Конспект урока литературного чтения К.Паустовский Растрепанный воробей
Конспект урока по литературному чтению
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
3 класс
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский.Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Цель: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
совершенствовать умение давать характеристику персонажам;
учить понимать поступки и состояние героев;
привлечь внимание к эколого-просветительской акции «Покорми птиц зимой»
УУД:
Регулятивные:
- прогнозировать содержание произведения;
- готовить творческий пересказ;
Познавательные:
- понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
- составлять план для краткого пересказа;
- ориентироваться в своей системе знаний;
-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Коммуникативные:
- уметь читать произведение вслух ;-уметь работать в паре, в группе,
-положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Личностные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения
Оборудование, материалы:
- учебник, рабочая тетрадь, тест,
-компьютер, проектор, выставка книг К. Паустовского.
1. Самоопределение к деятельности (1 мин)
Включение обучающихся в учебную деятельность
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте, все ли готово для урока. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и тихонько сядем.
Приветствуют учителя, улыбаются друг другу.
2.Актуализация знаний и мотивация на учебную деятельность (4 мин)
Речевая разминка. ( слайд 2)
-Повторяйте за мной каждую строчку.
Я- веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив.
Чив-чив.
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
чив-чив.
3. Введение в тему урока
-Как бы вы назвали это стихотворение? ( Воробей, воришка. ) Как бы вы определили тему нашего урока? ( К.Паустовский «Растрепанный воробей»)
4.Постановка учебной задачи (2 мин)
Выявление цели, задачи урока ( слайд 3)
- Сегодня на уроке мы заканчиваем читать произведение К. Паустовского «Растрепанный воробей». Какие цели вы поставите перед собой?
(Расширить знания о жизни и творчестве писателя; совершенствовать умение давать характеристику персонажам; учиться понимать поступки и состояние героев, знакомится с новыми словами и т.д.)
5. Работа по теме урока (10 мин)
Слайд 4 ЧТО я знаю?
ЧТО хочу узнать, чему научиться?
ЧТО я узнал?
- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?
(Он способен сотворить чудо)
- Давайте вспомним, что мы знаем о замечательном писателе К.Паустовском? ( слайд 5,6)
( Дети рассказывают факты о жизни писателя. Называют произведения, которые он написал. Выставка книг К. Паустовского.)-Откройте свои тетради. На прошлом уроке мы составляли план, по которому сейчас мы будем кратко пересказывать первую часть произведения.
(Дети по цепочке кратко пересказывают первую часть.)
- ЧТО вы хотите узнать? (Какие произведения еще написал Паустовский? Чем закончилась история? Лексическое значение новых слов. Какие птицы зимуют в наших краях?)6. Физкультминутка
7. Продолжение работы по теме урока (10 мин)
- Прочитаем, что же было дальше. Старайтесь читать выразительно, без ошибок.
( Дети читают вторую часть)
Словарная работа. Капельдинеры- устар., работники театра. Проверяют билеты. Следят за порядком.
Усвоение основного содержания урока
- Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик?
- Какова была реакция домашних на это происшествие?
- Как повел себя Пашка?
-Почему ворона воровал? (Она добывала еду, любила всё блестящее)
-Какие еще птицы встречаются нам зимой? (Синицы, клесты, голуби, сороки и т.д.) ( слайд 6)
- Почему они не улетают на юг?( Они зимуют в наших краях)
- Как мы можем облегчить их жизнь в сильный мороз? ( Устроить кормушки, подкармливать всю зиму.)
- Кто из вас этим занимается? Уже несколько месяцев в нашем городе проходит эколого-просветительская акция «Покорми птиц зимой» Помните, что кормушки необходимо постоянно наполнять кормом. Каким кормом можно кормить птиц? Какие птицы прилетали к вам на обед? Интересный факт: одна постоянно действующая кормушка может спасти жизни 50 птицам.
7. Проверка первичного усвоения материала
-А теперь вернемся к нашему произведению. Проверим, хорошо ли вы усвоили материал.
1. Проверочная работа. Тест.
1.Как звали нянюшку Маши?
А.Ивановна
Б. Степановна
В. Петровна
2.Мама Маши в театре:
А. Пела
Б. Играла
В. Танцевала
3.Мама готовилась танцевать:
А. Снегурочку
Б.Золушку
В.Красную шапочку
4.Букет цветов был сделан из:
А.Хрусталя
Б. Тонкого стекла
В. Толстого стекла
5. Папа должен был вернуться:
А.Весной
Б.ЛетомВ. Осенью
6 . Ворона жила:
А. в ящике
Б. В сарае
В. В ларьке
7. Растрепанного воробья звали:
А. ПашкаБ. Васька
В.Тишка
8. Воробья подобрал(а):
А. Милиционер
Б.Прохожий
В. Маша
-Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.(слайд7)
2.Составление синквейна. Дети работают в группах. (слайд8)
Даны слова: Пашка, ворона, мама, Маша, Петровна, милиционер. ( Дети записывают в тетрадь)
8.Рефлексия. Домашнее задание (5 мин) (слайд9)
Проведение рефлексии деятельности обучающихся.
- Что же сказочного в произведении К. Паустовского? ( Воробей Пашка сказочный персонаж)
- Чему мы можем научиться у героев этого произведения? ( Честности, милосердию, благодарности)
- Что вы узнали нового на уроке? (Чем закончилось произведение, кто такие капельдинеры, какие ещё произведения написал К.Паустовский)
-Мы достигли те цели, которые ставили перед собой в начале урока?
-Покажите смайлик вашего настроения, вашего отношения к произведению. Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: найти книги и прочитать рассказы К. Паустовского. Сделать кормушку и подкармливать птиц.