Библиотечный урок Возникновение письменности. Как рождается книга.
Тема урока: Как рождается книга. Возникновение письменности.
Тип урока: интегрированный (библиотечный + русский язык)
Цели и задачи урока: привить любовь к книге, к культурному чтению, познакомить с историческими фактами возникновения письменности,
Читательское назначение: обучающиеся 2 класса.
Оснащение: книжная выставка, электронная презентация, выставка изделий из бересты.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Содержание материала урока.
-Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с загадки:
Склеена, сшита, без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает, тот много знает. Что это? (книга)
Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листочки бумаги, на них какие – то значки поместили – точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.
Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах, о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете.
О мудрости древней,
Про лето в деревне.
Веселые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?
-Кто же придумал книгу? (ответы детей)
-А хотели бы вы узнать, кто изобрел книгу?
На самом деле нет такого человека, про которого можно сказать, что он является изобретателем книги. Люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать научились не сразу.
Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки.
Самая древняя из известных нам цивилизаций – это древние шумеры. Вместо слов и букв они использовали рисунки. Шумерское письмо называется «клинопись», от слова «клиновидный», потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заостренной на конце.
Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.
Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникло из древнего рисуночного письма.
Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги.
Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки, писали на нем чернилами, сделанными из древесного угля.
Позже люди изобрели другой материал для письма. Они стали делать из шкур животных пергамент. Он был лучше папируса, так как на нем можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать, резать. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книги. Правда, была такая книга тяжеловесной, огромной. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляшками, драгоценными камнями. Книги закрывались на застёжки или замки, которые запирались.
В России писали на берёсте. По свидетельству ученых, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на берёсте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг берёсту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, берёста становилась мягкой и эластичной.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Работа с текстом упражнения № 117. (Канакина В.П. Русский язык 2 класс. «Школа России»)
Замечательный материал - берёста. Сейчас его тоже не забыли, с ним работают, но книг на ней уже конечно не пишут. Теперь берёсту используют в качестве материала для декоративно - прикладного творчества. (просмотр видеофрагмента с сайта первого канала о мастерах, работающих с берестой)
Книг на берёсте теперь не пишут, но зато написаны книги о ней. Это рассказ Юрия Когинова "Берестяная грамота" и сказка Михаила Пришвина "Берестяная трубочка". (прослушивание сказки)
Бумага же была изобретена в Китае. Ученого, который сделал её, звали Цай Лунь. Это было в 105 г. НЭ. Вскоре стали появляться печатные станки, но об этом будет наш следующий урок.
Итог урока. Рефлексия (берёзка: дети в начале урока получили зеленые, желтые и белые листочки. Зеленые крепят, если получили все ответы на свои вопросы, желтые – если вопросы остались, но они знают, где найти на них ответы, белые-если очень много непонятно).
-Получили ли вы ответ на вопрос о том, как появились книги?
-О чем еще хотите узнать?
Мне искренне хочется верить, что каждый из вас будет бережнее относиться к книгам, а я буду рада видеть вас в нашей школьной библиотеке.