Авторская разработка урока внеурочной деятельности Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия
Тема: «Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия».
Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 22
Тема занятия: Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.
Ход урока.
Цель для обучающегося: рассмотреть понятия «угол», «развернутый угол», «вершины и стороны угла», как обозначают углы.
Цель для учителя:
в ходе выполнения практических заданий и наблюдений сформировать представление о развернутом угле и его элементах, сравнив его с прямой линией, способность к распознаванию, изображению и обозначению развернутого угла; формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- дать определение угла, как геометрической фигуры;
- распознать развернутые углы в окружающей обстановке;
-расширить геометрические представления и знания обучающихся об углах.
Воспитательные:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать умение работать в паре (группе), навык общения со сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД).
Развивающие (формирование регулятивных УУД )
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу.
Тип занятия: первичное предъявление новых знаний. Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; угол; развернутый угол; обозначение угла, виды углов. Новые понятия:
Угол, виды углов, развернутый угол, стороны и вершины углов, построение углов, обозначение углов
Материалы и оборудование.
Ведущий вид деятельности.
Методы работы.
Педагогические технологии.
интерактивный кабинет, цветные карандаши, листы бумаги для рисования, карточки с заданиями, линейка, математический планшет.
продуктивный, творческий, проблемный
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат. обучающиеся научатся:
Обозначать и находить развернутые углы;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Этап урока и его цели Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия.
Повторение изученного материала
Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания, организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Изготовление угла без инструментов
– Изготовление острого угла. Дома вам надо было изготовить из бумаги модель круга или овала. Возьмите эти модели и перегните их пополам и расправьте лист. Положите линию сгиба горизонтально (2 вар. вертикально). А теперь сгибайте так, чтоб линия сгиба была наклонной. Расправьте листы. Отмечайте острые углы. Сколько их. Как они лежат?
Разрежьте лист по линиям сгиба. Проверьте 2 острых угла. Что можете о них сказать? (одинаковые)
Теперь я собираю ваши углы. Все ли острые углы равны? (нет, они разной величины, но все меньше прямого угла)
Вывод: Острые углы состоят из вершины и двух сторон, и они меньше прямого угла.
– Изготовление тупого угла. Дома вам надо было изготовить из бумаги модель круга или овала. Возьмите эти модели и перегните их пополам и расправьте лист. Положите линию сгиба горизонтально (2 вар. вертикально). А теперь сгибайте так, чтоб линия сгиба была наклонной. Расправьте листы. Отмечайте тупые углы. Сколько их. Как они лежат?
Разрежьте лист по линиям сгиба. Проверьте 2 тупых угла. Что можете о них сказать? (одинаковые)
Теперь я собираю ваши углы. Все ли тупые углы равны? (нет, они разной величины, но все больше прямого угла)
Вывод: Тупые углы состоят из вершины и двух сторон, и они больше прямого угла.
Первичная мотивация обучающихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока, через выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Объявление темы урока словами Гео.
-Учитель рассказывает сказку: (Слайд 5)
Паук Юк пообещал рассказать малышу Гео, какой ещё есть угол. И так захотелось малышу узнать, какой же это новый угол, что он едва дождался утра. А рано утром паук сам подошёл к малышу и сказал:
- Пойдём на Волшебную поляну, я хочу познакомить тебя с самым последним углом. Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом:
Когда малыш и паук пришли на поляну, Юк вновь предложил Гео встать в центр поляны и направить первый лучик своего Нового Геоконта на дом, а второй - на него, паука. Сам Юк при этом встал на то место, где показывал тупой угол.
- Вспомни, как называется этот угол?
-Это тупой угол, -сказал малыш.
-Верно, а теперь я буду перебегать по краю поляны от дерева к дереву, а ты будешь направлять на меня свой лучик.
Наконец паук перебежал на новое место и остановился в точке С4.
-Смотри внимательнее на свой угол, - сказал паук.
- Это же не угол, а прямая линия.
-Ребята, докажите, что это угол. Из чего состоит угол? (Вершина, 2 стороны)
- Как мы получили этот угол? (развернули тупой угол)
- Угадайте, как в геометрии называют такой угол?
- Назовите буквами новый угол. (С4-Ц-О4).
- Как вы думаете нравится ли развёрнутый угол пауку?
Сравниваем новый угол с главным углом: какой из них больше? Что интересного заметили? (2 прямых угла входят в развёрнутый угол)
Работа в тетради.(Слайд 6)
- Из каких линий мы можем построить развёрнутый угол?
Изготовление угла без инструментов
- Как можно на бумаге построить наш угол без инструментов? (Сгибаем и ставим точку.)
Поиск острых углов в окружающей обстановке. ? - Найти на циферблате часов положение стрелок, при котором они образуют между собой развёрнутый угол. ( 6 часов)
Вывод. Как часто люди применяют развёрнутый угол? Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой. (Слайд 7) Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
а) - Построить на Геоконте острый угол с вершиной на точке О3.
- Построить на Геоконте тупой угол с вершиной на точке К1.
- Построить на Геоконте прямой угол с любой вершины.
- Построить на Геоконте развёрнутый угол с любой вершины.
Доказать, правильность определения каждого угла.(Слайд 8)
б) Новое сообщение от транспортира. Углы измеряются транспортиром. (Слайд 9)
в) Классификация углов.(Приложение)
Задача. Начертили 3 прямые линии, и на каждой отметили по 3 точки. А всего было отмечено 6 точек. Покажи, как это сделали. (Слайд 11) Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям
Повторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыков
самооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
Рисунок из углов (острого, прямого, тупого и развернутого). Формируют и высказывают свои предположения.
Оценивают себя Личностные УУД (формирование навыков
самооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся.
-Чему учились? Что нового узнали? Кому понравилась своя работа? Кто не доволен собой?
Приложение