Доклад для МО Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков ,адаптированных к условиям коррекционно-развивающего обучения








Доклад для методического объединения по теме: «СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПЕДТЕХНИКИ, АДАПТИРОВАННЫХ К УСЛОВИЯМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»








Составил учитель-дефектолог
Колбасюк Л. Н.












2015 год



СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПЕДТЕХНИКИ, АДАПТИРОВАННЫХ К УСЛОВИЯМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В основе проведения уроков в коррекционной школе для учащихся с отклонениями в развитии лежат три задачи.
В зависимости от того, какие конкретные образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи ставит учитель, различают традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы, в основе которых лежат
-принцип эффективности выбора той или иной формы -принцип целесообразности их использования.
Какой же урок можно считать эффективным?
Главное в уроке – это результат: что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь ввиду следующие параметры:
-понят ли учащимися теоретический материал, -научились ли применять полученные знания на практике, -сформировались ли навыки по теме урока, -проведена ли учителем коррекционная работа, -проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
Таким образом, эффективность урока - это его результативность.
Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ.
Форма – это определенный способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме. Структура, содержание, методические приемы традиционного урока строго определенные. Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приемами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные приемы коллективной и групповой работы, “мажорный” тон, субъект-субъектные отношения.
Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.
Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока.
Виды нетрадиционных уроков:
урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-соревнование, урок-суд,
урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие,
урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок-отчет и т. д.

ИПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ НА УРОКАХ.
Но, однако же, если нетрадиционные формы проведения уроков как организацию целого учебного процесса нужно использовать не всегда, в разумных пределах, на определенных этапах изучения той или иной темы, следуя принципам целесообразности и эффективности их применения, то использование активных приемов педагогической техники, адаптированных к условиям коррекционно-развивающего обучения и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, является непременным условием проведения современных традиционных уроков у творчески работающих педагогов.
Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке.
Особенности использования приемов педагогической техники в коррекционной школе 1.Приемы, используемые на уроках в коррекционной школе, должны решать и учебную, и коррекционную задачу.
2.Умственная активность является основой осуществления коррекционного влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий. При этом особое значение в усвоении знаний занимают примы сравнения, сопоставления, определения, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения, выводов.
3.Подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами.
Структуирование учебного материала – основной принцип коррекционного обучения.
4.Повторение, не повторяясь, - вариативное повторение. Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии.
5.Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.
6.Учитывая особенности нарушений внимания (рассеянность, неустойчивость) ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов). Картину вывешивать или открывать тогда, когда она нужна для работы. Если картина вывешена заранее, то в нужный момент активность восприятия снижается.
7.Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки (постепенно предавая функцию контроля самому ребенку). Корректировка помогает предотвратить неправильные действия, которые могут перейти в ошибочный стереотип.
8.Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании осуществлять закрепление.
9.В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.
10.Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.
ВЫВОД
а) Каждая форма и прием педагогической техники, примененные на уроке должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в условиях коррекционно-развивающего обучения.
б) При отборе той или иной формы, приема необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определенного класса, должны учитываться индивидуальные особенности учащихся и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приема.
в) Методика использования формы, приема должна быть четко продумана учителем, скурпулезно отработана совместно с учащимися, только тогда она дает положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к учению.


ЛИТЕРАТУРА
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы. Сборник №1./ Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”,
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе./ Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1994.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 1999.
4. Кошкарев О.И. Груздова Т.А. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8 вида.- г. Боровичи, 2002.
5. Лизинский В.М. О методической работе в школе./ И.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.
6. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта./ Методические рекомендации для руководителей и педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- Сыктывкар, 2004.
7. Развитие и коррекция. № 3, 1998. / Научно-методический журнал. Под ред. Худенко Е.Д.- М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 1998.
8. Развитие и коррекция. № 4, 1998./ Научно-методический журнал. Под ред. Худенко Е.Д.- М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 1998.
9. Развитие и коррекция. № 5, 1999./ Научно-методический журнал. Под ред.Худенко Е.Д. – М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 1999.
10.Развитие и коррекция .№ 9, 2001./ Научно-методический журнал. Под ред.Худенко Е.Д. – М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 2001.
11. Селевко Г.В, Современные образовательные технологии./ Учебное пособие. – М.- Народное образование, 1998.
12. Сердюченко О.И. Современные образовательные технологии./ Научно-практический журнал “Завуч” № 2, 2002. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002.
Заголовок 1 Заголовок 315