Урок Преступления против личности
Тема.
Преступления против личности.
Цель.
Дать знания о преступлениях против личности и предусмотренных за них наказаниях.
Задачи.
Образовательные: дать классификацию преступлений против личности, рассказать о возможных последствиях этих преступлений и предусмотренных наказаниях за них.
Коррекционно-развивающие: продолжать формировать умение составлять схему в ходе рассказа учителя; учить правильно формулировать свои мысли, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к личности, подвести к пониманию того, что человеческая жизнь бесценна и никто не имеет право на нее покушаться.
Тип урока.
Сообщение новых знаний.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оргмомент
Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок.
Приветствие.
Актуализация знаний, объявление новой темы
Вводное слово учителя.
Человек – самая большая ценность. По крайней мере, так принято считать в цивилизованном обществе. Поэтому человеческая личность должна быть в полной безопасности, которую ей обязано предоставить государство. Для этого государству необходимо иметь специальные законы, обеспечивающие защиту не только здоровья и жизни человека, но и его чести, достоинства, доброго имени.
Сообщение темы урока: «Преступления против личности».
Слушают учителя.
Записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала
Рассказ учителя.
В России законодательная основа для решения этой задачи уже создана. Уголовное законодательство предусматривает самую строгую уголовную ответственность за посягательства на человека.
Учитель на доске начинает составлять вместе с обучающимися схему.
Преступления против личности.
1.Преступления против чести и достоинства личности.
Рассказ учителя.
Нелегко представить ,что действие, являющееся обыденным для многих и заставляющее культурного человека переживать и негодовать, может стать не просто действием, а преступлением.
1.1.Оскорбление. В соответствии со статьей 130 Уголовного кодекса РФ, - это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Оно наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
-Что такое оскорбление?
-Какова ответственность за него?
1.2.Клевета – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица и подрывающих его репутацию. За это преступление также предусмотрены штрафы, обязательные работы или исправительные работы.
-Что такое клевета?
-Какое наказание за нее предусмотрено законом?
1.3.Хулиганство является одним из самых распространенных преступлений против общественной безопасности. Именно он часто затрагивает честь и достоинство личности.
Хулиганство – это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждение чужого имущества. Хулиганство наказывается вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. При обнаружении судом отягчающих наказание обстоятельств (совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и т.д.), наказание может быть вплоть до лишения свободы на срок до 5-ти лет. За хулиганство с применением оружия следует лишение свободы на срок от 4-х до 7-ми лет.
-Что такое хулиганство?
-Какое наказание предусмотрено за это преступление?
1.4.Изнасилование считается преступлением против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Но вряд ли можно представить более гнусное преступление, столь жестоко унижающее честь и достоинство человека. За совершение этого преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет. При наличии отягчающих обстоятельств наказание назначается в виде лишения свободы на срок от 4 до 10 лет. Если изнасилование повлекло смерть потерпевшей, или заражение ВИЧ-инфекцией, или было совершено против несовершеннолетней и т.д., то следует лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.
-Что такое изнасилование?
-Какие наказания предусмотрены за эти преступления?
2.Преступления против здоровья и жизни.
Уголовный кодекс включил статьи о различных преступлениях против здоровья человека. Это побои, истязание, заражение венерической болезнью, заражение ВИЧ-инфекцией, умышленно причинение вреда здоровью и т.д.
Однако суды чаще всего рассматривают уголовные дела по статье, которая называется «причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности».
С неосторожными действиями все ясно: они происходят обычно из-за несогласованности ума и рук.
Но значительно большую опасность представляют преступления, связанные с умышленным причинением вреда здоровью.
Средней тяжести вред здоровью Уголовный кодекс оценивает лишением свободы на срок до 5 лет. За преступление причинившие тяжкий вред здоровью предусмотрены наказания вплоть до лишения свободы на срок до 12 лет.
-Что такое умышленное причинение вреда здоровью?
-Какова ответственность за это преступление?
Самое суровое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Это лишение свободы на срок от 8 до 20 лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
Какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за это преступление?
Каково ваше отношение к смертной казни?
Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.
В России существует полиция, прекрасная криминалистическая служба. Но центром борьбы с российской преступностью является вовсе не она, а семья и ближайшее окружение человека. Убийцами и насильниками не рождаются. Все начинается с малого. Кто-то не чувствует чужой боли. Кто-то спокойно может замучить несчастное животное. Кто-то испытывает удовольствие от испуга слабого. Эти люди ближе других стоят к роковой черте.
Слушают учителя.
Составляют схему в тетради.
Слушают учителя.
Слушают учителя. Дополняют схему.
Дают полный ответ.
Дают полный ответ.
Слушают учителя. Дополняют схему.
Дают полный ответ.
Дают полный ответ.
Слушают учителя. Дополняют схему.
Дают полный ответ.
Дают полный ответ.
Слушают учителя. Дополняют схему.
Дают полный ответ.
Дают полный ответ.
Слушают учителя. Дополняют схему.
Дают полный ответ.
Дают полный ответ.
Дают полный ответ.
Дают аргументированный
ответ.
Слушают вывод по теме.
Первичное закрепление нового материала
Фронтальная беседа.
1.Какие виды преступлений против личности существуют?
2.На какие две группы они делятся?
3.Что относится к преступлениям против чести и достоинства личности?
4.Что относится к преступлениям против здоровья и жизни человека?
Участвуют во фронтальной беседе.
Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.
Слушают комментарии учителя.
Домашнее задание
Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.