Проект по окружающему миру Школа кулинаров в форме устного журнала. 3 класс.
ПРОЕКТ «ШКОЛА КУЛИНАРОВ»
в форме УСТНОГО ЖУРНАЛА «Здоровое питание».
Цели:
Образовательные:
- побуждать интерес школьников оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц;
- обучать составлению кратких выводов через описание результатов наблюдений, - обучать обсуждению полученных фактов в групповой форме
Развивающие:
- развивать познавательную активность интеллектуальных и творческих способностей
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к труду
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: практический, наглядный, словесный, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: технология, русский язык
ХОД УРОКА
Учитель: - Здравствуйте, дети, гости! Какое важное слово сказала я вам? А что оно означает?
Здравствуй – это, значит, желать здоровья. Ребята, вы хотите узнать, как вырасти сильным, красивым, здоровым? Как правильно для этого питаться?
Ребята! Посмотрите к нам пришла необычная гостья. Давайте с ней познакомимся.
Это - Нехочуха.
«Час обеда подошел,
Нехочуха сел за стол».
Нехочуха: «Не хочу я есть салат
Дайте лучше мармелад!
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет!
Учитель: Привередница вскочила,
На весь зал заголосила.
Нехочуха: Принесите-ка мне в сад
Фанту, пепси, колу, спрайт.
А то из фруктов разных соки,
Доведут ведь до мороки!
Учитель: Ай-Ай-Ай! Посмотрите-ка на неё!
Что за внешний вид! Что же здесь не так!
Если у тебя что-то болит,
Тебе поможет Айболит!
Из-за ширмы Айболит.
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить,
Все без исключения - в этом нет сомнения.
(здоровается со всеми)
Учитель: - А какова тема нашего урока вы догадаетесь, послушав стихи нашего Доктора Айболита.
Ученик:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно.Только надо знать,Как здоровым стать.Сегодня мы идем в здоровую страну.Болезням там объявим мы войну.О живительной силе поговорим,Гостей в столовую здоровой пищи пригласим.
Учитель: Так о чём пойдёт речь? На какой главный вопрос мы будем отвечать? Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим? Защитим проекты по этой теме.
ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОЕКТ». Игра «Раскроем незабудку».
Давайте вначале проверим вашу память. Повторим правила построения проекта. Что бы вы изменили глядя на цветочек у девочки? (Он не распустился). Раскроем цветок – НЕЗАБУДКУ.
Подберём мы рифму за минутку,
Соберём все вместе… (НЕЗАБУДКУ)
Хочу я о здоровой пище снять сюжет
И интересный защитить … (ПРОЕКТ).
Здоровьесберегающую я возьму проблему,
И о здоровой пище выберу я …(ТЕМУ),
Полезен очень говорят кисель,
Узнать про это точно – моя …(ЦЕЛЬ).
Достигну цели, не иначе!
Я ставлю пред собой … (ЗАДАЧИ),
Допустим йогурт, чипсы, лимонад
Содержат витамины, все подряд,
Но я увидел мамины глаза,
Понятно: это лишь … (ГИПОТЕЗА).
Искал, читал и наблюдал у станции.
Чтобы собрать побольше… (ИНФОРМАЦИИ).
Я сочинял стихи, сготовил суп. И тут
Я понял: это же и есть …(ПРОДУКТ).
Способ представления этой информации –
Моя красивая и полезная … (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). – Подумайте, а всё ли знаем о правильном питании? А поможет нам в путешествии снежинка ЗДОРОВЬЯ.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а важнее всего - здоровье.. А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, и вспоминаем о нём только тогда, когда его у нас уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
2) РАБОТА В ГРУППАХ. Игра «Составь пословицу».
- А сейчас, ребята, составьте пословицу по данным словам (Слайд № 9) : «Здоровый нищий счастливее больного короля», «Кто не умерен в еде, тот враг себе») , «Человек есть то, что он ест».
- Как вы понимаете эти пословицы? Важное место в жизни человека занимает еда. Как правильно нужно кушать? Как работает наша пищеварительная система? Какой путь проходит еда?
1-я страница. ЭКСКУРСИЯ ПО ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ – проведет Моисеев Максим из группы БИОЛОГОВ.
Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.
2-я страница. «Здоровое питание – отличное настроение»
Учитель: Организм человека для поддержания здоровья требует разнообразные питательные вещества. Существует 5 основных групп питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Различные виды пищи богаты разными питательными веществами. О некоторых из них я спрошу у группы БИОЛОГОВ.
ПРОЕКТ «БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ»
и микроэлементы (появляется 1-й и 2-й лучики снежинки).
3-я страница. ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ.
Доктор Айболит. Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить на следующей странице? Правильно, мы будем говорить о пользе различных продуктов и правильном питании.
– Сколько раз в день человек должен питаться?
– Какими должны быть завтрак, обед, ужин?
– Какую пищу надо есть, чтобы быть здоровым?
Пища должна быть разнообразной, меньше мучного и сладкого, Отдавать предпочтение овощам, фруктам, кашам, молочным продуктам.
Доктор Айболит. Очень полезно по утрам есть кашу. Каша – исконно русское блюдо. Самые древние каши – пшенная, манная, овсяная. Недаром про хилых людей говорят: «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай – в знак примирения с противниками варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
Г) ПРОЕКТ О ПОЛЬЗЕ КАШИ (ЗАЩИТА), О ПОЛЬЗЕ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ.
Почему лучше есть в одно и то же время?
Вот посмотрите сценку, которую приготовили ребята.
Дети.
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка!
– Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
– Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица.
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
Бурый мишка лижет мед.
В норке завтракает крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет желуди кабан.
Ловит мошку ловкий стриж.
Сыр и сало любит мышь.
Попрощался с Юлей врач
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
Накорми меня, мамуля!
Так почему нужно есть в одно и тоже время? (Появляется аппетит).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4- я страничка «Витамины»
Учитель: Сейчас ЗИМА. В чем особенно нуждается наш организм?
Дети: Нашему организму необходимы витамины.
Учитель: Вита – это жизнь. А жизнь и здоровье всегда рядом. Одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание, а важнейшим, жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины. Особенно человек нуждается в них весной, когда на смену мясу приходят овощи и фрукты, в которых содержится много витаминов.
Учитель рассказывает о значении витаминов в жизни человека с использованием наглядности (слайды с соответствующими рисунками продуктов питания).
Презентация ВИТАМИНОВ
Витамин А (ретинол): нужен для укрепления зрения. Его можно найти в молочных и кисломолочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре.
Ученик:
Помни истину простую – Лучше видит только тот,Кто жует морковь сыруюИли сок морковный пьет.
Учитель: Витамин В1(тиамин) и В2(рибофлавин): при их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи… Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.
Учитель: Витамин С (аскорбиновая кислота) – самый популярный витамин. В каких продуктах он содержится
Если не хватает этого витамина, организм перестает сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, появляются воспаление десен и их кровоточивость – цинга, снижается иммунитет. Этого витамина очень много в черной смородине. Эта ягода спасает нас не только от простуды, но и от малокровия.
Учитель: Витамин Д (кальциферон) – редкий, но один из самых важных витаминов. Дефицит этого витамина в организме человека вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. А содержится этот витамин в продуктах животного происхождения: в жирном сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, сельди.
Учитель: Вот какое огромное значение имеют витамины для нашего организма. Они должны круглый год быть в рационе нашего питания.
Пейте соки, ешьте фрукты!Это вкусные продукты.Витамины принимайтеИ здоровье укрепляйте.
5-я страница. «О вредных продуктах»
А) Письмо от Вани
Учитель: Ребята, сегодня в школу не пришел Ваня. Он заболел. Его брат принес от него письмо. Давайте прочтем его вместе: (Слайд №___)
Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу лежа на кровати. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое, живот болит. Мама говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед.
Меню:
Торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси кола и Чупа - Чупс.
Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров!
Ваня Сидоров
- А знаете ли вы, что такое меню? (Ответы детей).
Меню – это список блюд. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Но в меню могут входить разные блюда. Но сначала надо выбрать холодные закуски: разные салаты, винегрет. Потом первые блюда – борщ, рассольник, бульон, овощные и рыбные супы. На второе можно выбрать мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром. На третье – компот, фрукты, соки. Ну и, конечно же, хлеб. В хлебе очень много полезных веществ. Они нужны всем, особенно детям.
- Как вы думаете, ребята, правильно он составил Меню? (Ответы детей)
- Все вы, наверное, любите газированную воду, лимонад, колу. Вы считаете, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду. Покупаете сосательные конфеты, жевательные резинки, а они вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. (Гастрит, язву желудка и многие другие болезни)
Учитель. Ребята, давайте поможем Ване составить такие меню, от которого он сразу пойдет на выздоровление. Что бы вы ему посоветовали?
- Какие блюда лучше всего использовать для завтрака?
- Какие блюда лучше всего использовать для обеда?
- Какие блюда лучше всего использовать для полдника?
- Что лучше всего есть на ужин?
- Ребята, ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Пища должна быть легкой. Желудку тоже нужен перерыв в работе.
Учитель: Но, к сожаленью, несмотря на правильное питание, часто многие дети заболевают. Что есть? Как правильно есть? (Ответы детей, показ слайд № »Правила питания»)
Учитель. А давайте узнаем отчего заболел Ваня Сидоров.
В) Демонстрация презентации о ВРЕДНЫХ ПРОДУКТВХ (вреде газировки и ФАСТ – ФУДЕ).
Опыт: Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос» - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться. А если кусочек мяса опустим в колу, он промаринуется, как шашлык.
Б) РАБОТА В ПАРЕ.
Рассмотрите состав продуктов на этикетках. Расскажите, а какие пищевые Е-добавки вы обнаружили. Поделитесь впечатлениями. - Что вас удивило и возмутило? Продают ли такие продукты у нас в столовой? Почему же производят такие продукты?
4-я страница. «Активный отдых»
Учитель. Пора отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз, чтобы продолжить движение дальше. (Слайд №________)
РАБОТА В ПАРАХ
Учитель: Итак, пища может быть полезной и неполезной, т. е. вредной для здоровья человека. Сейчас мы поиграем в игру «Полезное – неполезное». Вы будете хлопать, если речь пойдет о полезной пище; если еда неполезная – не хлопайте, а топайте: ЧИПСЫ, РЫБА, ПЕПСИ, ФАСОЛЬ, ЧЕСНОК, ТОРТЫ, КЕФИР, «СНИКЕРС», ГАМБУРГЕР, ГЕРКУЛЕС, КАРТОФЕЛЬ-ФРИ, КОЛБАСА, ЛУК, МАЙОНЕЗ, ЖИРНОЕ МЯСО, МОРКОВЬ, КОКА- КОЛА, ЯБЛОКИ, БАНАНЫ, КАПУСТА, КЛУБНИКА. Можно ещё: соки, шоколадки, леденцы, фрукты, супы, торты, чипсы, хлеб, творог, кефир, лимонад, мороженое, рыба, каша, овощи, «фанта», мясо, молоко, ягоды, печенье, котлеты, блины, лимонад. Задание. Выбрать нужные карточки – каша, хлеб, конфеты, чай, творог, молоко, пирожное, бутерброд с колбасой, бутерброд с сыром, хлеб с маслом, халва, варенье.Страничка «ПРЕЗЕНТАЦИЯ БЛЮД»
Учитель:
Ребята, вы все работали над проектом « Школа кулинаров». Каждый из вас дома вместе с мамой или бабушкой выбирали рецепт блюда. Оно должно быть не только вкусным, но и полезным. И сегодня вы поделитесь своими рецептами со всеми и расскажете о пользе вашего блюда.
- Итак, начинаем презентацию наших блюд.
(дети рассказывают о работе над проектом)
Учитель: Что же самое главное в питании?
Ответы детей.
Подготовленные ученики читают стихотворение и поют ПЕСНЮ о еде!:
Ученики:
Чтобы быть всегда здоровым, Бодрым, стройным и веселым,Дать совет я вам готов,Как прожить без докторов.Надо кушать помидоры,Фрукты, овощи, лимоны,Кашу – утром, суп – в обед,А на ужин – винегрет.Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку.Черный хлеб полезен намИ не только по утрам.
Надо спортом заниматься, Умываться, закаляться,Лыжным бегом увлекатьсяИ почаще улыбаться.
Ну а если свой обед Ты начнешь с кулька конфет.Жвачкой импортной закусишь,Шоколадом подсластишь,А потом на целый вечерК телевизору засядешьИ посмотришь по порядкуСериалов череду,То тогда навернякаВаши спутники всегда –Близорукость, бледный видИ неважный аппетит.
Все мы любим умываться И опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
К спорту мы неравнодушны,
Аккуратны и послушны.
Вот любимые продукты:
Каша, йогурт, сок и фрукты...
Мы сильны, крепки, красивы
Всем на зависть и на диво.
Подведение итогов. Награждение победителей.
- На какой главный вопрос мы ответили в ходе выполнения проекта?
- Так какие продукты полезны для здоровья? Что такое здоровое питание?
- Чему мы научились? (Из полезных продуктов готовить интересные блюда).
- Кто помогал вам в работе над проектом? (мама, папа, бабушка, учитель, кулинарные книги, ИНТЕРНЕТ). Не забудьте поблагодарить своих родных за помощь.
Учитель: За нашим занятием внимательно наблюдал Доктор Айболит, который каждому из вас на память приготовил Памятку Здоровья (всем детям и гостям раздаются красочные Памятки Слайд №___ ) Но чтоб ни случилось, всегда человек
Здоровья желает другому навек!
Мы «Здравствуйте!» всем говорим.
Мы умеем думать, умеем рассуждать.
Что полезно для здоровья то и будем выбирать!
Если будешь ты стремиться
Все советы выполнять,
Будешь лучше ты учиться
И здоровье сохранять.
Доктор Айболит. Закрывается наш журнал. Давайте хором произнесем золотые слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Домашнее задание
Пока жюри подводит итоги, выберем полезные продукты и украсим стол для Юли к НОВОМУ ГОДУ. Заполняют листы РЕФЛЕКСИИ.
- написать краткую рецензию сегодняшнего урока по следующему плану:
1. Что интересного узнали на уроке? Что получилось, а что не очень?
2. Напишите, пожалуйста, как еда влияет на здоровый образ жизни.
Пока жюри подводят итоги работ, выявляют победителей, подписывают грамоты, дети отвечают на вопросы РЕФЛЕКСИИ на листке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Доктор Здоровая пища
Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово вита («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.
Доктор Здоровая Пища дает нам советы
1. Воздерживайтесь от жирной пищи.
2. Остерегайтесь очень острого и соленого.
3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
4. Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
5.Овощи и фрукты - полезные продукты.
Золотые правила питания
1. Главное — не переедайте.
2. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
4. Перед приемом пищи сделайте 5—6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
Правила покупки продуктов в магазине
Читать на этикетке состав продукта.
Запомнить наиболее опасные пищевые добавки.
Не покупать продукты без сведений о составе.
ПОМНИ! ПОКУПАЯ ПРОДУКТЫ С ВРЕДНЫМИ ИНГРЕДИЕНТАМИ, ТЫ ГОЛОСУЕШЬ ЗА ИХ ПРОИЗВОДСТВО.