Разнообразные формы контроля и коррекции знаний на уроках биологии и химии в малокомплектной школе


Вот уже на протяжении 12 лет я работаю в малокомплектной школе. Что значит малокомплектная школа? Малокомплектной называется школа, в которой отсутствуют параллели тех или иных классов (может отсутствовать целый класс из-за того, что нет учащихся данного возраста), а начальные классы объединены в класс-комплект. Средняя наполняемость классов – от 1 до 5 человек. Наполняемость классов-комплектов – до 15 человек. В таких классах нельзя работать группами. И те формы контроля и коррекции знаний, которые можно использовать в городской школе, не всегда приемлемы. Поэтому приходиться каким-то образом выходить из данной ситуации. Педагогическая проблема, над которой я работаю, это: «Разнообразные формы контроля и коррекции знаний на уроках биологии и химии в малокомплектной школе». Современная школа должна дать качественное образование, а учащиеся образовательной школы им овладеть. К учителю в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предъявляются новые требования. Он должен научить каждого учащегося мыслить, иметь свою точку зрения и уметь ее доказывать, а также полученные знания, умения и навыки применять на практике. Систематический контроль знаний и умений учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Для определения у учащихся усвоения изученного материала нужно использовать разнообразные формы контроля, а также коррекции некачественно усвоенных знаний. Я хочу вам рассказать про те формы контроля знаний, которые я применяю на практике. Особый интерес к предмету вызывают занимательные формы проверки знаний. Дидактические игры (ребусы, кроссворды, «Крестики – нолики», логические задачи, задачи – загадки) способствуют развитию коммуникативных умений у учащихся. Ученики очень любят отгадывать ребусы по биологии, составлять кроссворды В своей практике использую уроки – практикумы, викторины, уроки – исследования, уроки – путешествия. Важно использовать на уроках ситуацию успеха. Когда на моих уроках ученик становится партнером и получает удовольствие от результатов своего труда, это вызывает положительные эмоции. Очень нравится учащимся самим оценивать деятельность одноклассников на уроках. Это для них более значимо, чем оценка учителя. Из опыта своей работы я могу сделать вывод, что применяя разнообразные формы контроля и коррекции знаний на уроках химии и биологии, урок становится более интересным, наглядным, процесс обучения индивидуальным и дифференцированным. Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником,- не просто пройти программу, а получить фундаментальные прочные знания. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к биологическим и химическим заданиям.
Устный опрос.
Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
Контрольные работы.
Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка домашних работ учащихся.
Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, я периодически беру тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки.
Тестовые работы.
Практически на каждый урок ,я готовлю индивидуальные тесты. Тестовая работа ученикам очень нравится, т.к. предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.
Самостоятельная работа на уроке биологии.
Проведение самостоятельной работы на уроках биологии и химии прочно вошло в практику. Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в процессе ее выполнения, но это вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы — это фактически решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель на уроке. Время выполнения такой работы каждым учеником в классе, естественно, различно. Поэтому учащимся, которые быстро справились с заданием, я предлагаю индивидуальную работу.
Занимательные формы проверки знаний Среди нетрадиционных форм, используемых мною при преподавании биологии и химии , дидактические игры наиболее популярны. С одной стороны, это обусловлено психологическими особенностями подростков, с другой – программными требованиями по предмету. Использование дидактических игр на уроках контроля знаний и умений вызывает интерес и положительные эмоции, способствует предупреждению перегрузки, снимает чувство беспокойства. В своей практике использую следующие дидактические игры:
1. “Загадки” – несложные, интересные загадки могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.
2. “Химическая разминка”.
а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
3. «Восстанови пропущенное».
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:
по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
в среднем ряду - знаки элементов II группы;
по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.
Al? Na? ZnCaK Sr?
Вариант ответа:
AlMgNaBaZnCaK SrGa4.«Продолжи ряд».
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As, :;
б) F,- :, Na+, S2-, Ar, :
Варианты ответов:
а) Li, Al, As, Ts;
б) F,- Ne, Na+, S2-, Ar, Ca2+, As3-, Kr, In3+.
5.Убери «лишнее».
В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
а) NaCl; AgNО3; KCl; KNО3;
б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.
Варианты ответов: а) KNO3 или AgNO3; б) CaSO4.[1]
6.Найдите соответствия.  На одной стороне доски записываются животные под номерами - на другой стороне даны классы под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые биологические ,либо химические понятия.
                                                        Позвоночные
Кета                                                                          А. Птица
Сайгак                                                                      Б.  Рыба
Воробей                                                                    В. Пресмыкающиеся
Саламандр                                                                Г. Млекопитающие
Черепаха                                                                   Д. Амфибия
                                            Внутренние органы птиц
Сердце                                                            А. Переваривание пищи
Легкие                                                             Б. Дыхание
Почки                                                              В. Орган размножения самца
Желудок                                                          Г.Накопитель пищи
Яичник                                                            Д. Орган размножения самца
Семенник                                                        Е. Обеспеч. орг-ма О2Зоб                                                                   Ж. Орган выделения
Использованная литература:
Кон- “Психология старшеклассника” г. Москва. Просвещение – 1982г.
И.С.Гаврилычев – “Организация игр”
З.Леонова – “Игра, как средство формирования коллектива”. “ Воспитание школьников” - №3-1987г. с.48.
Г.Сегенюк” Познавательные игры в группе продленного дня” “Воспитание школьников”- №5- 1988г. с.35.
Т.А. Акимова “Интеллектуальные игры с химическим содержанием” “ Химия в школе” -№5- 1996г. с.71.