Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство (8 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пусошурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
протокол № ____________________
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____________________
Утверждаю:
Директор А.Г.Баженов_
приказ № ________________________
.
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
8 класс
Составитель: Волкова Елена Александровна
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественной работе; представление возможности для творческого самовыражения и самоуважения.
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на «Изобразительное искусство» в 8 классе – 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели. 
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении.
Общая годовая тема программы 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Предусмотрены следующие формы контроля: устный опрос, практические работы, тесты
Для реализации программы используется учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского.
Учебники:
А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 класс» под редакцией  Б.М. Неменского.  Москва, «Просвещение», 2009 г.
Пособие для учителей
Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г
Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.
Методическая литература:
1. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
3. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
4. Мазовецкая Виктория. Скульптура для начинающих. Шаг за шагом.(+ СД с видеокурсом). – СПб : Питер, 2014.
5.Метью Палмер Рисуем пейзажи акварелью. Как стать художником.—Белгород. 2014
6. Павлова О.В. .,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
7. Свиридова О.В. ,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
8. Шамова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью.- М.: Эксмо, 2010
Образовательные каталоги
http://window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://scholl – collec – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru – федеральный центр образовательных ресурсов
http://www/openclass.ru - сетевое образовательное сообщество
http://www.lib.com.ua/ - электронная библиотека
Требования к уровню подготовки учащихся: 4 год обучения (8 класс)
Учащиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
Тематический план
8 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека» Количество часов
1 четверть «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» 4 часа
2 четверть 4 часа
3 четверть «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование » 5 часов
4 четверть 4 часа
Итого: 17 чсов

Календарно- тематический план (34 часа)
8 класс
№ Тема урока Минимальный объем содержания
Уровень усвоения Форма контроля Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
1 Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Виды архитектуры. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежной архитектуры.
Знать наиболее ярких представителей зарубежной архитектуры; виды архитектуры Зарисовка античной архитектуры 2-3 Русская архитектура- неотделимая часть мирового искусства Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Архитектура России 18-20 века Знать историю развития русской архитектуры, выдающихся представителей русской архитектуры.
Узнавать изученные объекты
Уметь выполнять зарисовки архитектурных сооружений. Изображение древнерусского храма, устный опрос 4 Пути развития современной архитектуры Стили и направления в архитектуре нового времени(барокко, классицизм, реализм)
Знать стили и направления в архитектуре нового времени. Создание презентации 5 Город, микрорайон, улица Структура города. Принципы организации городского пространства. Типы планировки городов. Знать типы планировки городов, принципы организации пространства города.
Уметь использовать знания для практической работы Планировка небольшой части города 6 Городской дизайн Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Празднично-декорационный и световой дизайн. Знать назначение городского дизайна.
Уметь выполнять коллажно-графическую композицию. Создайте дизайн-проект оформления витрины магазина (детского, спортивного и др.)
7 Интерьер и вещь в доме Дизайн пространственно вещной среды.
Интерьер – синтез архитектуры и дизайна. Стили интерьера. Знать понятие интерьера. Стили интерьера. Создайте декоративно-цветовое решение элемента сервиза, исходя из стиля сервиза в целом
8 Организация архитектурно-ландшафтного пространства Архитектурно-ландшафтный дизайн. Школы ландшафтной архитектуры. Знать историю возникновения, направления и назначение ландшафтной архитектуры. Композиция архитектурного макета Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
9 Образ жизни и индивидуальное проектирование Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, детей и т. д. Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны понятие архитектурный заказ, графический план дома.
Уметь составлять графический план дома в соответствие с его эскизом и учетом принципов зонирования. План проект «Дом моей мечты». Описание и набросок внешнего вида дома.
10 Функционально-архитектурная планировка своего жилища
Графический план дома 11 Интерьер, который мы создаем Дизайн  интерьера. Роль материалов, фактуры и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Способы зонирования помещения.
Знать роль материалов, фактуры и цветовой гаммы в дизайне интерьера.
Уметь воплощать свой замысел в коллажной композиции Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция) 12 Дизайн и архитектура моего сада Ландшафтный дизайн. Дизайн сада. Зонирование территории. Садовые дорожки, клумбы, водоёмы, садовая мебель, кормушки для птиц, спортплощадка, зона отдыха, др. Знать направления ландшафтного дизайна. Правила зонирования территории
Уметь выполнять чертежно –схематическую планировку садового участка
Проект садового участка, рисунок, коллаж, макет 13 Фитодизайн Общие композиционные принципы фитодизайна Знать Общие композиционные принципы фитодизайна
Уметь выполнять аранжировку растений, цветов.
Композиция из цветов 14
Дизайн современной одежды Вкус и мода. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Знать законы композиции в одежде. Основные направления моды.
Уметь подбирать одежду соответстственно фигуре с учетом требований современной моды. Сделайте 2-3 эскиза разных видов одежды для собственного гардероба
15 Фольклорный стиль в современной моде
Традиции и современность фольклорного стиля Знать отличия фольклорного стиля и область его применения Эскиз костюма в фольклорном стиле 16 Грим и прическа в практике дизайна Визажистика - специфическая область дизайна. Основные выразительные средства визажа. Визажистика и мода. Знать основные выразительные средства и материалы визажистики.
Уметь выполнять коррекцию лица с помощью грима и прически.
Выполнение сценического бытового грима на живой натуре 17 Дизайн в жизни современного общества. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества Человек как объект дизайна.  Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, стилизм.  Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой
Знать развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.   Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Устный опрос