Методическая разработка Использование активных методов обучения на занятиях спецдисциплин.


Использование активных методов обучения на занятиях спецдисциплин.
Преподаватель спецдисциплин Л.А.Машник В настоящее время все большее внимание в практике работы используются методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения».Из таких методов наиболее распространенный — дидактические игры. Внедрение игр и других «активных» методов обучения обусловлено, прежде всего, коренными преобразованиями социальных отношений. Естественным в этих условиях является осуществляемый в педагогической науке и практике поиск познавательной и педагогической деятельности, обеспечивающих превращение и учащихся, и педагогов в субъекты педагогического процесса, в частности, обращение педагогики к играм — специфическому виду деятельности, свойственному человеку на всех этапах его жизненного пути. Существенное значение имеют большие возможности игры как средства активизации учебного процесса, обладающего сильным мотивирующим воздействием. В педагогической практике используется и другое важное свойство игры — ее способность обеспечивать формирование у учащихся такого целостного опыта, который необходим им в будущей учебной и практической деятельности. Это свойство игры обусловливает ее место в учебном процессе и взаимодействие с неигровыми методами обучения.Типичными видами дидактических игр, характерных для профессионального обучения, являются: технические «диктанты»; мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»; «технические бои»; комментированные взаимоопросы и т.д. В условиях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры их цель — формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. При проведении деловых игр учащиеся обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т.п. Особой разновидностью деловых игр являются ролевые и управленческие игры - когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в практике работы.
К «активным» методам обучения относятся занятия, включающие три этапа проведения: лекцию преподавателя по теме, самостоятельную домашнюю работу учащихся и собственно проведение занятия, где учащиеся выступают с докладом по подготовленным темам, проводятся демонстрации специально подготовленных средств наглядности, приспособлений, специального инструмента, приборов, делаются необходимые выводы.С целью практического изучения устройства и принципа работы, наладки, настройки, регулировки оборудования проводятся практические работы, являющиеся прикладной разновидностью лабораторно-практических работ. По итогам таких занятий обычно проводится эвристическая итоговая беседа.К «активным» методам обучения с полным основанием следует отнести проблемное обучение, сущность которого заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».
В практике работы также используются интегрированные или бинарные занятия, на которых изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов, например, математики и технологии отделочных работ, химии и материаловедения, спецтехнологии и производственного обучения и др.
Такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда необходимо осуществить глубокие межпредметные связи, когда знания материала одних предметов необходимы для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала, у учащихся появляется заинтересованность и желание изучить данную тему, так как она связана с их профессией.
Интегрированный урок проводят обычно двое: мастер производственного обучения и преподаватель, либо два преподавателя, и сообща решают одну общую задачу. Результативность таких уроков может быть высокой в том случае, когда между ними будет четкая согласованность, когда каждый из ведущих урок действовал бы не изолированно, а органически дополнял друг друга.Огромный вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся вносит рационально организованная внеклассная работа по развитию технического творчества. Это — конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, встречи с новаторами, представителями науки и производства, выставки лучших работ, работа предметных и технических кружков и другие формы внеклассной работы.