Календарный план Русский язык
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж имени И.Е.Винокурова»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
_____________________________
«______»_______________20__г.
календарно-тематический план
учебной дисциплины
ОДБ.01.08. Русский язык
на 1,2 семестры 2015 -2016 учебного года
количество аудиторных часов на семестр(ы) – 32/31
Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (базовой подготовки)
Очная форма обучения. Курс ____________ Группа ____________
Преподаватель Эверстова Н.Ю.
Максимальное количество учебных часов на учебную дисциплину/междисциплинарному курсу по учебному плану 95
Аудиторных занятий 63
Практических занятий / Лабораторных занятий 50
Самостоятельная работа 32
Составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной в 2015 г. на основе федерального государственного образовательного стандарта 2014 г.
Рассмотрен на заседании отделения Дошкольное образование
«2» сентября 2015 года
Протокол № 1
Заведующий отделением _______________/Эверстова Н.ЮНаименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Язык и речь. Стилистика Тема 1.1.
Язык и речь Содержание учебного материала 1 1 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. 2
2 Язык как система. Основные уровни языка. 2
3 Понятие о русском литературном языке и языковой норме. 2
4 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 2
Практические занятия
Проведение беседы о современном состоянии русского языка.
Изучение понятий «язык» и «речь», уровней и функций языка.
Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка».
Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи.
3 Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта по теме «Культура речи. Нормы русского языка».
Выполнение упражнений.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Русский язык в современном мире», «Язык и культура».
1 Тема 1.2. Функциональные стили речи Содержание учебного материала 1 1 Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. 2
2 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. 2
3 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. 2
4 Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. 2
5 Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка. 2
Практические занятия
Изучение особенностей функциональных стилей речи.
Составление таблиц «Функциональные стили речи».
Составление текстов различных стилей.
Составление монологов и диалогов.
Проведение беседы.
Стилистический анализ текста.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяСтилистический анализ текста.
Составление конспекта по теме «Подготовка публичной речи».
Подготовка реферативных сообщений по теме «Стилистика и синонимические средства языка».
Выполнение упражнений.
1 Тема 1.3.
Текст Содержание учебного материала 0 1 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. 2
2 Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация. 2
Практические занятия
Изучение признаков и структуры текста, типов речи.
Составление таблицы «Функционально-смысловые типы речи».
Составление плана, конспекта, аннотации.
Лингвостилистический анализ текста.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицей по определению типа речи текстов.
Составление тезисов.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Текст и его назначение».
1 Раздел 2.
Лексика и фразеология Тема 2.1.
Лексическая система языка Содержание учебного материала 1 1 Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. 2
2 Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари. 2
Практические занятия
Изучение лексических групп слов.
Составление таблиц «Лексика современного русского языка».
Выполнение упражнений.
Анализ фрагментов текстов.
Работа с лексическими словарями.
Защита реферативных сообщений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение упражнений.
Составление конспекта по теме «Особенности русского речевого этикета».
Анализ текста.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».
Работа с лексическими словарями.
1 Тема 2.2.
Фразеологические единицы Содержание учебного материала 1 1 Фразеология. Типы фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. 2
2 Афоризмы. Фразеологические словари. 2
Практические занятия
Изучение фразеологических единиц.
Составление таблицы «Типы фразеологических единиц».
Составление алгоритма «Отличие фразеологизма от слова».
Анализ фрагментов текста.
Работа с фразеологическими словарями.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта по теме «Использование афоризмов в речи».
Выполнение упражнений.
Работа с фразеологическими словарями.
2 Раздел 3.
Фонетика и орфоэпия Тема 3.1.
Фонетические единицы Содержание учебного материала 1 1 Фонетика. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. 2
2 Ударение словесное и логическое. 2
Практические занятия
Изучение фонетических единиц.
Работа с таблицами «Звуки речи», «Соотношение букв и звуков».
Фонетический разбор слова.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяФонетический разбор слов.
Выполнение упражнений.
2 Тема 3.2.
Основные правила произношения Содержание учебного материала 1 1 Орфоэпия. Правила произношения и ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. 2
2 Использование орфоэпического словаря. 2
Практические занятия
Изучение правил произношения и ударения.
Составление таблиц «Правила произношения».
Работа с орфоэпическими словарями.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицей «Правила произношения».
Выполнение упражнений.
Работа с орфоэпическим словарем.
2 Раздел 4.
Графика и орфография Тема 4.1.
Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм. Содержание учебного материала 1 1 Графика и русский алфавит. 2
2 Орфография. Основные типы орфограмм. 2
Практические занятия
Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм.
Составление таблицы «Основные типы орфограмм».
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихся
Работа с таблицей «Основные типы орфограмм».
Выполнение упражнений.
2 Тема 4.2.
Правописание
Содержание учебного материала 1 1 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. 2
2 Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок. Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь. 2
Практические занятия
Изучение правил написания слов.
Составление алгоритмов и таблиц по орфографии.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицами и алгоритмами по орфографии.
Выполнение упражнений.
4 Раздел 5.
Морфемика и словообразование Тема 5.1
Морфемный состав слова Содержание учебного материала 1 1 Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. 2
2 Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. 2
Практические занятия
Изучение морфемного состава слов.
Морфемный разбор слова.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяМорфемный разбор слова.
Выполнение упражнений.
2 Тема 5.2
Способы словообразования Содержание учебного материала 1 Словообразование. Способы словообразования. 2
2 Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. 2
Практические занятия
Изучение способов словообразования.
Составление таблицы «Способы словообразования».
Словообразовательный разбор слов.
Выполнение упражнений. 4 Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицей «Способы словообразования».
Словообразовательный разбор слов.
Выполнение упражнений.
2 Раздел 6.
Морфология и орфография Тема 6.1.
Самостоятельные части речи, их правописание Содержание учебного материала 2 1 Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи. 2
2 Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. 2
3 Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. 2
4 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. 2
5 Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. 2
6 Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. 2
7 Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 2
8 Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями. 2
9 Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 2
Практические занятия
Изучение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи.
Составление таблиц «Классификация частей речи», «Самостоятельные части речи».
Составление алгоритмов правописания самостоятельных частей речи.
Склонение и спряжение слов.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи.
Работа со словарями.
Анализ фрагментов текста.
Выполнение упражнений. 5 Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта «Употребление самостоятельных частей речи».
Морфологический разбор самостоятельных частей речи.
Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию самостоятельных частей речи.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи».
Анализ текстов.
Выполнение упражнений.
4 Тема 6.2
Служебные части речи, их правописание Содержание учебного материала 1 1 Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. 2
2 Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 2
3 Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. 2
4 Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. 2
Практические занятия
Изучение служебных частей речи и их правописания.
Составление таблицы «Служебные части речи».
Составление алгоритмов и таблиц правописания служебных частей речи.
Анализ фрагментов текста.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений. 2 Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта «Употребление служебных частей речи».
Анализ текстов.
Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию служебных частей речи.
Выполнение упражнений 2 Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация Тема 7.1.
Основные единицы синтаксиса Содержание учебного материала 1 Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. 2
2 Предложение. Прямой и обратный порядок слов. 2
Практические занятия
Изучение синтаксических единиц.
Составление таблицы «Виды связи слов в словосочетании».
Синтаксический разбор словосочетаний.
Синтаксический разбор простого предложения.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта по теме «Интонационное богатство русской речи».
Выполнение упражнений.
Анализ текстов. 2 Тема 7.2.
Простое предложение
Содержание учебного материала 1 Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 2
2 Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения. 2
3 Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них. 2
4
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге. 2
Практические занятия
Изучение видов простых предложений.
Составление таблицы «Виды предложений».
Составление схем по теме «Знаки препинания в простом предложении».
Синтаксический разбор простых предложений.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяРабота со схемами и таблицами по теме «Простое предложение».
Синтаксический разбор простых предложений.
Составление простых предложений.
Выполнение упражнений
2 Тема 7.3.
Сложное предложение Содержание учебного материала 1 1 Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 2
2 Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 2
3 Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 2
4 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. 2
Практические занятия
Изучение видов сложных предложений.
Составление таблицы «Виды сложных предложений».
Составление схем по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»
Синтаксический разбор сложных предложений.
Выполнение упражнений. 3 Самостоятельная работа обучающихсяРабота со схемами и таблицами по теме «Сложное предложение».
Составление сложных предложений с разными видами связи.
Выполнение упражнений. 2 Всего: 95