самостоятельная работа. Краткая запись задачи не оформляется)Велосипедист проехал 96 км за 6 часов, а на обратном пути он уменьшил скорость на 4 км/ч. Сколько времени он потратил на обратный путь?
б) устная проверка решения задачи.
6 Этап. Физминутка.
потягивание за мочки сверху вниз;
потягивание ушной раковины вверх;
круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
7 этап. Задачи на движения усложненной формы (Приложение 5). Коллективная работа.
-Прочитать задачу, обдумать решение задачи в группе, рассмотреть предложенный способ решения задачи у доски.
Задача на движение лодки по течению и против течения.
Галя и ее отец плывут на лодке против течения реки. Собственная скорость лодки 90м/мин, а скорость течения реки 30м/ми. Галя уронила куклу в реку. На каком расстоянии от лодки будет находиться кукла через 4 мин?
V-90м/мин
V-30м/мин
t-4минS-?м
8 этап. Тестовые задания. (Пирложение6)
9 этап. Подведение итогов урока.
Ученики оценивают свою работу.
10 этап. Рефлексия учебной деятельности
Ответьте на вопросы:
Какие знания понадобились вам на уроке?
Что понравилось на уроке больше всего?
Какими словами можете выразить своё настроение как результат работы на уроке?
Справились ли вы с трудностями?
Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)
В чем еще надо потренироваться?
11 этап. Заключительное слово учителя:
Подумайте, что во время урока у вас получалось хорошо, а что не очень? Сделайте для себя выводы и для успешного выполнения предстоящей работы.
12 этап. Домашнее задание:1. (Каждый решает задачи своего уровня сложности Приложение 7) разноуровневые задачи по выбору,
2. стр 60 №3
Приложение 1.
1
12 6
12 8
12 5
12 4
12 7
12 10
12 2
12
д е и ж и н е в
Приложение 2.
1 2 3 4 5
Приложение 3.
Лист самооцениванияФамилия, имя________________________________
3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7
Приложение 4.
Построить чертеж к задаче и решить ее.
От станции отошел поезд со скоростью 67км/час. Когда он проехал 201км, с той же станции в противоположном направлении вышел второй поезд со скоростью 62км/час. Какое расстояние будет между поездами через 5 часов?
- Рассмотреть разные способы решения задачи
Приложение 5.
Галя и ее отец плывут на лодке против течения реки. Собственная скорость лодки 90м/мин, а скорость течения реки 30м/ми. Галя уронила куклу в реку. На каком расстоянии от лодки будет находиться кукла через 4 мин?
V-90м/мин
V-30м/мин
t-4минS-?м
Приложение 6
Тест «Решение задач»
1 вариант
Решение задач на движение
№ вопрос Вариант ответа Ответ учащегося
№1 Из двух пунктов одновременно в противоположных направлениях выехали два мотоциклиста. Скорость первого мотоциклиста 56 км/ч, скорость второго 69 км/ч. Найти расстояние между пунктами, если они проехали 4 часа. 1) 500 2) 276 3) 408 №2 Из двух городов, расстояние между которыми 1220 км, вышли одновременно два поезда и встретились через 10 часов. Скорость одного из них 65 км/ч. Найдите скорость другого поезда. 1) 122 2) 57 3) 55 Приложение 7.
Задачи на движение.
Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3ч?
Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Определите скорость удаления машин.
________________________________________________________________
Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 520 км?
Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 112 км?
_____________________________________________________________
Из двух сел, расстояние между которыми 28 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 4км/ч, скорость второго 5км/ч. На сколько километров за час пешеходы сближаются друг с другом? Какое расстояние будет между ними через 3 часа? 2 балла
Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние меду которыми 90 км. Скорость первого 10 км/ч, второго 8 км/ч. Через сколько часов они встретятся? ? 1 балл
Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго 50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого? 2 балла
Из села вышел пешеход со скоростью 6 км/ч. Через 4 часа вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода? 3 балла
Расстояние от города до села 45 км. Из села в город вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Через час навстречу ему из города в село выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Кто из них в момент встречи будет ближе к селу? 3 балла