План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Конспект урока по окружающему миру «Луг и его обитатели» — 3 класс — ПНШ

Тема урока: «Луг и его обитатели»
Цель урока: начать знакомство с лугом как с природным сообществом; обобщить и систематизировать знания о луге; учить искать и выделять необходимую информацию в тексте; развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность.
Планируемые результаты:
Предметные: учить определять основные свойства почвы; установить основной состав почвы, в процессе опытов; узнать о преобладающих почах родного края.
Личностные: работать над развитием учебных и познавательных мотивов, над формированием рефлексивного отношения к учёбе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Окружающий мир. 3 класс. Часть 2. / О.Н. Федотова, Г. Трафимова, 2014. – 132 стр.: электронная презентация, рабочая тетрадь; горелка, земля, спички, стеклышко, пипетка, зажим, керамическое блюдце.


Этап урока
Метод и приемы
Хронометраж
Содержание урока. Деятельность учителя.
Деятельность ученика
УУД

1.
Орг. момент


· 1
– Друг на друга посмотрели , улыбнулись и тихо сели.
Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.





Мотивационный
Слов.: проверка Д/З

Слов.: определение темы и цели урока.

· 5





- Начнём урок с проверки Д/З.
- Какое было Д/З?
- Какую главу мы начали изучать? («Природные сообщества»)
- С какой темой мы начнём сегодня работать? (Луг и его обитатели) стр. 50 учебник
- Какие цели урока мы поставим.(Сегодня на уроке познакомимся с заливными и суходольными лугами, узнаем об их особенностях и обитателях.)
Отвечать Д\З у доски

Формулируют тему и цель урока.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
П: Обобщают.

3.









4.























































5.


Актуализация знаний
Уст.: фронтальная беседа







Постановка учебной задачи и её решение
Слов.: фронтальная беседа.
Практ.: исследование и наблюдение за почвой






















































Физ.минутка






Слов.: фронтальная беседа.
Практ.: исследование и наблюдение за почвой


·5














·20





1.Клейкие почки, зелёные листочки.    С белой корой расту под горой. (Берёза) 2.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина) 3.Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко. (Малина) 4.Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш) 5.Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик) 6.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох) 7.Как называется фундамент в лесном доме. (Почва) 8.Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк) 9.У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса) 10.Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) 11.Загорелись, как пожар, на рябине кисти.    Катится навстречу шар из осенних листьев.    Ты его не узнаёшь? Приглядись – ка! Это (Ёж) 12.Над цветком порхает, пляшет,      Веерком узорным машет. (Бабочка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- На низких берегах реки можно увидеть заливные луга, они называются так потому, что часто река заливает эти луга во время весеннего таяния снега.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Вдали от реки располагаются суходольные луга, так называются луга, которые не заливаются весенними водами (рис. 2). Они получают влагу от выпадающих осадков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Чем же луг отличается от леса?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов, на лесных опушках, по краям болот.
- Верхний слой луговой почвы богат перегноем, он быстро впитывает и хорошо удерживает влагу. В нем густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь довольно редко.
- На лугу может быть так же интересно, как и в лесу, нужно быть очень внимательным. Травы на лугу, как деревья в лесу, растут ярусами. Верхний ярус – это светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями. Это тимофеевка, василек луговой, колокольчик, тысячелистник
(рис. 3–5).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 3. Василек 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 4. Колокольчик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 5. Тысячелистник
Второй ярус занимают растения, у которых стебель значительно ниже, это клевер (рис. 6), мятник. Они приспособились развиваться в тени.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 6. Клевер

Третий ярус составляют мхи (рис. 7).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 7. Мхи
- Жизнь в разных ярусах луга научила растений уживаться рядом друг с другом. Например, они различаются по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести ранней весной, а другие цветут в середине лета.
Если я называю растение или животное из верхнего яруса леса, то вы поднимаете руки вверх. Например: дуб
Если я говорю животное или растение из среднего яруса – хлопок перед собой. Например: белка.
Если из третьего – присесть. Например: улитка.
Косуля, сосна, крот,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Каких животных можно встретить на цветущем лугу?
- На открытой местности с травяным покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугу они не живут. Зато мелких животных – множество: птицы, пресмыкающиеся, земноводные. А как разнообразен мир насекомых! Цветки облюбовали пчелы, шмели, цветочные мухи, муравьи. Каких только бабочек здесь нет (рис. 8–10)!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 8. Лимонница
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 9. Крапивница

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 10. Махаон
Лимонницы, крапивницы, махаоны.
- В зеленой траве прячутся гусеницы бабочек, которые питаются растениями. Стрекочут кузнечики и кобылки, которых едва можно рассмотреть среди зеленой травы.
- Кобылки – это насекомые, похожие на крупных кузнечиков, у них тоже есть по две пары крыльев. В отличие от кузнечиков, которые поедают и мелких животных, кобылки питаются исключительно растениями. Они тоже хорошо маскируются в траве, выдавая свое присутствие лишь громким стрекотанием (рис. 12).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 12. Кобылка ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Кто поет крыльями? ( Это кузнечики.)
- Если кузнечика не сразу увидишь, то его стрекотание услышишь наверняка. Как будто кто-то часто-часто стучит молоточками. Эти звуки он издает специальными приспособлениями. (рис. 13).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 13. Кузнечик

- На лугу живут жабы, ящерицы, они питаются насекомыми. (слайд)
- Насекомые являются основной пищей для луговых птиц: перепелов, коростелей, трясогузок.(слайд)
- Свои гнезда они устраивают на земле, среди травы. Хищные луговые птицы – канюк, пустельга, лунь – питаются мышами, полевками и мелкими птицами.(слайд)
- В почве, как нам известно, живут черви, бактерии, насекомые. Без них почва луга не была бы такой плодородной.
- Как и в лесу, на лугу совместно обитают растения, животные, грибы, микробы. Они тесно связаны друг с другом. Вот поэтому луг и называют природным сообществом.
Слушать учителя, отгадывать загадки. Отвечать на вопросы учителя.








Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя.


Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.

Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.
Читать параграф.








Работать в ТСР.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания Р.: осмысляют учебный материал.



К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания
П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.






6.
Рефлексия учебной деятельности на уроке

·2
- Что узнали нового?
- Какие бывают луга?
- Какие растения растут на лугу?
- С какими животными познакомились?
- Покажите, какое у вас настроение?
- Домашнее задание: стр.43-49 – пересказ, ТСР стр.16 № 19
Делать выводы; записывать Д/З













хђ Заголовок 2хђ Заголовок 315