Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г. Паустовского Растрепанный воробей
Конспект урока по литературному чтению
Класс: 3
Учебный предмет: литературное чтение
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепление)
УМК: «Перспективная начальная школа»
Авторы учебника: Н.А. ЧураковаТема урока: К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
Цель: закрепить знания учащихся по содержанию произведения.
Задачи урока:
Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.
Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
Учить понимать поступки и состояние героев;
Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
Учить эмоциональному восприятию текста.
Совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: групповая, в парах, фронтальная.
Планируемые результаты:
Личностные:
включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;
осознание ответственности ученика за общее благополучие группы и в паре;
основы для эмоционального переживания художественного текста;
основы для развития творческого воображения
Метапредметные:
Познавательные:
умение формулировать цели урока;
умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и в паре с индивидуальными заданиями);
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
умение рассуждать, доказывать;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи;
прогнозирование (поиск отрывков из текста, соответствующие по эмоциональному накалу прослушанной музыки);контроль(самопроверка задания, выполненного в паре);
прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
принимать и понимать алгоритм выполнения заданий
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
учиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Предметные:
выразительное чтение текста;
владение содержанием текста.
Оборудование: карточки на доске; учебники; запись балета С.С.Прокофьева «Золушка» (отрывки); презентация «проверка самостоятельной работы»; рисунки детей с главными героями произведения; карточки для работы в паре; плакат с веточкой букета; у каждого на партах по 2 цветочка розового, сиреневого цвета; биография К.Г.Паустовского.
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Физминутка Первичное закрепление.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Итог
Рефлексия.
Информация о домашнем задании
Содержание педагогического взаимодействиЭтапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуника-тивнаяРегулятивная
Организационный момент.
Пусть будет день полезным И очень интересным. Пусть утренняя свежесть, Вам всем подарит нежность. Пусть Солнце светит ярко, Но вам не будет жарко. Ему вы улыбнитесь И за дела беритесь...
Слушают учителя и настраиваются на урок Личностные
- готовность к обучению (привлечение произв. внимания)
Постановка цели и задач урока. Учит самостоятельно определять тему и цели урока. Побуждает к принятию цели урока.
-- Вы готовы взяться за дело?
- Какое произведение мы будем разбирать с вами на уроке? («Растрёпанный воробей»)
- Кто его автор? (портрет)
- Произведение прочитано, с автором знакомы. Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?
- Совершенно верно, сегодня на уроке нас ждёт много интересного, вы расскажите о героях произведения, выполните интересную самостоятельную работу и ещё на уроке вас ждёт не один сюрприз…
Публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.
Высказывают своё мнение
саморегуляция, самооценка
(формирование осознанного построения речевого высказывания)
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Организует проверку оценку образов и поступков героев.
1)- Откройте тексты с биографией, ответьте на вопросы:
- Где и когда родился Константин Георгиевич Паустовский?
- В какой семье?
- Назовите годы жизни писателя.
- Какие жизненные этапы прошел Паустовский?
- Какие знакомые вам произведения для детей написал Константин Георгиевич?
- Какие не знакомы?
- Каким он был писателем? Зачитайте. (Писателя Паустовского называют романтиком. Его письмо необыкновенно музыкально, а это значит, что чуткий внутренний слух - слух сердца - подкреплялся напряжённой писательской работой).- Можно ли произведение «Растрепанный воробей» отнести к произведениям романтичным и музыкальным? Почему?
2) - Посмотрите на доску, распределите героев рассказа на главных и второстепенных.
(На магнитах листы с записью главных героев и второстепенных. Дети делят их на два столбика.)Расскажите подробно о главных героях данного произведения, опишите их внешность и характер, так как они представлены автором и как вы сами себе их представляете.
- Вы сказали, что она наблюдательная и любознательная. Найдите в тексте подтверждение вашим высказываниям ( стр 148 «Маша смотрела за окно…»)
-На сколько сильно любит мама своего мужа? (стр 156 «А потом, у себя в доме, когда погасли свет и поздняя ночь…»)
-Как же удалось украсть букетик вороне? (стр 152. «Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.»- Как же воробью Пашке удалось узнать путь, по которому он должен нести букетик? ( стр. 152 «Потом,когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней.») (оценка учащихся)
3)- Помимо Главных героев в произведении встречаются второстепенные герои. Как вы считаете, если они неглавные, зачем писатель добавил их в рассказ, может быть, не стоило этого делать?
- Давайте разберёмся с этим вопросом. Назовите второстепенных героев, и зачем писатель включил их в рассказ.
- Какой вывод напрашивается?
Вывод: Все герои по-своему важны. Они дополняют и украшают произведение, делают его сюжет интересным.
Распределение рисунков героев на доске по развертыванию ситуации в рассказе. (подготовка к пересказу текста)
Самостоятельное выделение
формулирование
познавательной цели
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Анализируют слова с целью выбрать самые точные для характеристики героев
Умение построить ряд героев так, чтобы это способствовало пересказу текста
опрос учащихся с дополнением друг другавыборочное чтение
умение рассуждать, доказывать;
Строят понятные для собеседников высказывания
Вырабаывать навык слушать и дополнять
Уметь:
-находить в тексте средства изображения и выражения чувств героев;
характеризировать отношение людей через их поступки ;участие в коллективном обсуждении проблем
саморегуляция;
- способность принять учебную задачу
прогнозировать содержание произведения
Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений
Познавательные УУД
- читать текст, понимать его содержание;
- понимать вопросы к тексту;
- анализировать содержание художественного текста
- устанавливать причинно- следственные связи
- строить рассуждения об объекте при работе со словами- характеристиками
Физминутка- Кем же является Пашка для Маши? Что такое дружба? (Музпауза ) Личностные:
-формирование мотивации к здоровому образу жизни.
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
– основы для развития творческого воображения
Первичное закрепление, (работа в парах)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. (работа в группах) Организация творческой работы над текстом. Чтение по ролям.
- На листках (выдаются учащимся) выписаны предложения из текста. Необходимо соотнести их с героями. На месте пробела вписать имя героя, которому принадлежит данный отрывок.
(самостоятельная работа учащихся)
Проверка производится при помощи презентации в программе Power рoin.
Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Участвуют в дискуссии, работают с учебником
Принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей
Коммуникативные УУД
-эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника
- А сейчас каждая группа (3 группы) прослушает музыкальные отрывки из балета С С.Прокофьева «Золушка».
(звучит музыка)
- Найдите в тексте отрывки, которые соответствуют данной музыке. Прочитайте их выразительно.
Осуществляют сравнение темпа и ритма музыки с происходящими событиями в тексте.
Участвуют в обсуждении восприятия музыки, формулируют
собственную точку зрения.
Один человек от группы представляет ответ на вопрос.
Работают в группе. Учатся допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействия Принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя
Физминутка
МузпаузаЛичностные:
-формирование мотивации к здоровому образу жизни.
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
– основы для развития творческого воображения
Итог
Что вам понравилось из рассказа К.Г Паустовского?
Какие выводы вы сделали для себя?
Какие герои вам больше запомнились? Почему? Учащиеся строят высказывания. Учатся оформлять свои мысли в устной форме. Рефлексия.
- Вам понравилось произведение?
- Всё имеет свойство заканчиваться: «Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. Мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки». Я бы добавила, что если в это верить, то сказки обязательно сбудутся!
- Вы верите, что в жизни сказки иногда воплощаются, как у Маши и её мамы?
- Я желаю, чтобы у вас в жизни обязательно воплотилась ваша любимая сказка…
- Помните, мы с вами говорили, ещё об одном очень интересном явлении в произведениях Константина Георгиевича. У него многие предметы оживают. Давайте попробуем оживить эту веточку, сделать её похожей на хрустальный букетик из рассказа. У вас на парте два цветочка разного цвета. Вам нужно сделать выбор:
- Если сегодняшний урок вызвал у вас добрые нежные чувства, то возьмите красный цветок.
- Если у вас возникло желание познакомиться с другими, не менее интересными произведениями Паустовского, то возьмите фиолетовый цветочек.
(дети по очереди приклеивают цветы на веточку плаката, расположенного на доске)
Выражение своего настроения через цвет предмета
Учатся использовать речь для регуляции своего действия Личностные:
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
Учатся анализировать и оценивать собственную работу
Домашнее задание.
Организует домашнее задание по выбору
-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
1.Пересказ.
4.Найти и рассказать любой рассказ К.Г. Паустовского Выбирают задание в соответствии со своим желанием и уровнем