Доклад на областной логопедической конференции «Играя пальчиками развиваем речь»




Доклад на областной логопедической конференции
тему:

«Играя пальчиками развиваем речь»



Подготовила доклад: учитель-логопед
I квалификационной
категории
Бушина О. А.







2014 год



Важнейшей проблемой детей дошкольников и младших школьников на современном этапе является увеличение количества речевой патологией. Учеными (А.Р. Лурия, Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина и т. д.) установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Изучение детского мозга показало, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и тесно взаимосвязано с чтением и письмом.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Развитие движений пальцев «подготавливает почву» для последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
·Формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов идущих от руки. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти функции взаимосвязаны. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?
Пальчиковая гимнастика очень актуальна для детей 5-8 лет. В системе коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями речи я использую упражнения, развивающие движения пальцев рук, при этом используются различные пособия: мозаика (мелкая, крупная, мягкая), всевозможные пирамидки, цветные клубочки ниток, пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков, различные шнуровки; наборы веревочек различной толщины и цвета для завязывания и развязывания узелков; наборы игрушек разной величины (узнавание предметов на ощупь), пластмассовые, деревянные, мягкие; куклы для пальчикового театра. При этом очень хорошо учить с ребенком короткие детские стишке или загадывать загадки о том чем занимается ребенок. Например: работа со шнуровкой
Этот длинный червячок
Заползает в башмачок.
Для него там норки есть.
В них червю поможем влезть. (шнурок)

Или с мягкими игрушками:
- Найди среди игрушек, ту игрушку о которой ты услышишь сейчас загадку?
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (собака)

Белый хвостик, черный нос
Наши тапочки унес
В уголок, под кровать,
И не хочет отдавать? (щенок)
Кем доводится собаке щенок?
Придумай рассказ про собаку и щенка?

При застегивании пуговиц:
Маленький, горбатенький
В про улочке завяз. (пуговица в петле)

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности речевого дефекта: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается показ устраняется и остается только словесная инструкция.
И так происходит развитие речи, памяти и внимания у старших дошкольников и младших школьников на занятиях. При ряде речевых нарушений на своих логопедических занятиях я использую упражнения по развитию моторики совместно с артикуляционной гимнастикой. Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе движениями рук - двойное удовольствие! И весело, и полезно. Логопедические упражнения - дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть - другое дело. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом "логопедические", можно даже не рассказывать. Сначала я совместно с ребенком делаю артикуляционную гимнастику потом добавляю движение рук, затем загадываю загадки на то упражнение которое выполняется.
Вот несколько примеров:

Упражнение
Наказать непослушный язычок
У тридцати двух воинов
Один командир
(зубы и язык)


Качели
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись.
(качели)
Лошадка
Четыре ноги,
пятый хвост,
шестая грива.
(лошадь)


Лопаточка
Я землю копала,
ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
(лопата)

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей и психологической подготовленности каждого ребенка. Эти игры могут расти вместе с ребенком. Главное при выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Поначалу обучаю детей несложным позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. Например:
Вот так, вот так
Получается квадрат.
Ребенок в воздухе рисует квадрат сначала правой рукой, потом левой, двумя руками одновременно в одну сторону, в разные стороны (треугольник, восьмерки горизонтальные вертикальные). На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью позы кисти руки с точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу рук.
В дошкольные и младшие школьные годы пальчиковые игры помогают сформировать ребенка как личность. То, что удалось ребенку сделать при помощи собственных пальцев , является для него большим достижением! Существенное место в развитии моторики занимает подражательная способность! Речь у детей которые играют пальцами рук развивается лучше и быстрее, чем у деток, чьи руки не знакомы с пальчиковыми играми.
В результате систематических занятий пальчиковыми играми происходит не только развитие речи, но и улучшаются мыслительные процессы. Если занятия для пальцев проводить систематически, то это будет действенным средством, которое повышает работоспособность коры головного мозга.
Помимо мелкой моторики, у ребенка будет развиваться фантазия, он раньше начнет связно излагать мысли. Вообще занятия любым видом творчества – это ответ на вопрос, как развить мелкую моторику у ребенка.
Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Детям очень нравится когда я им загадываю загадки, ответы они говорят и потом показывают на пальцах.
Летом серый, а зимой белый. (заяц)

Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он забияка, по утру часы. (петух).

Загадки разбиваю на блоки: транспорт, животные, мебель, овощи и т. д.
Еще на своих занятиях использую рассказы и сказки которые можно показывать пальчиками. Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов, рассказов при помощи пальцев. Дети очень любят эти игры.
Рассказ: Ёлочка
Сорвал дятел шишку с елки и нес ее в клюве в гнездо птенцам своим играться. Да выпала шишка из клюва упала вниз под старый огромный дуб. Пошел дождь, намокла шишка и пустила корешки в землю. Стал расти молодой побег.
Вот говорит молодая елочка, птичке которая присела отдохнуть на ее ветке.
- Солнца мне мало попадает, дуб закрывает его.
Птичка покачала головой и говорит: - «Это не бед, беда будет если дуба не будет».
- Зайцы играют толь под дубом, белки скачут только по его ветвям и грибы растут только у его корней. - Возразила елочка.
Ничего не ответила птичка, улетела молча.
Так продолжалось несколько лет: елочка тихо росла в тени старого дуба, вздыхала глядя на зверей и солнышко, пока однажды не налетели темные тучи и не пошел сильный дождь. Гром и молния попали в дуб, потому что он был самым высоким в этом лесу. Раскололся многовековой дуб на две половины и упал на землю.
С тех пор солнечные лучи грели елочку, птички садились на ее ветки и пели красивые песни, белочки прыгали по ее пушистым веточкам, ежики собирали ее шишки, зайцы играли под ее ветвями. Стало радостно жить елочке, она веточки свои с иголочками распрямила, распушила. Стала очень красивой. Только теперь елочке очень мешал ветер. Когда он сильно дул на нее, то от этого ее пушистые иголочки растрепались, шишки осыпались. А зимой ее сильно засыпало снегом и от этого елочке было трудно дышать, ее ветки были очень тяжелые и опускались вниз, зайцы ее обегали, белки не прыгали на ее ветвях.
- О как же была права птичка, говоря о том, что беда будет мне без старого дуба. - Вздыхая думала елочка.
Она вспоминала как было хорошо когда рядом рос старый дуб, оказывается он ее от ветра оберегал, снега и знойного солнца.

Заниматься с ребенком нужно каждый день в любое время. Все упражнения нужно выполнять энергично, иначе тренировка не принесет никакого эффекта.
В заключение хочется сказать, что работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям у занимающихся детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, значительно сократились сроки постановки звуков, идет одновременная подготовка руки к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Эти дети продемонстрировали хороший результат по изобразительной деятельности. Все это создает благоприятную базу для успешного обучения в школе.

Библиография:
1. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» С.А.Миронова.М. «Просвещение»,1991г.
2.«Основы логопедии» Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина, М.., «Просвещение»,1989г.
3. Ж-л «Ребенок в детском саду» «Рука развивает мозг» Г.А.Любина, О.В.Желонкина.-2003-№4-6
4. Кольцова М.И., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006
5. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей / О.А. Новиковская. - М.: АСТ; Спб.:Сова, 2007
6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург, Лань, 1996г.







 
Заголовок 215