Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути её повышения
«Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения. Факторы, влияющие па устойчивость функционирования при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения»
«Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути её повышения»
Учебные цели занятия:
Изучить мероприятия по устойчивому функционированию отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути ее повышения.
Изучить факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Ознакомить с комплексом заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения, и организация их выполнения.
Метод проведения занятия: лекция
Место проведения занятия: учебный кабинет
Время, отводимое на занятие: 2 (1) академических часа
Нормативные правовые акты
Федеральные законы:
№28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне».
№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
№116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
№ 190-ФЗ от 29.12.2004 г. «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
№ 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Постановления Правительства РФ:
№804 от 26.11.2007 г. « Об утверждении Положения о ГО в РФ»
ГОСТ, СНиП, СП
ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по ГО, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства»
СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»
СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (Носит рекомендательный характер).
СП 11-112-2001 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований
Нормативные правовые акты Ульяновской области:
Постановления Правительства Ульяновской области
«Об утверждении Положения о комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики Ульяновкой области в мирное и военное время» от 31.03.2008г. № 134-П.
«Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Ульяновской области» от 23.10.08 г. № 452-п.
Распоряжение Правительства Ульяновской области
«Об устойчивости функционирования организаций на территории Ульяновской области в чрезвычайных ситуациях» от 08.02.2011 г. № 67-пр – ДСП.
«О поддержании устойчивого функционирования организаций на территории Ульяновской области в военное время» от 14.03.2011 г. № 147-пр-ДСП.
Постановление Главы города Ульяновска
«О повышении устойчивого функционирования организаций, предприятий и учреждений г. Ульяновска в ЧС мирного и военного времени» от 26.12.2005 г. № 3181.
Литература
«Рекомендации по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований (муниципального района, городского округа) на территории Приволжско-Уральского региона». Приволжско-Уральский региональный центр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2006г.
Гражданская оборона на объектах сельскохозяйственного производства – М. 1984.
Учебное пособие «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций/Под общ. Ред. М.И.Фалеева. – Калуга: ГУП «Облиздат». 2001.
Организационно-методические указания
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия со всеми категориями должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
главы местных администраций и руководители организаций, работники эвакуационных органов, должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС, должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС – лекция - 1 час.
работники комиссий по повышению устойчивости функционирования – 4 часа, из них лекция – 2 часа, семинар – 2 часа.
работники осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС – 3 часа, из них лекция – 1 час, дистанционное обучение и электронное обучение – 2 часа.
Материал лекции имеет направленный прикладной практический характер, содержание темы значительно превышает время, выделенное на проведение занятия и поэтому изложение материала должно носить проблемный характер с отражением основных блоковых вопросов, которые позволили бы на практике расширить теоретические и практические знания и навыки слушателей.
Учебные вопросы и расчёт учебного времени
№
п/пНаименование учебных вопросов Время (мин)
2
часовое занятие 1
часовое занятие
I. Вступительная часть
Проверить готовность слушателей к занятию.
Объявить тему и учебные цели. 5 2
II. Основная часть
Первый учебный вопрос:
Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути ее повышения.
Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС природного и техногенного характера. 80
20 40
10
Второй учебный вопрос:
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения, и организация их выполнения. 40 20
Третий учебный вопрос:
Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Подготовка объекта к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы. 20 10
III. Заключительная часть
Подвести итоги занятия. Поставить задачи на самостоятельную работу по изученному материалу. 5 3
Содержание занятия
Вступительная часть
Развитие человеческого общества достигло такого этапа, на котором от нормального функционирования экономики, коммунально-энергетического хозяйства городов, транспорта напрямую зависит жизнеспособность населения городов, населённых пунктов и страны в целом.
Так, например, перебои в работе транспорта влекут за собой перебои в снабжении населения продовольствием и другими видами жизнеобеспечения. Остановка или снижение ритма движения транспорта оказывают существенное влияние на функционирование промышленных предприятий и различных по роду деятельности организаций.
В свою очередь перебои в работе промышленных предприятий, систем коммунально-энергетического хозяйства приводят к дальнейшему ухудшению работы транспорта и других звеньев городского хозяйства.
Образуется замкнутый цикл взаимоувязанных по своей производственной деятельности звеньев, выход из строя хотя бы одного из которых может нарушить функционирование городского или объектового хозяйства, а в ряде случаев и целого региона.
Причинами сбоя нормального функционирования городского или объектового хозяйства могут быть различные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, а в военное время – применение современных средств поражения. Уместно помнить и об участившихся случаях террористических актов, в результате которых имеются человеческие жертвы, нарушаются производственные процессы, наносится большой материальный ущерб.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, является предупреждение возникновения ЧС мирного времени и ослабление их последствий, а также снижение ущерба при вооружённом нападении на территорию государства. В декабре 1994 года был принят Федеральный закон № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», в соответствии с которым на территории России была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС). Она предусматривает осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивого функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС.
В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон №28 «О гражданской обороне». Этим законом определены основные задачи по защите населения и территорий в военное время. Одна из них – это разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Совершенно очевидно, что руководителям органов исполнительной власти всех уровней, руководителям всех объектов, независимо от форм их собственности, надлежит разрабатывать и выполнять мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики от воздействия поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. Наряду с этим стоит задача: восстановление объектов в случае получения ими повреждений или разрушений в ЧС мирного и военного времени. Для решения этих задач необходимо проведение в мирное время целого комплекса соответствующих мероприятий.
II. Основная часть
Первый учебный вопрос:
«Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути ее повышения».
«Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС природного и техногенного характера».
Определения:
Объект экономики (ОЭ) – это государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы, объединённое единой системой управления и расположенное на единой площадке.
Промышленный ОЭ – инженерно-технический комплекс (ИТК), включающий совокупность отдельных элементов:
зданий и сооружений;
технологического оборудования;
сетей коммунально-энергетического снабжения (КЭС);
инженерных, технологических и транспортных коммуникаций;
зданий, сооружений административного, хозяйственного и бытового назначения.
В нашей стране большая часть существующих объектов экономики проектировалась и строилась несколько десятков лет назад. За минувшие годы эти объекты подверглись износу, естественному «старению». Кроме того, за десятки лет в некоторых регионах изменился климат, усилилось влияние потенциально опасных объектов на окружающую природную среду, изменилась технология производства и т.д. Иными словами претерпели существенные изменения те исходные данные, в соответствии с которыми определялись расчётные нагрузки на конструктивные элементы, а также иные параметры, по которым проектировались промышленные объекты, инженерные и технологические коммуникации.
Указанные изменения не могли не отразиться на защите объектов от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Иными словами – на устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Что же такое устойчивость?
Устойчивость функционирования объекта в ЧС – это способность объекта выполнять свои функции (планы, программы) в условиях возникновения ЧС, применения противником средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.)Каждый объект экономики в зависимости от характеристики технологических процессов, вида и объёмов выпускаемой продукции, месторасположения и других особенностей имеет свою специфическую структуру. Однако практически каждый объект структурно состоит из комплекса административных и производственных зданий, сооружений топливно-энергетического хозяйства, коммунально-энергетических и технологических систем и сети связи, отдельно стоящих технологических установок, складского хозяйства.
При возникновении ЧС возможен выход из строя одного или нескольких элементов объекта, что, в свою очередь, оказывает влияние на всю его инфраструктуру.
Наиболее опасными поражающими факторами для производственного комплекса объекта являются ударная волна, образующаяся при взрывах газовоздушной, паровоздушной смесей, ядерном взрыве или взрывах обычных взрывчатых веществ, световое излучение, образующееся при взрывах, а также тепловое воздействие при пожарах.
Именно в военное время положение многократно усугубляется и объекты, попавшие в сферу воздействия современных средств поражения, часто надолго будут выходить из строя.
Однако непосредственное воздействие поражающих факторов современного оружия коснется только небольшого числа объектов экономики. Многие же другие объекты, отстоящие на сотни километров от районов применения ОМП, но связанные с пострадавшими заводами-поставщиками, также вынуждены прерывать свою деятельность, не получая от последних комплектующих изделий, сырья и т.п.
Устойчивость функционирования объекта зависит от целого ряда факторов, в том числе от физической устойчивости его элементов к воздействию ЧС мирного и военного времени, защиты персонала объекта, наличия надёжных производственных связей, подготовки объекта к восстановлению и др.
Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объекта предусматриваются на стадии проектирования объекта и включаются в состав проектно-сметной документации.
Эти мероприятия разрабатываются согласно требованиям федеральных руководящих и нормативных документов, в т.ч. СНиП 2.01.51.-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО», и ведомственных нормативных документов.
В соответствии с требованиями руководящих и нормативных документов должны предусматриваться следующие мероприятия по устойчивости функционирования объектов:
рациональная застройка и размещение объектов экономики на территории субъектов Федерации, города, а также рациональное размещение зданий и сооружений на территории объекта;
обеспечение защиты персонала объектов;
повышение надёжности работы коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем объектов;
исключение или ограничение возможности образования вторичных факторов поражения (пожаров, взрывов и т.д.)
обеспечение надёжности систем управления объектов;
обеспечение надёжных производственных связей и материально-технического снабжения;
подготовка перевода коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем объектов экономики на аварийный режим работы и упрощённые технологии для военного времени;
подготовка к восстановлению коммунально-энергетических систем объектов, а также нарушенного производства на объектах.
Все эти мероприятия, как уже отмечалось, должны быть предусмотрены в проектном решении на строительство или реконструкцию объектов.
Ответственность за выполнение мероприятий по устойчивости функционирования территорий и объектов несут соответствующие руководители.
По истечении определённого периода времени или в связи с какими-либо изменениями необходимо предусматривать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов при ЧС мирного и военного времени.
Повышение устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени – это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных, технологических мероприятий, осуществляемых на объекте с целью снижения риска возникновения ЧС, защиты персонала объекта, снижения ущерба от их возникновения, от применения противником средств поражения и террористических актов, а также восстановления нарушенного производства в сжатые сроки.Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) объекта включает комплекс следующих мероприятий:
организационные (связанные с планированием выполнения мероприятий по ПУФ объекта, разработкой соответствующих нормативных документов);
инженерно-технические (связанные с мероприятиями по защите персонала объекта и населения в прилегающей к объекту территории);
специальные (связанные с мероприятиями по подготовке объекта к работе при угрозе ЧС и его восстановлению).
Каковы пути повышения устойчивости функционирования объекта?
Заблаговременное проведение мероприятий по ПУФ объекта, т.е. при повседневной готовности объекта.
Проведение мероприятий по ПУФ объекта при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени.
Подготовка объекта к восстановлению после ликвидации последствий ЧС.
Мероприятия по ПУФ объекта должны проводиться по следующим основным направлениям:
рациональное размещение зданий, сооружений, коммуникаций на территории объекта;
защита персонала объекта и населения в прилегающей территории;
защита инженерно-технического комплекса объекта от поражающих факторов ЧС, современных средств поражения и повышение их стойкости к их воздействиям;
перевод объекта на современные безопасные технологии и внедрение систем контроля и управления производством;
организация надёжных производственных связей и материально-технического снабжения на объекте;
подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы;
подготовка к восстановлению нарушенного производства;
обеспечение технологической дисциплины, маскировки и охраны объекта.
Уместно напомнить, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 в число основных задач, стоящих перед РСЧС, входит: «осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях».Вопросами подготовки объекта к функционированию в условиях ЧС должна заниматься специально созданная комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта.
Второй учебный вопрос:
«Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения, и организация их выполнения».
Повышение устойчивости работы в ЧС достигается заблаговременным проведением комплекса организационных, инженерно-технических и технологических мероприятий, направленных на максимальное снижение воздействия поражающих факторов при ЧС мирного и военного времени.
При выработке мероприятий ПУФ необходимо всесторонне оценивать их техническую и экономическую целесообразность. Мероприятия будут считаться экономически обоснованными в том случае, если они максимально увязаны с задачами, решаемыми в безопасный период для обеспечения безаварийной работы объекта, улучшения условий труда, совершенствования производственного процесса. Примером таких решений могут служить: использование убежищ для народнохозяйственных целей и обслуживания населения; строительство подземных ёмкостей для горючих, ядовитых и агрессивных жидкостей и газов и пр.
Что представляет из себя план мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта. Он состоит из двух самостоятельных разделов (частей):
плана основных инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта на установленный период;
плана – графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
План основных инженерно-технических мероприятий разрабатывается на определённый период (текущий год или перспективу).
Мероприятия, предусмотренные планом, должны выполняться в ходе обычного производственного процесса, во время выполнения на объекте работ по капитальному строительству, ремонту и т.д. В нём мероприятия группируются по следующим основным направлениям (разделам):
Защита персонала объекта и населения в прилегающей застройке от ЧС мирного и военного времени.
Новое строительство и реконструкция зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей с учётом современных требований.
Перевод работы объекта на современные безопасные технологии.
Мероприятия по защите инженерно-технического комплекса объекта.
Повышение устойчивости коммунально-энергетических и технологических систем объекта.
Повышение устойчивости работы систем управления производством, связи и оповещения.
Организация надежных производственных связей.
Подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы.
Совершенствование системы маскировки и охраны территории объекта.
Подготовка объекта к восстановлению.
Как уже говорилось выше, для реализации каждого из этих направлений проводятся организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.
Организационные мероприятия позволяют осуществлять заблаговременное планирование и нормативное обеспечение действий органов управления, сил и средств, а также всего персонала объекта при угрозе возникновения и непосредственно при ЧС. К ним относятся:
прогнозирование последствий возможных ЧС и разработка планов действий на мирное время, включая подготовку и проведение мероприятий по всем направлениям повышения устойчивости функционирования объекта;
подготовка руководящего состава к работе в ЧС;
создание и организация работы комиссии по ПУФ;
создание и оснащение центра аварийного управления объектом и локальной системой оповещения;
разработка инструкций (наставлений, руководств) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций на объекте, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;
обучение персонала объекта соблюдению мер безопасности и способам действий при возникновении ЧС, локализации аварий и пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;
подготовка сил и средств объекта для проведения мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций и восстановлению производства;
установление размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;
подготовка проведения эвакуации персонала объекта и населения из опасных зон;
создание и содержание в постоянной готовности систем оповещения и управления при ЧС;
организаций медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные дозы внешнего и внутреннего облучения.
Инженерно-технические мероприятия обеспечивают повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования, инженерных коммуникаций и в целом производства, а также создание условий для его быстрого восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов, возникающих при ЧС.
Инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта разрабатываются в соответствии с требованиями норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО (СНиП 2.01.51-90), ведомственных норм, соответствующих государственных норм и стандартов.
К числу инженерно-технических мероприятий относятся также и технологические мероприятия, проводимые в целях повышения устойчивости инженерно-технического комплекса объекта.
К числу инженерно-технических мероприятий относятся:
обеспечение безаварийной работы инженерно-технического комплекса объекта, с учётом его состояния как возможного источника возникновения ЧС;
обеспечение энергоснабжения объекта от двух независимых источников или устройство двух вводов электросетей с различных направлений;
обеспечение защиты трансформаторных подстанций (устройство дополнительных кирпичных или железобетонных стен, их обвалование грунтом и т.п.);
заглубление в грунт кабельных электросетей;
приобретение и подключение к энергосистеме объекта передвижных электростанций;
обеспечение подачи воды на объект от двух независимых источников, один из которых целесообразно иметь подземным;
обеспечение закольцевания сетей водоснабжения объекта;
заглубление в грунт водопроводных сетей и резервуаров для питьевой воды;
герметизация артезианских скважин;
размещение пожарных гидрантов на незаваливаемой территории;
обеспечение подачи газа на объект от двух независимых источников;
заглубление в грунт газовых сетей;
обеспечение закольцевания газовых сетей на объекте;
установка на газовых сетях автоматических устройств, срабатывающих от перепада давления, а также запорной арматуры с дистанционным управлением;
обеспечение защиты резервуаров путём устройства железобетонных казематов и их обвалование грунтом.
Все эти и другие мероприятия должны выполняться в мирное время при новом строительстве или реконструкции объекта или его отдельных участков.
Специальные технологические мероприятия способствуют созданию условий для перевода работы объекта на аварийный режим работы и обеспечению всех видов защиты и спасения людей, попавших в зоны ЧС, и быстрой ликвидации ЧС и ее последствий. К ним относятся:
перевод объекта на аварийный режим работы;
подготовка объекта к восстановлению после ликвидации ЧС;
создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации разлившихся сильно действующих ядовитых веществ, дегазации местности, зараженных строений, транспортных средств, одежды и обуви;
разработка и внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;
обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных заданиях;
разработка и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;
разработка и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;
разработка и внедрение мероприятий по маскировке территории объекта, в т.ч. светомаскировки;
разработка и внедрение мероприятий по охране территории объекта;
разработка и внедрение мероприятий по антитеррористической защите территории объекта;
накопление средств индивидуальной и медицинской защиты.
Перевод объекта на аварийный режим работы включает следующие мероприятия:
перераспределение персонала объекта по сменам;
обеспечение наибольшей защиты работающей смены;
подготовка к безаварийной остановке производства;
подготовка к отключению цехов (участков и др. подразделений), прекращающих работу;
введение системы круглосуточного управления производством;
введение в действие системы оповещения;
проведение мероприятий по сохранению необходимой документации;
проведение мероприятий по маскировке объекта, в т.ч. светомаскировке;
усиление охраны территории объекта.
Подготовка объекта к восстановлению включает:
разработку проекта восстановления объекта;
создание страхового фонда документации (СФД), необходимой для восстановления объекта и выпуска запланированной продукции;
подготовку рабочей силы и техники, необходимой для проведения восстановительных работ;
планирование материально-технического снабжения.
План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта разрабатывается:
на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение к Плану действий на объекте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
на случай нападения противника с применением ядерного оружия, обычных средств нападения и действий диверсионных групп (приложение к Плану гражданской обороны объекта).
В План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС включаются мероприятия, не требующие больших капитальных вложений, трудоемкости и продолжительности выполнения работ, а также мероприятия, которые нецелесообразно выполнять в мирное время.
Мероприятия, включаемые в план-график, группируются по следующим основным направлениям (разделам):
Наращивание мероприятий по защите персонала объекта.
Защита хранилищ легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, пожароопасных, взрывоопасных, химически опасных материалов и веществ.
Защита высоких малоустойчивых сооружений и установок (опор ЛЭП, вышек, подъемных кранов и т.д.).
Защита оборудования внутри производственных зданий и сооружений.
Защита технологических и коммунально-энергетических сетей и сооружений.
Обеспечение резервного водоснабжения объекта.
Обеспечение резервного энергоснабжения объекта.
Обеспечению пожарной безопасности объекта.
Обеспечение маскировки и охраны объекта.
Подготовка объекта к восстановлению.
Все эти разделы включают организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.
Разработку планирующих документов организует комиссия по ПУФ объекта совместно со штабом по делам ГО и ЧС объекта. К работе по планированию должны привлекаться объектовые комиссии, службы, подразделения и отдельные специалисты.
Общее руководство разработкой плана осуществляет председатель КЧС (руководитель ГО) объекта.
Согласно требованиям Федерального закона от 21.12.94 г. № 68 (ст. 14) организации (объекты) обязаны:
планировать и осуществлять меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС.
Согласно требованиям Федерального закона от 12.02.98 г. № 28 (ст.9) организации в пределах своих полномочий проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования в ЧС мирного и военного времени объекты должны осуществлять независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Третий учебный вопрос:
«Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения».
«Подготовка объекта к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы».
В муниципальном образовании, постановлением главы муниципального образования создается комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики, комиссию возглавляет, как правило, первый заместитель главы муниципального образования. Комиссия состоит из нескольких подкомиссий (групп), которые работают по своим направлениям.
Этим же постановлением утверждается Положение о комиссии. В нем отражаются общие положения; основные задачи комиссии по организации и проведению мероприятий по устойчивости; порядок работы комиссии и её права; указываются задачи руководителей хозяйствующих субъектов (организаций).
Председателем комиссии определяются задачи каждой подкомиссии (группе), а руководители подкомиссий (групп) определяют задачи каждому члену комиссии.
Работа комиссии планируется на год (на полгода). В плане ежеквартально предусматриваются заседания комиссии. В план включаются мероприятия по подготовке заседаний (сбор и анализ данных, подготовка доклада к заседанию комиссии). Планируется подготовка ежегодного доклада по состоянию устойчивости функционирования экономики муниципального образования. Для реализации решений комиссии планируется подготовка проектов документов: постановлений, распоряжений главы муниципального образования.
Заседание комиссии документируется (оформляется протоколом). В протоколе указывается количество присутствующих, повестка заседания, докладчик, выступающие, суть выступлений, решение комиссии.
Протокол подписывается председателем комиссии и секретарем. К протоколу прилагается список присутствующих, доклад по повестке заседания, тексты и материалы выступлений.
Комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования и комиссии объектов экономики в своей работе руководствуются федеральными, территориальными нормативными правовыми актами и документами, изданными на местном уровне.
Основные из них:Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ;
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.97 г. № 31-ФЗ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26..11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Ульяновской области от 23.10.08 г. № 452-п «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Ульяновской области»;
Распоряжение Правительства Ульяновской области от - от 14.03.2011 г. № 147-пр-ДСП «О поддержании устойчивого функционирования организаций на территории Ульяновской области в военное время»;
Распоряжение Правительства Ульяновской области - от 08.02.2011 г. № 67-пр «Об устойчивости функционирования организаций на Ульяновской области в чрезвычайных ситуациях».
ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона»;
постановления (распоряжения) главы муниципального образования.
Комиссия муниципального образования при планировании работы определяет перечень объектов, с которыми она будет взаимодействовать. Перечень объектов определяется в соответствии с положениями перечисленных ниже документов:
Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. №675);
вопросы охраны важнейших государственных объектов Российской Федерации в условиях военного времени» от 25.09.95 г. № 995-48 (перечень важнейших государственных объектов Российской Федерации);
перечень потенциально опасных и технически сложных объектов (письмо Минстроя России от 24.04.95 г. № БЕ-19-9/24);
перечень объектов, продолжающих работу в военное время, в соответствии с планом гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
письмо МЧС России от 5.11.01 г. № 2/21/0231;
Перечень объектов согласовывается с Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Ульяновской области.
Организация работы комиссии муниципального образования
В соответствии с основными задачами комиссии на неё возлагается:
1.В мирное время:
координация работы руководителей хозяйствующих субъектов (организаций), расположенных на территории муниципального образования по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время;
контроль за подготовкой объектов хозяйственного комплекса муниципального образования, независимо от форм собственности, к работе в военное время (разработка, планирование и своевременное осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по совершенствованию устойчивого функционирования в экстремальных условиях), увязка этих мероприятий со схемами планировки муниципального образования и застройки населенных пунктов;
организация работы по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей объектов экономики муниципального образования для обеспечения выпуска заданных объемов и номенклатуры военной и важнейшей гражданской продукции в условиях возможных потерь и разрушений, а также по обеспечению жизнедеятельности в этих условиях;
участие в проведении проверок состояния устойчивости функционирования, командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих подготовку органов управления хозяйствующего субъекта и населения муниципального образования по вопросам устойчивости, действиям в экстремальных условиях военного времени;
участие в обобщении результатов исследовательских учений (КШУ) по дальнейшему повышению устойчивости функционирования экономики в военное время.
2. При переводе экономики муниципального образования и организаций на работу по планам военного времени:
контроль и оценка выполнения руководителями хозяйствующих субъектов, запланированных организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время;
проверка результатов работ по наращиванию мероприятий по повышению устойчивости с введением степеней готовности гражданской обороны;
обобщение данных о состоянии устойчивости экономики и подготовка предложений главе муниципального образования по выработке решений для дальнейшего совершенствования по повышению устойчивости.
3. После нападения противника:
оценка состояния важнейших объектов муниципального образования и экономики муниципального образования в целом;
подготовка предложений главе муниципального образования;
по восстановлению нарушенного управления и обеспечению жизнедеятельности населения;
по организации производственной деятельности на сохранившихся объектах (мощностях);
по проведению восстановительных работ в условиях нарушения управления и связи с органами управления субъекта.
Задачи, решение которых направлено на повышение устойчивости, глава муниципального образования в военное время, комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики выполняют в тесном взаимодействии с органами военного командования, дислоцируемого на территории муниципального образования.
В ходе решения задач по ПУФ, комиссия разрабатывает предложения по максимальному использованию возможностей муниципального образования, которые могут быть достигнуты в результате мобилизационного развертывания. Определяются основные показатели новых экономических пропорций, возникающих при возрастающих объемах производства военной продукции на предприятиях оборонных отраслей при максимально возможном использовании для этих целей предприятий гражданских отраслей промышленности, независимо от форм собственности.
Перечень документов комиссии по ПУФ муниципального образования:
постановление главы муниципального образования «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования»;
функциональные обязанности для каждого члена комиссии, утвержденные председателем комиссии;
планы работы комиссии;
протоколы заседаний комиссии;
перечень объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
материалы исследований устойчивости функционирования экономики; протоколы аттестации по устойчивости предприятий;
перспективный план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;
годовой план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;
другие документы.
Подготовка к восстановлению нарушенного производства
При анализе уязвимости промышленного объекта и оценке надежности его работы, на случай производственных аварий и стихийных бедствий, учитывается один из важнейших критериев устойчивости - заблаговременная подготовка объекта к восстановлению производства в случае получения им слабых и средних разрушений и, в частности, готовность персонала объекта к восстановительным работам, наличие восстановительных материалов, оборудования, проектов восстановления.В целях сокращения времени на ведение работ по первоочередному восстановлению поврежденного при авариях или стихийных бедствиях инженерно-технического комплекса на объекте заблаговременно должны проводиться следующие мероприятия:
разработка планов и проектов первоочередного восстановления ИТК по различным вариантам возможного разрушения;
создание и подготовка ремонтно-восстановительных бригад;
создание запасов восстановительных материалов и конструкций.
Первоочередное восстановление производства организуется после проведения АСДНР как их логическое продолжение, а в отдельных случаях - одновременно с этими работами.
Подготовка объекта к проведению восстановительных работ в сжатые сроки включает в себя заблаговременную разработку планов и проектов восстановления, подготовку рабочей силы, оснастки, необходимой документации и материально-технического обеспечения восстановительных работ.
В основу расчётов при планировании восстановительных работ берутся повреждения (разрушения) элементов производственного комплекса объекта, которые (по оценке их надежности) могут возникнуть во время производственных аварий, характерных для данного производства, или во время стихийных бедствий, при которых его здания и сооружения могут получить слабые или средние разрушения.
При планировании восстановительных работ следует исходить из того, что восстановление может носить временный и частичный характер, производиться методами временного или капитального восстановления, а также учитывать основные требования - как можно скорее возобновить выпуск продукции. Поэтому в проектах восстановления допустимы (в разумных пределах) отступления от принятых строительных, технических и иных норм.
При определении времени на ведение восстановительных работ следует учитывать возможность радиоактивного, химического, биологического заражения территории объекта при авариях химической и атомной промышленности и необходимые при этом режимные мероприятия. Все это может отодвинуть сроки начала восстановительных работ и снизить их темпы в - подготовке к восстановлению производства после поражения объекта. Готовность объекта в короткие сроки возобновить выпуск продукции - важный показатель устойчивости его работы. Чем выше эта готовность, тем скорее может быть возобновлено производство продукции после поражения объекта, тем устойчивее и надежнее оценивается его работа в военное время.
В результате ядерного удара противника объект может получить полную, сильную, среднюю или слабую степень разрушения. При получении объектом полных или сильных разрушений вряд ли будет целесообразно вновь налаживать производство в условиях ведения войны. При получении же объектом слабых или средних разрушении восстановление производства ещё в ходе войны вполне реально.
К восстановлению производства после таких разрушений объект и его персонал готовятся заблаговременно.
Как правило, планы и проекты восстановления производства разрабатываются в двух вариантах - на случай получения объектом слабых и средних разрушений. Для этих условий определяются характер и объем первоочередных восстановительных работ.
В расчётах по восстановлению зданий и сооружений указываются:
характер разрушения (повреждения), перечень и общий объем восстановительных работ (стоимость, трудоемкость сроки восстановления);
потребность рабочей силы, привлекаемые строительные подразделения объекта и обслуживающие объект организации, потребности в материалах (на энергообъектах - потребность в оборудовании), машинах, механизмах и др.
В расчетах на ремонт оборудования указываются: вид оборудования и его количество, перечень ремонтно-восстановительных работ и их стоимость, необходимая рабочая сила, материалы, запчасти и сроки восстановления.
При разработке планов и проекте восстановления, а также расчете сил и средств необходимо исходить из того, что восстановление объекта может носить временный характер. В основу планов и проектов закладывается требование как можно скорее возобновить выпуск продукции. Поэтому в проектах восстановления допустимы (в разумных пределах) отступления от принятых строительных, технических и иных норм по размещению отдельных элементов во временных облегченных сооружениях, под легкими навесами и даже на открытом воздухе. Для сокращения сроков восстановления применяются упрощенные строительные конструкции, временные и в том числе надувные сооружения с максимальным использованием сохранившихся элементов, деталей и узлов.
При определении времени на проведение восстановительных работ учитывается возможность радиоактивного заражения территории объекта, а при применении химического оружия и застой отравляющих веществ. Все это может отодвинуть сроки начала работ и снизить их темпы.
Восстановление объекта возможно при сохранении разработанных проектов, строительной и технической документации: планов, схем, инструкций, технических условий, руководств по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений, технологических и энергетических линий, агрегатов, оборудования, приборов и др. Также требуется разработать и сохранить техническую документацию на производство продукции военного времени на предприятиях-дублерах или филиалах объекта, на изготовление продукции по упрощенной технологии, а также на технологию с использованием местных ресурсов сырья.
Один из способов, обеспечивающих надежную сохранность такой документации, микрофильмирование и укрытие её в безопасных местах.
Безусловно, что эти планы и проекты потребуют существенной корректировки, так как действительная картина разрушений будет отличаться от той, которая была заложена в проекте. В этой связи на объекте создают группу проектировщиков, которая разрабатывает указанную документацию. В случае разрушения объекта от ядерного удара противника по результатам установленных разрушений эта группа производит корректировку планов и проектов по восстановлению производства.
Первоочередные восстановительные работы, в основном, будут выполняться рабочими и служащими объекта. Поэтому в планах восстановления производства предусматривается создание ремонтно-восстановительных бригад из специалистов и квалифицированных рабочих объекта.
Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы
В случае крупной производственной аварии или с началом стихийного бедствия предприятие необходимо перевести на заранее запланированный аварийный режим работ, обеспечивающий максимальное снижение возможных потерь и разрушений.
При подготовке перевода объекта на аварийный режим предусматриваются следующие мероприятия:
организация защиты рабочих, служащих и членов их семей (обеспечение СИЗ, проведение специальных профилактических мероприятий);
повышение надежности работы предприятий в условиях аварий, стихийного бедствия (подготовка к безаварийной остановке производства по установленным сигналам);
обеспечение предприятия электроэнергией, водой и т. п. в случае нарушения централизованного снабжения; защита уникального оборудования и технической документации; мероприятия по исключению и ограничению возможности возникновения вторичных поражающих факторов поражения на случай нарушения материально-технического снабжения; защита материалов, сырья, готовой продукции; частичная герметизация производственных зданий и других мероприятий при угрозе заражения АХОВ;
разработка графиков работы производственного персонала с учетом специфики стихийного бедствия (обеспечение транспортными средствами для перевозки рабочих и служащих из зоны их эвакуации и т. п.).
Подготовка к восстановлению нарушенного производства
При анализе уязвимости промышленного объекта и оценке надежности его работы, на случай производственных аварий и стихийных бедствий, учитывается один из важнейших критериев устойчивости - заблаговременная подготовка объекта к восстановлению производства в случае получения им слабых и средних разрушений и, в частности, готовность персонала объекта к восстановительным работам, наличие восстановительных материалов, оборудования, проектов восстановления.В целях сокращения времени на ведение работ по первоочередному восстановлению поврежденного при авариях или стихийных бедствиях инженерно-технического комплекса на объекте заблаговременно должны проводиться следующие мероприятия:
разработка планов и проектов первоочередного восстановления ИТК по различным вариантам возможного разрушения;
создание и подготовка ремонтно-восстановительных бригад;
создание запасов восстановительных материалов и конструкций.
Первоочередное восстановление производства организуется после проведения АСДНР как их логическое продолжение, а в отдельных случаях - одновременно с этими работами.
Подготовка объекта к проведению восстановительных работ в сжатые сроки включает в себя заблаговременную разработку планов и проектов восстановления, подготовку рабочей силы, оснастки, необходимой документации и материально-технического обеспечения восстановительных работ.
В основу расчетов при планировании восстановительных работ берутся повреждения (разрушения) элементов производственного комплекса объекта, которые (по оценке их надежности) могут возникнуть во время производственных аварий, характерных для данного производства, или во время стихийных бедствий, при которых его здания и сооружения могут получить слабые или средние разрушения.
При планировании восстановительных работ следует исходить из того, что восстановление может носить временный и частичный характер, производиться методами временного или капитального восстановления, а также учитывать основные требования - как можно скорее возобновить выпуск продукции. Поэтому в проектах восстановления допустимы (в разумных пределах) отступления от принятых строительных, технических и иных норм.
При определении времени на ведение восстановительных работ следует учитывать возможность радиоактивного, химического, биологического заражения территории объекта при авариях химической и атомной промышленности и необходимые при этом режимные мероприятия. Все это может отодвинуть сроки начала восстановительных работ и снизить их темпы в - подготовке к восстановлению производства после поражения объекта. Готовность объекта в короткие сроки возобновить выпуск продукции - важный показатель устойчивости его работы. Чем выше эта готовность, тем скорее может быть возобновлено производство продукции после поражения объекта, тем устойчивее и надежнее оценивается его работа в военное время.
В результате ядерного удара противника объект может получить полную, сильную, среднюю или слабую степень разрушения. При получении объектом полных или сильных разрушений вряд ли будет целесообразно вновь налаживать производство в условиях ведения войны. При получении же объектом слабых или средних разрушении восстановление производства еще в ходе войны вполне реально.
К восстановлению производства после таких разрушений объект и его персонал готовятся заблаговременно.
Как правило, планы и проекты восстановления производства разрабатываются в двух вариантах - на случай получения объектом слабых и средних разрушений. Для этих условий определяются характер и объем первоочередных восстановительных работ.
В расчетах по восстановлению зданий и сооружений указываются характер разрушения (повреждения), перечень и общий объем восстановительных работ (стоимость, трудоемкость сроки восстановления); потребность рабочей силы, привлекаемые строительные подразделения объекта и обслуживающие объект организации, потребности в материалах (на энергообъектах - потребность в оборудовании), машинах, механизмах и др. В расчетах на ремонт оборудования указываются: вид оборудования и его количество, перечень ремонтно-восстановительных работ и их стоимость, необходимая рабочая сила, материалы, запчасти и сроки восстановления.
При разработке планов и проекте восстановления, а также расчете сил и средств необходимо исходить из того, что восстановление объекта может носить временный характер. В основу планов и проектов закладывается требование как можно скорее возобновить выпуск продукции. Поэтому в проектах восстановления допустимы (в разумных пределах) отступления от принятых строительных, технических и иных норм по размещению отдельных элементов во временных облегченных сооружениях, под легкими навесами и даже на открытом воздухе. Для сокращения сроков восстановления применяются упрощенные строительные конструкции, временные и в том числе надувные сооружения с максимальным использованием сохранившихся элементов, деталей и узлов.
При определении времени на проведение восстановительных работ учитывается возможность радиоактивного заражения территории объекта, а при применении химического оружия и застой отравляющих веществ. Все это может отодвинуть сроки начала работ и снизить их темпы.
Восстановление объекта возможно при сохранении разработанных проектов, строительной и технической документации: планов, схем, инструкций, технических условий, руководств по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений, технологических и энергетических линий, агрегатов, оборудования, приборов и др. Также требуется разработать и сохранить техническую документацию на производство продукции военного времени на предприятиях-дублерах или филиалах объекта, на изготовление продукции по упрощенной технологии, а также на технологию с использованием местных ресурсов сырья. Один из способов, обеспечивающих надежную сохранность такой документации, микрофильмирование и укрытие ее в безопасных местах.
Безусловно, что эти планы и проекты потребуют существенной корректировки, так как действительная картина разрушений будет отличаться от той, которая была заложена в проекте. В этой связи на объекте создают группу проектировщиков, которая разрабатывает указанную документацию. В случае разрушения объекта от ядерного удара противника по результатам установленных разрушений эта группа производит корректировку планов и проектов по восстановлению производства.
Первоочередные восстановительные работы, в основном, будут выполняться рабочими и служащими объекта. Поэтому в планах восстановления производства предусматривается создание ремонтно-восстановительных бригад из специалистов и квалифицированных рабочих объекта.
Методика выбора мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
III. Заключительная часть
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны содействовать устойчивому функционированию организаций в ЧС, осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС. Федеральные органы исполнительной власти обязаны разрабатывать и осуществлять организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС.
В свою очередь организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС, а также финансировать эти мероприятия.
Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года определяет, что одной из основных задач ГО является разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В этом же законе содержится требование к органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления – проводить мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время. Организации обязаны в военное время проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования.
Таким образом, своевременное проведение мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях возможного возникновения ЧС мирного и военного времени позволит сократить вероятность возникновения аварий, катастроф и других ЧС, сократить потери среди населения (персонала объекта) и снизить материальный ущерб.