Внеклассное мероприятие Дмитрий Иванович Менделеев в поэзии

Вечер «Дмитрий Иванович Менделеев в поэзии»
Юрий Макаров,
учитель химии Малеевской СОШ,
Клинский район Московская область

Учитель Образ Дмитрия Ивановича, его преданность служения Родине, необыкновенное трудолюбие, целеустремленность и многогранность интересов- прекрасный пример для нас, подрастающего поколения. Гениальность данного человека заключается прежде всего в том, что с годами не стареют его пророчества и идеи .Уже сбылось его пророчество : «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».Не потеряли актуальность в период перестройки идеи ученого о более тесной связи науки и промышленности, кратко им сформулированные в словах : «Наука и промышленность -вот мои мечты».
Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе .До тех пор, пока человека помнят, он с нами. Весь мир знает и помнит гражданина России Дмитрия Ивановича Менделеева.
1 ученик «Твой папа вот какой :ВСЕ знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда –неспокойно .Это оттого, что он все давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. твой папа, как всегда, решает все совершенно необыкновенно, своеобычно и гениально», -прочла невеста Александра Блока Любовь Менделеева в его письме от 15 мая 1903 года. А.А. Блок не раз замечал, что Дмитрий Иванович-«это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности».
Учитель:
Очень интересна и разнообразна была жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева-гордости нашего края!
Редко кто из крупных выдающихся деятелей русской науки и особенно ученых-техников в литературе был показан как живой человек со всеми его привычками, вкусами, с повседневными заботами .Дмитрию Ивановичу Менделееву повезло. Клинский поэт Вадим Каменецкий светлой памяти великого ученого-энциклопедиста Д .И .Менделеева посвятил свое стихотворение «Российский богатырь»:
2 ученик:
Кумир ученых и поэтов
Глядит внимательно с портретов,
Своих открытий зная ширь,
С осанкой вечно молодою,
С окладистою бородою,
Былинный русский богатырь.

Все было в химии неясно,
Порой запутано ужасно.
Но вот вмешался в хаос он,
И силой мудрого прозренья
Открыл ценою озаренья
Периодический закон.

Проник он мыслью дерзновенной
И в микромир,
И в глубь вселенной,
Нас знанием вооружа.
И элементы подравнялись,
Могучей мысли подчиняясь
И человечеству служа.

Науку русскую взлелеяв,
В ней возвышался Менделеев,
Был, как блистательный пример.
Не только химик, но геолог,
Статистик, инженер, метролог,
И агроном, и землемер.

Шагал прогресс, трещали троны,
С тиранов падали короны,
А он в двадцатый новый век
Пришел как новый Ломоносов,
Решить сумевший тьму вопросов-
Природно русский человек.

Доброжелательный , веселый,
Любил гармонию во всем он,
Во всем глубокий смысл любил.
Не потому ль, ценя природу,
Стремясь к общению с народом,
Усадьбу в Боблове купил?

Толпою оживляла местность,
Бурлила Клинская окрестность,
Спеша не пропустить момент,
И шар воздушный поднимался,
Когда им гений занимался,
Чтоб провести эксперимент.

Сегодня мы воображаем,
Как небывалым урожаем
Крестьян сумел он поразить.
А он работал и работал,
Стыдиться не умея пота, -
Работе трудно возразить.

Сегодня б нам его программу,
Да б в дело воплотить упрямо.
Но мы сегодня на мели.
Завет забыли исполина,
Что мыслил в Боблове под Клином
О плодородии земли.

Всегда познанья сея семя,
Иное он предвидел время:
Не будет нищеты и зла
Обогатив трудом науку,
Он нам протягивает руку
И вдохновляет на дела.
Читая это стихотворение , я вижу действительно живого человека со своим характером, привычками, капризами; вижу его манеру говорить, выражение лица, даже слышу его голос.
В данном стихотворении прослеживается направленность научных изысканий Д .И. Менделеева : промышленности, технике, экономике, сельскому хозяйству. Им посвящено втрое больше работ, чем химии .Менделеев поражает нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учит, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей Родине, разрабатывать ее несметные природные богатства, поднимать ее благосостояние и независимость .Автор стихотворения наиболее чутко уловил суть духовного облика Дмитрия Ивановича Менделеева. «Во все проник»Не было в России 19 века мыслителя, хотя бы близко к нему стоящего по размаху деятельности .Не было естествоиспытателя, получившего столь же широчайшее признание научного мира Европы и Америки. Не было ученого, чей авторитет в деловых и правительственных кругах оказался бы столь же высок.
3 ученик Нам, клинчанам, он и вправду земляк, земляк не по праву рождения на нашей земле, а потому, что большая часть его жизни, 42 года, связана с Клинской землей , потому что многие труды он написал на нашей земле, многие идеи вынашивал и разрабатывал в своем клинском доме в Боблове.
4 ученик ( на фоне слайдов) Село Боблово находится в 18 км от Клина Московской области. Менделеев купил имение в 1868 году случайно. Осматривая его, он уже не смог отказаться от той красоты, которая его поразила. Его жена Анна Ивановна Менделеева, так отозвалась о Боблове : «В Бобловской местности есть что-то цельное, законченное, как в произведении талантливого художника».
Бобловская местность гористая, там три горы –Бобловская , Спасская, Дорошевская и между ними в долине извивается река Лутосня с лугами и лесами. Усадьба Менделеева стояла наверху Бобловской горы в парке.К ней вели две аллеи, с одной стороны –вязовая , с другой –березовая .Обширный парк состоял из вековых дубов, кленов, развесистых берез и высоких старых елей.
3 ученик В Боблове Д. И .Менделеев не только работал, но и отдыхал .Сюда к нему приезжали художники И. Е .Репин, А .И. Куинджи , Н .А. Ярошенко .В Боблово часто бывал зять Дмитрия Ивановича известный поэт Александр Блок.
4 ученик После смерти Дмитрия Ивановича в Бобловскую усадьбу по-прежнему приезжали члены его семьи и жили здесь.
Сын Иван Дмитриевич мечтал построить в Боблове дом отдыха для престарелых ученых .Сам Иван Дмитриевич с 1918 по 1924 год работал директором школы и преподавателем математики в близлежащих школах.
Дочь Дмитрия Ивановича-Мария Дмитриевна работала зоотехником в Клинском районе .К сожалению, дом в Боблове в 1919 году по неизвестной причине сгорел.
Память о тех местах хранит музей-усадьба Д. И. Менделеева «Боблово» и ряд стихотворений клинских поэтов, вот некоторые из них.
5 ученик:
Боблово


О, эти дивные места, Там торжествует тишина,
где синь от края и до края, душа свободна там, как птица,
вся местность солнцем залита, и жизнь понятна и скромна,
там уголок земного рая. не надо ей там суетиться.
В лугах по пояс там трава, Там прошлое всегда живет
речушка средь кустов струится, в музее, в парке и в аллее,
в лесах полянки-острова, . пусть время свою сеть плетет,
дорога меж холмов кружится. с годами Боблово милее.

В.Славкин.
6 ученик:
Боблово

Немало разных славных мест
в Российской дали,
но посмотри окрест-
их много в нашем крае.

Радищев Клин наш посетил
Танеев жил в Демьянове,
уезд Чайковский полюбил,
реку и парк в Майданове.

Татищев Болдино нашел,
Шахматово-Бекетов,
а Менделеев приобрел
свой рай в краю рассветов.

Ученый летом проводил
там опыты в полях,
он Боблово боготворил,
любил гулять в лесах.

А что за чудный вид с холма,
где неба ширь и синь,
деревни, рощи и луга-
куда свой взгляд не кинь.

И помнят здешние места,
как летом на заре
поэт с улыбкой на устах
въезжал в парк на коне.

Не раз звучал там тихий смех,
признания в любви;
в спектаклях Блок имел успех,
когда читал стихи.

Уходят в прошлое века,
но парк не одинок,
стремится в Боблово душа,
в наш Клинский уголок.

Вячеслав Пернавский.

7 ученик: « Дмитрий Иванович был очень прост в общении, очень любил русские народные песни, особенно песню «Пошли девки на работу».Идут, бывало, молодые крестьянки на сенокос, а он им деньги бросает и просит : «Ну, раскрасавицы, спойте мою любимую!..», -из воспоминаний Антонины Васильевны Зориной, дочери горничной в семье Менделеевых.
8 ученик: Имя Менделеева навеки вписано в науку. Знаете ли вы, что он произвел переворот в химии, знаете ли вы, что он открыл Периодическую систему элементов? Что такое периодическая система? Давайте вместе прочитаем.

Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все -от песчинок малых до планет-
из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,
строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший -водород,
есть просто кислород, и вместе это-
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма,
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу-
глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит-
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг, -
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!

Степан Щипачев, 1948.
9 ученик:
Весь мир большой :жара и стужа,
Планет круженье, свет зари-
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.
Случилось в Петербурге это
Профессор университета
Писал учебник для студентов
Задумался невольно он :
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье :
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
( В то время знали шестьдесят ).
А сколько их всего ? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он :
«Тут должен, должен быть закон !»
Упрямо он искал решенье,
Был Труд, Надежда и Терпенье
И Вера в то, что он найдет !
Он так работал целый год.
Но вот дела отложены :
Расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Ученый собирается
Он к двери на-прав-ля-ет-ся
И вдруг
Шляпа брошена в углу !
Он бросается к столу
И строчит карандашом.
Наконец-то !Он нашел !
И на чем попало пишет,
Ничего вокруг не слышит,
Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон !
В любом труде, в любом творенье
Необходимо вдохновенье,
И озарения момент
Порой важнейший элемент.
Из кабинета он выходит :
«Не упустить бы мысли той !»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон
То кружились, то мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались, то пылали,
То шипели, то сверкали,
То в покое пребывали
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород.
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда : «Стройся, войско!»
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье :
Все боятся окисленья.
-Поглядите !-злится литий, -
Фтор ужасный окислитель !
Я не стану в этот ряд !
Пусть другие здесь горят !
И бериллий мрачно мыслит :
-Кислород нас всех окислит !
И, простите за повтор,
Как несносен этот фтор !
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой.
И азот не лезет в спор.
Но зато взорвался фтор :
-Ах !Так мы для вас не пара!
Кислород ! Поддай им жару !
Окисляй ! За мной ! Вперед !
-Стойте !-крикнул углерод .-
Я и уголь, и алмаз,
И за них я, и за вас !
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю.
Встану я посередине !
Третий ряд ! Трубите сбор !
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор !
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд,
И выходят, что в колонну
Все похожие стоят !
Кремний встал под углеродом,
Сера схожа с кислородом,
Алюминий встал под бор-
Замечательный подбор !
Ряд пристраивают к ряду

Был четвертый ряд нарушен-
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен-
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство-
Существует где-то он !
«Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон !»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал !
Быть может,
раз в тысячелетье
Свершить подобное дано,
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил -все равно.
И кто-то говорил по-свойски :
«Забудь об этой ерунде !
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде ?!»
Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран :
Металл чудесный галлий
( в честь Франции назвали)
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый,
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его,
От русского ученого ?!
-Ошибся я ! Слыхали ?!
Француз был удивлен :
-В глаза не видел галлий,
А свойства знает он !
Вес высчитал удельный
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад !
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы !..
Ответ в Россию мчится :
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен !
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую закон !»
У химиков переполох !
Ведь галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее !..
И следом, как из-под земли,
Вдруг скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли
(естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.

Читаем мы в произведении Е.Ефимовского.
10 ученик: Сам Менделеев считал химию наукой о химических элементах, и это определение имеет «права гражданства».Но пока элементы являли собой хаотическое множество, а не были должным образом упорядочены, сведены в стройную систему, химия не могла приобрести той целостности, какую она приобрела благодаря менделеевскому учению о периодичности.
В книге Л.Ю.Аликберовой читаем «Парад химических элементов».

В первом периоде, в первом ряду
Два знаменосца гордо идут:
У водорода -один электрон,
И возглавляет шествие он.
Гелий богаче. К чему слова,
Ведь у него электронов –два .

Второй период -восемь персон ;
Командует литий, последний- неон .
За командиром – бериллий и бор,
Углерод, азот, кислород и фтор.
Парад идет по своим законам :
Растет в ряду число электронов.

Стройной колонною на парад
Идут элементы за рядом ряд.
Третий период -почти как второй,
Любой из восьми – элемент- герой.
За натрием – магний и алюминий,
Кремний, фосфор, сера и хлор.
Аргон. А чьи электроны активней?
Ясно и так. О чем разговор

В четвертом периоде – рады стараться !-
Кавалеристы. Их восемнадцать.
Рыцари славы, металлы удачи,
Сверкая доспехами, смело скачут
Калий, кальций, скандий, титан,
Ванадий, хром, марганецКто атаман ?
Триада железа, медь и другие,
И неметаллы – друзья боевые :
Мышьяк, селен и бром. А криптон –
На правом фланге, последний он.

Пятый период похож на четвертый,
Идут элементы славной кагортой .
Но вот за конными и пехотой
Тяжелых войск подступают роты.

Период шестой, период седьмой –
По тридцать два танка на мостовой
В мире веществ хаоса нет.
Наука химия все одолеет !
«В каждой клеточке – элемент .
И это закон !» - сказал Менделеев.

11 ученик: Д. И. Менделеев в первые годы жизни в Боблове провел большие сельскохозяйственные работы. На Бобловских полях ввел практику многополья, травосеяния, применения различных удобрений, использование сельскохозяйственных машин.
За несколько лет ведения хозяйства урожайность всех культур удвоидись , а само имение стало образцовым.
Свои знания Менделеев передавал студентам, которых сюда привозили К.А.Тимирязев, В .В.Докучаев, а также местным крестьянам. Об этом можно прочитать в стихотворении В.Старикова «Менделеевская рожь»:

Менделеевская рожь

Приходил человек бородатый на поле.
Был участок земли не велик и не мал.
Человек сыпал в землю ученые соли,
До соленых потов над землей колдовал.

На рассвете вставал поля этого ради.
Щупал тощих суглинков он каждую пядь.
Говорили крестьяне , на опыты глядя:
-Что-то Дмитрий Иваныч затеял опять!

Солнце вешнее почву до дна прогревало.
В бороздах подсыхала весенняя грязь.
И парилась земля, и натужно вздыхала.
И зелеными всходами вдруг взорвалась.

Потянулись ростки, понацелились в небо.
Разговор многозвучный , сгустясь, повели,
Неизбежным предвестьем великого хлеба
Неуемная сила рвалась из земли !

Летом гром грохотал, с неба рушились ливни.
Тонкий стебель, беспомощен с виду и мал,
Как Атлант, в неотступном порыве счастливом
Грузный колос над полем с трудом поднимал.

Был отборным зерном каждый колос наполнен.
Разливалась по полю стозвонная медь.
Изо всех волостей в августовские полдни
Мужики приходили на хлеб поглядеть.

Удивлялись крестьяне ржаной этой силе.
Наприкидку сощуря наметанный глаз.
И руками, назад отойдя, разводили:
-Что наука-то делает нынче у нас !

Крепко руки им жал человек бородатый.
Мужики с ним подолгу беседы вели.
Уходила наука к сердцам благодатным
Настоящих хозяев российской земли.

В .И .Стариков , 1964.

12 ученик: Д. И. Менделееву была свойственна черта подлинных гуманистов : в самые трудные для себя дни оставаться добрым по отношению к другим людям, смотреть на жизнь светло, оптимистично, не брюзжать, не чувствовать себя обиженным .Ее мы находим у русских классиков, как поэтов, так и ученых.
Жизнь Д .И. Менделеева -прекрасный пример разносторонних интересов настоящего ученого.



Бобловские посиделки

Однажды мне выпадает счастье большое-
Смогу я побыть в тишине.
Я в Боблово еду с открытой душою,
Где все улыбается мне.

Там звездами лик небосвода усыпан.
Там каждой я веточке свой.
Там самое доброе дерево-липа
Меня укрывает листвой.

Там спят незабудки у каждой аллеи
В лирическом нежном строю.
Там тихой тропою идет Менделеев
И думает думу свою.

В березовой роще, как в давние годы,
Мы молча с тобой постоим.
И наши печали, и наши невзгоды,
Наверно, растают, как дым.

Там вспомним все истины наши простые.
Так будем ценить этот дом,
Где родина наша- родная Россия
Тебя укрывала крылом.
Валентин Стариков

Учитель:Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые стихотворения о Дмитрии Ивановиче Менделееве, чтоб каждый слушатель захотел взять книги и прочитать о нем. Читая их, чувствуешь великого ученого. И будете вознаграждены : вы почувствоваете себя современником великого ученого, почувствоваете себя его коллегой, учеником, другом, товарищем, земляком. Менделеев -наш земляк, и нам надо знать о нем все.
13 ученик: Имя Д. И. Менделеева вписано золотыми буквами в историю человечества .В 1964 году на Доске почета науки в американском Бриджпортском университете появилась русская фамилия : к перечисленным там гениям из гениев- Евклиду , Архимеду, Копернику, Галилею, Ньютону, Лавуазье -добавилось имя Д .И .Менделеева . Этот человек воплотил в себе гениальность ученого, широту разнообразных интересов, простоту, чуткость доступного для всех человека .Менделеев любил Россию и русский народ всей душой ; это был патриот своей Родины, он говорил : « И надобно иметь фонарь науки, чтобы осветить эти глубины, увидеть в этой темноте, и если вы этот фонарь знания внесете в Россию, вы сделаете в самом деле то, чегоожидает Россия, от чего зависит богатство или бедность ее народа, ее международная свобода.(Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная, воображаемая)».
14 ученик: Д .И. Менделеев своим трудом внес « фонарь науки » , озарив им науку всего мира.
Менделеев верил в силу России и ее народа, он писал : «Народ смутно, но решительно, по здравому инстинкту, познает, что идя помаленьку, мы никогда не догоним соседей, а надо не только догнать, но и перегнать, и, значит, нужно идти быстро и идти напролом, сметая все препятствия».Пророческие слова Менделеева сбылись.
Только так, уважая собственную культуру и пользуясь достижениями собственной науки и техники, мы сможем возродить новую, процветающую Россию, о которой мечтали наши великие предки и особенно один из них -светила российской науки Дмитрий Иванович Менделеев.
13 ученик: Дмитрий Иванович писал : «Чего я только не делывал в своей научной жизни! Начав с учительства в симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и науке.
Плоды моих трудов прежде всего в научной известности, составляющей гордость- не одну мою личную, но и общую русскуюЛучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство
Третья служба моя Родинеэто служба на пользу роста русской промышленности.»
14 ученик: Три службы Родине. Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о России говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. Он был истинным гражданином России. «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку- как дух, который благославляет , освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств».
Л И Т Е Р А Т У Р А



Л.Ю.Аликберова. Занимательная химия.-М. : «АСТ-ПРЕСС», 1999, с.45.
Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д .И. Менделеев .- М.: Просвещение, 1988.
Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907.- М. : Наука, 1984.
Стариков В .И .Менделеевская рожь .- Сибирские огни .1964 , №12,с.22.
Клинская радуга :Книга стихов. Коллектив авторов .-Клин : издательство «Серп и молот», 1994.
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав .ред .В А Володин. -М.: Аванта +, 2001, с.176-177.
Митряева И.В. Вечер воспоминаний «Менделеевская пятница».-журнал «Химия в школе» № 9-2003, с.72-73.
Л. Зубачев . Посвящается Д. И. Менделееву. Гордость Клинской земли. -газета «Заводская правда» № 19-1988, с.2.
А.Чачин. Ау, спонсоры ! Помогите обустроить музей- усадьбу Д. И. Менделеева! -газета «Заводская правда» № 8-2003, с.7.









13PAGE 15


13PAGE 141515




Заголовок 115