Разработка внеклассного мероприятия по экологии, посвященного 100-летию заповедного дела в России.

Заповедный урок.
Форма проведения: Игра Брейн-ринг
Целевая аудитория: 8-11 классы
Цель: способствовать углублению эколого-биологических знаний учащихся, расширению кругозора учащихся о природе родного края.
Задачи:
- формирование интереса к решению экологических и биологических задач и ситуаций;
- развитие системного мышления, умения находить правильные решения;
- привитие любви к природе, чувства бережного отношения к ней.
Оборудование и вспомогательные материалы:
Три стола для команд
Компьютер
презентация
флажки или карточки цветные (3штуки)
Музыкальное оформление – Антонио Вивальди «Времена года», звуки природы
Видеофильм «Заповедное ожерелье Амура»


Ход игры.
1. Приветствие
Здравствуйте, уважаемые участники! Знатоки заповедной природы! Мы рады приветствовать вас в этом зале!
Сегодня состоится турнир интеллектуалов, экологический Брейн-ринг. Наш брейн-ринг посвящен 100-летию заповедного дела в России.         
       
Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Всё внимание на экран. Послушайте правила игры.

Правила игры:
В игре принимают участие 3 команды по 5  человек.
Игра состоит из 3 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии, материалы из Красной Книги Хабаровского края, заповедниках, заказниках и памятниках природы  Приамурья, о мире живой природы глазами коренных народов Приамурья.
Каждый раунд состоит не менее чем из 6 вопросов.
На обдумывание ответа  предоставляется 1 минута.
Первой отвечает команда, которая раньше других подняла свою табличку.
Правильность ответов оценивает жюри. Представление жюри: (Муковоз И.Н., Моляренко В.П., Зюзина Л.А.)
В случае правильного ответа команда получает 3 очка.
При неправильном ответе оставшиеся 2 команды имеют 5 секунд для ответа.
Команда, которая первой изъявит желание отвечать*, за правильный ответ получает 2 очка.
В случае если и её ответ будет неправильным, третья команда имеет возможность немедленного ответа, оцениваемого в 1 очко.
Если в течение отведённого времени ни одна из команд не изъявила желание отвечать*, они не получают очков и игра переходит к следующему вопросу.
Для выявления победителя проводится финальная игра по дополнительным вопросам.
Внимание! Открывается первая страница брейн–ринга.
1 раунд
Итак, первый вопрос,  внимание на экран!
1. Что вам известно о значении и истории происхождения слова «экология»?  Время пошло!!!!!
Внимание, правильный ответ!
Термин «экология» образован от двух греческих слов (от греческого oikos-"дом", "жилище", и "logos" - "слово", "учение") и дословно переводится как "учение о доме", то есть экология – это наука о взаимодействии человека и окружающей среды. Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году.
Внимание на экран! Следующий вопрос!
2. В чём отличие заказника от заповедника?

Ответ:
Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, уникальные участки природы, культурные ценности.
Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений.

3. На территории Хабаровского края есть в нижнем течении реки Амур, в 400 км от Хабаровска и в 15 км от с. Нижнетамбовское, есть гранитные изваяния различной формы и высоты (от 12 до 70 метров), которые  были  объявлены памятником природы местного значения, назовите его.

Ответ:
Амурские столбы– памятник природы местного значения. До сих пор краеведы не имеют единого мнения об их происхождении – то ли столбы являются результатом многовекового действия сил природы, то ли их установили древние амурцы, подобно древним египтянам.
 4. Назовите одно из «Лотосовых озер» Хабаровского края. Озеро, расположено на левом берегу Амура в районе имени Лазо. Это Озеро является местом самого северного обитания лотоса.
Ответ: Озеро цветочное - памятник природы местного значения. Цветение лотоса, которое происходит всего в течение нескольких дней в году, является незабываемым зрелищем. Увидеть его мечтают многие туристы. По этой причине через озеро Цветочное в период цветения лотоса проложен популярнейший маршрут экологического туризма в Хабаровском крае.

5. Первостроители специально оставили 50 га нетронутой уссурийской тайги, чтобы каждый горожанин мог по-настоящему окунуться в ее чарующую атмосферу, не покидая пределов города. Назовите памятник природы Краевого значения и город Хабаровского края, в котором он расположен.

Ответ: г. Комсомольск-на Амуре, заповедник «Комсомольский»

6. Самый молодой заповедник Дальневосточного региона. Он имеет особое биологическое значение как место сосредоточения водно-болотных местообитаний птиц. Заповедник расположен на территории междуречья рек Симми, Харпи и их притоков, и непосредственно граничит с оз. Болонь.

Ответ: Болоньский заповедник, создан в 1997 году.

2 раунд «По страницам красной книги»

В первом раунде, вы показали неплохие результаты! Второй раунд!
Итак,  первый вопрос,  внимание на экран!
1. Что представляет собой Красная Книга?
Ответ: Красная книга   список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
2.Какого уровня бывают красные книги?

Ответ:Красные книги бывают различного уровня международные, национальные и региональные.
3. Кроме красной книги, существует еще и черная.  Чем она отличается от красной книги?

Ответ: В Черную книгу включены сведения о животных, вымерших после 1500 года, есть сведения о наблюдении этих животных путешественниками, но на сегодняшний день эти виды не существуют. А в красной  книге список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, птиц, растений, животных. 
4. В заповедных местах Хабаровского края живут птицы в названии которых присутствует цвет? Назовите не менее 5.

Ответ: Орлан-белохвост, Орлан белоплечий, Черный журавль, Серый журавль, рыжий журавль, Гагара краснозобая, , Кряква черная, утка серая, цапля большая белая, ибис красноногий, гусь белолобый, гусь белый, нырок красноголовый, коршун черный, куропатка белая, поганыш красноногий.
5.  В красной книге Хабаровского края, занесено насекомое из отряда чешуекрылых, в название которого входит мужское имя, имя древнегреческого бога солнца?   Назовите его.

Ответ: Аполлон Фельдера.

6. Птица из семейства совиных. Самая большая и одна из самых редких сов в мире. Предпочитает питаться рыбой. Узкоареальный вид, находящийся на грани исчезновения. Внесён в Красные книги России и Японии. Назовите эту птицу.

Ответ: Рыбный филин.
3 раунд «Символы»

Внимание на экран!!! Первый вопрос!!!
1. В старину жители Сибири и Дальнего востока называли его «хлебным деревом». А десятину этого леса приравнивали с коровой. Что это за дерево (лес)?

Ответ: Это кедр.

2 . Нанайцы и Ульчи почитают это дерево, как священное. Эти народы считают его «Шаманским деревом». А ульчи, вообще считают, что в стволе этого дерева жила девушка, от нее и произошли все Ульчи.Что это за дерево?

Ответ: Пихта

3. Это дерево символ России. Народы, населяющие Россию, освещали дома лучинками из этого дерева; дегтем из коры этого дерева смазывали оси колес, чтобы не скрипели,  от болезней почек, печени, легких им помогал отвар из почек этого дерева.  Назовите название этого дерева- символа России.

Ответ: береза

4. С незапамятных времен это животное считали животным сверхъестественным и мудрым, его обожествляли, ему поклонялись. Для народов Приамурья с давних времен существовал особый культ этого полосатого божества.

Ответ: Тигр

5. Дух этого животного считается у нанайцев и эвенков хозяином тайги. Это животное и сейчас почитается жителями Дальнего Востока, он запечатлен на гербе Хабаровского края

Ответ: Медведь

6. Это животное почиталось у народов Севера и Дальнего Востока. Символ мощи, выносливости и достоинства. Это животное олицетворение способности сметать преграды на своем пути. Именем этого животного называли большого, сильного, уверенного в себе, невозмутимого, хотя и не блещущего умом человека. Назовите, что это за животное?

Ответ: Лось

4 раунд «Экологические задачи- ситуации»

В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.
Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить?
Ответ: В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность.
После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?
Ответ: Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется.
Зимой на реках и озерах экологи во льду делают проруби. Иногда вставляют в них стебли тростника. С какой целью это делается?
Ответ: Вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты и печенье, упакованное в бумажные пакеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Прежде чем уехать домой, вы: бумагу сожгли, а железные банки закопали, а пластиковые бутылки взяли домой. Чем можно объяснить, ваши действия?
Ответ: бумага сгорела, образовалась зола-это минеральное удобрение. Железные банки закопали, так как в земле под действием влаги железо подвергается ржавлению и в конечном итоге, оно разложится. А пластик забрали домой, так как период его разложения до 100 лет. Пластик можно использовать во вторичной переработке.
Вы всем классом выехали в лес , для встречи русского праздника «Масленица». Было очень весело. Вы ели блины, пили горячий чай, жгли костер, поджигали чучело. Прежде чем уехать домой, вы сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, а недогоревшие головешки разбросали по поляне. Что вы сделали не правильно, объясните? Предложите верное решение.
Ответ: Нельзя разбрасывать головешки по поляне. Нужно было залить костер водой или хорошенько забросать снегом.
5 раунд «Экологический калейдоскоп»
№ п/п
Вопрос
Ответ

1.
Какое растение Дальнего Востока называют “изюмом”, “таёжным ананасом”
Кишмиш или Актинидия

2.
Назовите “Царицу” – рыбу?
Калуга

3.
Назовите самую красивую змею Дальнего Востока?
Амурский полоз

4.
Яркая уточка, очень похожа на фрукт из семейства цитрусовых. Она так и называется
Утка-мандаринка

5.
Сколько видов берез на Дальнем Востоке?
Одиннадцать

6.
Какое растение называют “даром бессмертия” и “корнем жизни”?
Женьшень

6 раунд
«Узнай зверя по описанию»
1. Короткий хвост, кисточки на кончиках ушей, широкие бакенбарды по краям головы, шерсть рыжевато-серая с бурыми пятнами, опасная хищница.
Ответ: Рысь
2. Большой пушистый хвост, почти всегда опущенный; жесткая, густая шерсть серого цвета; мощные, сильные, длинные ноги; острые, мощные клыки. Ответ: волк
3. Крупное тело, густая жесткая тёмно-бурая шерсть, заострённые торчащие уши, острые клыки, маленькие глаза, любит рыть, повреждая корни деревьев и принимать грязевые ванны.
Ответ: Дикий кабан
4. Зверек небольшого размера, серо- пепельного цвета, короткие уши без кисточек, лапы цепкие. Встречается в наших широколиственных лесах, кустарниковых зарослях, перелесках, на вырубках и гарях; Питается птицами и мышевидными грызунами, ловит рыб и лягушек; Ведёт сумеречно-ночной образ жизни, как и все семейства кошачьих; В крае редок, ареал продолжает сокращаться.
Ответ: Амурский лесной кот
5. Крупный грызун, хвост без шерсти и похож на лопату; мех густой и красивый; трудолюбивый, прекрасно ныряет и плавает.
Ответ: Бобр
Тёмно-бурая шерсть с отличительным признаком – жёлтой окраской горлышка; большой и пушистый хвост, хорошая охотница, похожа на соболя/

Ответ: Куница



Дополнительные вопросы (если нет победителя)
№ п/п
Вопросы
Ответы


Кисленькие конфетки и плоды растения Дальневосточных лесов. Что общего между ними?
Барбарис


Какую амурскую рыбу называют рыбой – разбойницей?
Касатка


Водоплавающая Дальневосточная черепаха?
Трионикс


Какую Дальневосточную птицу называют жар – птицей?
Фазан


Какой гриб называют плакун или бычок?
Валуй


Семя какого растения называют “Семенем пяти вкусов”?
Лимонник


Таежные овощи, которые собирают весной?
Черемша, папоротник-орляк


Какие книги написал С.Кучеренко?
“Звери у себя дома” “Рыбы у себя дома”


Назовите заповедник в Комсомольском районе Хабаровского края.
Комсомольский


Какой медведь, кроме бурого, обитает в дальневосточных лесах?
Гималайский


Какой гриб считается самым ценным?
Белый гриб


Живет ли в Амуре налим?
Да


Птица - карлик Дальнего Востока?
Королёк


Назовите заповедник вблизи г. Хабаровска?
Б - Хехцирский


Самый крупный представитель многовидового семейства Оленей Дальнего Востока?
Лось


Самый ядовитый гриб?
Бледная поганка


Какого зверя называют “хозяин уссурийской тайги”?
Тигр


Живет ли в Амуре минога?
Да


Бурая птичка, умеющая бегать по дну горных ручьёв в поисках рачков и насекомых?
Оляпка

Подведение итогов. Вручение грамот победителям.
Заголовок 115