Рабочая программа окружающему миру 1-4 класс по УМК Школа 21 века + КТП по окружающему миру 1 класс по УМК Школа 21 века.


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» под руководством профессора Н.Ф.Виноградовой, утверждённой Министерством образования РФ – Москва: «Вентана – Граф», 2010 г. и на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой (М.: Вентана-Граф, 2010).
Рабочая программа учителя для учащихся 1-го класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 34 (далее Образовательной программой);
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»). Расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.)
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание совей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе…
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир»: учебник. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
– Виноградова Н. Ф. «Учимся думать и фантазировать»: рабочие тетради к учебнику. 1 класс – М.: Вентана-Граф, 2011.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметныхиметапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностныерезультаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результатыобучениянацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатовестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различныхпрофессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 учебных часов, из расчёта два часа в неделю.
33 х 2 ч. = 66 ч.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.); - портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.); – географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Условные обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К – полный комплект для индивидуальной работы в классе (на каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (на двух учеников);
П – комплект для работы в группах (на 5-6 учеников).
Микроскоп – Д (по возможности)
Глобус – Д (П – по возможности).
Лупа – П(Ф – по возможности)
Компас – П(Ф – по возможности).
Флюгер - Д
Барометр – Д
Бинокль - Д
Весы с набором разновесов - Д. (П – по возможности).
Термометры (спиртовой, биметаллический, медицинский) для измерения температуры воздуха, воды, тела – Д, (П спиртовые по возможности).
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся (по возможности на каждого ученика). Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.). Cодержание программы
1 класс (66 ч)
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (10 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.); ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (25 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания.
Родная страна (19 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
№ п/п Тема раздела программы.
Тема урока Кол-во
часов Дата Оборудование Основные виды учебной деятельности Требования к результату Вид контроля
1.
Нас окружает удивительный мир. 1 04.09 Учебник, презентация Обсуждают в группах и объясняют правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу). Оценивают конкретные примеры поведения в природе. Уметь выражать свое отношение к влиянию человека на природу.
Беседа повопросам
2.
Давай познакомимся.
1 05.09 Учебник Знакомятся учителем и одноклассниками. Выбирают оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Уметь составлять рассказ о себе.
Беседа повопросам
3.
Мы – школьники. 1 11.09 Учебник, плакат «Поведение в школе» Знакомятся с правилами поведения в школе. Моделируют и оценивают различные ситуации поведения в школе. Уметь назвать основные помещения в школе, ориентироваться в их местоположении. Беседа повопросам
4.
Правила поведения в школе. 1 12.09 Учебник Понимают сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. Беседа повопросам
5.
Сентябрь – первый месяц осени. 1 18.09 Учебник, картинки овощей и фруктов Пересказывают и понимают тексты о природе. Характеризуют признаки времен года
Группируют овощи и фрукты по отличительным признакам.
Уметь называть представителей растительного мира. Беседа повопросам
6.
Что нам осень подарила. 1 19.09 Уметь различать времена года.
Уметь различать признаки живой и неживой природы. Полезные свойства растений. Употребление в пищу. Текущий
7.
Грибная пора. 1 25.09 Учебник, презентация Рассказывают о роли грибов в природе и жизни людей. Различают съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Различать съедобные и несъедобные грибы. Календарь сбора грибов. Индивидуальныйопрос
8.
Семья.
Взаимоотношения в семье. 1 26.09 Учебник Различают основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность).
Готовят рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Знать членов семьи. Фронтальный опрос
9.
О маме. 1 02.10 Учебник, презентация Поддерживают семейные традиции. Приводят примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Имена, фамилии и отчества членов семьи. Труд и отдых в семье. Фронтальный опрос
10
Любимые занятия. 1 03.10 Текущий
11
Воскресный день. 1 09.10 Учебник, рабочая тетрадь Приводят примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Дорожить семейным укладом и традициями. Фронтальный опрос
12
Как из зерна получилась булка. 1 10.10 Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством. Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Текущий
13
Человек и домашние животные. 1 16.10 Учебник Группируют объекты природы по признакам: домашние – дикие. Характеризовать диких и домашних животных. Характеризовать особенности домашних животных. Текущий
14
Октябрь уж наступил. 1 17.10 Учебник Описывают сезонные изменения в природе. Исследуютсвязи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Пересказывают и понимают тексты о природе. Уметь называть представителей растительного мира. Уметь различать времена года.
Беседа повопросам
15
Явления природы. 1 23.10Учебник, презентация Сравнивают и различают деревья, кустарники и травы. Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей. Наблюдаютпогоду самостоятельно и в группах и описывают ее состояние. Называть примеры явлений природы: дождь, листопад, гроза, ледоход, первый снег, снегопад, радуга, туман, иней.Текущий
16
Где ты живешь. Памятные места города. 1 24.10 Учебник, информация о памятных местах города Рассказывают по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Участвуют в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города. Беседа повопросам
17
Правила поведения на дорогах. Беседа повопросам. 1 30.10 Учебник, памятки правил поведения Изображают путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Участвуют в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. Знать знаки дорожного движения. Уметь пользоваться ими при переходе улицы. Индивидуальныйопрос
18
Ты и вещи. 1 31.10 Учебник, рабочая тетрадь Умеют ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирают учебное место после занятий. Знать профессии людей, связанных с предприятиями Фронтальный опрос
19
Кто работает ночью. 1 13.11 Учебник, лист бумаги Моделируют правила пользования телефоном. Записывают телефоны экстренной помощи. Моделируют ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Знать:
Телефоны экстренной помощи. Текущий
20
Что такое здоровье. 1 14.11 Учебник Моделируют в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Правила оказания помощи при несчастных случаях. Фронтальный опрос
21
Твои помощники – органы чувств. 1 20.11 Учебник, презентация Характеризуют основные функции органов чувств. Уметь выполнять правила здорового образа жизни. 22
Правила гигиены. 1 21.11 Учебник Обсуждают в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Уметь выполнять правила личной гигиены. Индивидуальныйопрос
23-
24
О режиме дня.
О времени и часах. 1
1 27.11
28.11 Учебник, плакаты Оценивают, в какой мере выполняется режим дня.
Работают в группах по составлению режима дня
Определяют время по часам с точностью до часа. Оценивают, в какой мере выполняется режим дня. Уметь выполнять режим дня.
Определение времени по часам.
Самостоятельнаяработа
25
Урок в спортивном зале. 1 04.12 Спортивный инвентарь Обсуждают в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Индивидуальныйопрос
26
Ноябрь – зиме родной брат. 1 05.12 Учебник Характеризуют признаки времен года. Описываютсезонные изменения в природе. Проводят групповые наблюдения во время экскурсии. Уметь называть представителей растительного мира. Уметь различать времена года.
Беседа повопросам
27
Дикие животные. 1 11.12 Учебник Исследуют связи жизнедеятельности животного и времени года.
Пересказывают и понимают тексты о природе. Уметь называть представителей животного мира. Называть особенности зимовки. Текущий
28
Звери –
Млекопитающие. 1 12.12 Учебник Описывают внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Различают животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида. Тест
29
Что мы знаем о птицах. 1 18.12 Учебник Исследуют связи жизнедеятельности животного и времени года. Определять влияние погодных условий на жизнь птиц. Текущий
30
Родной край. 1 19.12 Иллюстрации к учебнику Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Находят на карте России родной регион. Трудовая деятельность людей в регионе. Фронтальный опрос
31
Дом, в котором ты живешь. 1 25.12 Учебник Называют основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности. Знакомство с рекламными афишами, вывесками различных учреждений. Индивидуальныйопрос
32
Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. 1 26.11 Учебник, рабочая тетрадь Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Текущий
33 В декабре, в декабре все деревья в серебре. 1 15.01 Учебник, презентация Исследуют связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводят групповые наблюдения.
Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе. Беседа повопросам
34 Какая бывает вода. 1 16.01 Учебник Характеризуют свойства воды. Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воды. Различать состояния воды. Текущий
35 О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. 1 22.01 Учебник Моделируют ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивают реальные и игровые ситуации общения. Моделируют правила пользования телефоном. Человек – создатель и носитель культуры. Текущий
36 Идем в гости. 1 23.01 Учебник, презентация Текущий
37 С Новым годом! 1 29.01 Учебник, презентация, рабочая тетрадь Собирают материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. Праздничные дни России и родного города.
Опыт общения сосверстниками и взрослыми. Текущий
38 Январь – году начало, зиме середина. 1 30.01 Учебник Проводят групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Пересказывают и понимаюттексты о природе. Сравнивать времена года. Сезонные изменения в природе. Беседа повопросам
39 Хвойные деревья. Названия, внешний вид. 1 05.02 Учебник .Характеризуют хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делают выводы. Сравнивать хвойные деревья (на примере растений родного края) Фронтальный опрос
40 Жизнь птиц. 1 06.02 Учебник, презентация Описывают внешний вид, характерные особенности представителей птиц. Различают животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Уметь определять по строению клюва о способах питания птиц. Самостоятельнаяработа
41 Наша страна – Россия. 1 19.02 Учебник, презентация Узнают и описывают государственные символы.
Объясняют основные изображения Государственного герба России. Называть столицу и показывать ее местоположение на карте России. Знать символику России. Текущий
42 Богата природа России.
1 20.02 Учебник, презентация Сравнивают и различают деревья, кустарники и травы. Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей. Разнообразие животного и растительного мира. Правила поведения в природе. Текущий
43 Мы – россияне. 1 26.02 Учебник, рабочая тетрадь Описывают обычаи народов России.
Моделируют ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Народы, населяющие Россию: культура, обычаи. Фронтальный опрос
44 Народная сказка. 1 27.02 Учебник Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выразительное чтение фольклорных произведений. 45 Февраль – месяц метелей и вьюг. 1 05.03 Учебник Проводят групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Описывают сезонные изменения в природе. Сравнивать времена года. Сезонные изменения в природе. Беседа повопросам
46 Звери – млекопитающие. 1 06.03 Учебник, презентация Описывают внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида. Фронтальный опрос
47 Наш уголок природы. 1 12.03 Учебник Характеризуют деятельность человека по отношению к природе. Взаимосвязь человека и животного мира. Необходимые условия обитания. Беседа повопросам
48 Мы – граждане России. 1 13.03 Учебник, плакаты Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Уметь называть свою страну, основные права и обязанности граждан России. Беседа повопросам
49 О правилах поведения. 1 19.03 Учебник, рабочая тетрадь Моделируют ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивают реальные и игровые ситуации общения. Человек – создатель и носитель культуры. Текущий
50 8 Марта – праздник всех женщин. 1 20.03 Учебник, презентация Собирают материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. Праздничные дни России и родного города. Опыт общения сосверстниками и взрослыми. Текущий
51 Март – капельник. 1 02.04 Презентация Характеризуют признаки времен года. Проводят групповые наблюдения. Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе. Беседа повопросам
52 Здоровая пища. Режим питания. 1 03.04 Учебник, плакат Обсуждают в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Правила питания. Полезные продукты. Самостоятельнаяработа
54 Какое бывает настроение. 1 09.04 Учебник, презентация Учатся владеть собой. Моделируют и оценивают различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Осваивать правила поведения в различных ситуациях. Фронтальный опрос
55 Апрель – водолей. 1 10.04 Учебник Исследуют связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывают тексты о природе. Знать условия благополучной жизни растений и животных. Беседа повопросам
56 Весенние работы. 1 16.04 Учебник Характеризуют условия, необходимые для жизни растений. Выращивание растения в группе. Правила высаживания и ухода за растениями. Беседа повопросам
57 Кто работает на транспорте. 1 17.04 Учебник Участвуют в учебной игре о правилах пользования транспортом. Знать профессии людей, связанных с транспортом. Текущий
58 День космонавтики. 1 23.04 Учебник, презентация Собирают материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. Праздничные дни России и родного города.
Опыт общения сосверстниками и взрослыми. Текущий
59 Май весну завершает, лето начинает. 1 24.04 Учебник Характеризуют признаки времен года. Описывают сезонные изменения в природе. Уметь называть условия благополучной жизни растений и животных. Беседа повопросам
60 Жизнь земноводных весной. 1 30.04 Учебник, презентация Обсуждают в группах и объяснятьправила поведения в различных ситуациях (на реке и озере). Необходимые условия для развития земноводных. Текущий
61 Животное – живое существо. 1 07.05 Учебник, рабочая тетрадь Анализируют влияние современного человека на природу. Моделируют ситуации по сохранению природы и ее защите. Правила поведения в природе. Красная книга России, Ростовской области. Индивидуальныйопрос
62 Скоро лето. 1 08.05 Учебник, плакаты Характеризуют признаки времен года. Пересказывают и понимают тексты о природе. Уметь различать времена года. Текущий
63-64 Ты – пешеход. 1 14.05
15.05
Учебник, плакаты, рабочая тетрадь Изображают путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализируют ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвуют в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. Оценивать поведение пешеходов на улице. Тематический
65-66 Урок-экзамен.
2 21.05
22.05 Тест Самоконтроль и самооценка Выполнение различных заданий по курсу «Окружающий мир». Итоговый