Технологическая карта по русскому языку на тему Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. (4 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс4 Предметрусский языкТип урокакомбинированный урок
ТЕМАГлаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.
Цели (для учителя)
Образовательные: знакомство с глаголами-исключениями и их осмысление, овладение разными способами определения спряжения глаголов и умением писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять её выбор.
Развивающие: развитие внимания, памяти, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы; продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления.
Воспитательные: воспитание чувства товарищества, уважения к собеседнику.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; прогнозирование предстоящей работы (составлять план); оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; развитие умений представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов; ориентирование на развороте учебника.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; оформление своих мыслей в устной форме; умение работать в группе.
Планируемые предметные результаты: познакомиться с глаголами-исключениями и их осмыслением, научиться пользоваться разными способами определения спряжения глаголов, научиться писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять выбор; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
Ресурсы (оборудование): учебник Русского языка. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 4 класс. 2 ч.5-е изд., перераб. - М.: 2013. - 144с.; Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с.; интерактивная доска; презентация; тетради, ручки.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи этапа Форма организация учебн. деятельн.
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая);
методы и приемы работы. Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент (2 мин)
Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. Фронтальная
Словесный метод.
1. Приветствие
2. Эмоциональный настрой на работу.
3. Проверка готовности к уроку
– Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания «Помогаешь другим – учишься сам».
− Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!
− Проверьте свои столы, все ли лежит для работы? Ручки, книги, тетради?
Приветствую учеников.
Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Проверяю готовность обучающихся к уроку.
Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку. Личностные УУД: 1. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.
Коммуникативные УУД:
1. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
2. Умение слушать и понимать речь других
II. Актуализация знаний (5-7 мин)
Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее. Фронтальная
Индивидуальная Словесный метод – опрос. Наглядный метод – м/м презентация.
Практический метод – словарная работа.
1. Словарная работа.
3. Разгадывание ребуса.
Повторение пройденного.
– Откройте свои тетради.
– Что надо записать? (Дату.)
– Напишите «Классная работа».
– Посмотрите на слайд (Слайд 2). Как вы думаете, с чего мы начнем наш урок? (Словарная работа)
– На слайде записаны глаголы:
Адр_суют, засв_ркает, соч_ните, пон_маю, ск_нструируешь, приг_товят, выр_жаем, пут_шествуешь.
– Вам нужно записать эти глаголы в два столбика в зависимости от формы времени и указать спряжение, лицо, число.
– Давайте все вместе проверим друг друга. Поднимаем руки, не выкрикиваем.
– Прочитайте 1 столбик с глаголами. (Адресуют (Наст. вр., 1 спр., 3 лицо, мн. ч.) Понимаю? (Наст. вр., 1 спр., 1 л., ед.ч.) Выражаем (Наст. вр., 1 спр., 1 л., мн. ч.) Путешествуешь? (Наст. вр., 1 спр., 2 л., ед.ч.))
– Прочитайте глаголы второго столбика. (Засверкают (Буд. вр., 1 спр., 3 л, мн. ч.)Сочините (Буд. вр., 2 спр.,3 л, мн. ч.) Сконструируешь (Буд. вр., 1 спр., 2 л., ед. ч.) Приготовят (Буд. вр., 2 спр., 3 л., мн. ч.))
– Ребята, для попробуйте разгадать этот ребус… (Слайд 3) (Спряжение)
– Спряжение. О какой части речи идет речь, когда мы говорим о спряжении? (О глаголе)
– Что вы знаете о глаголе? (Ответы детей)
– Что вы знаете о спряжении глагола? (Спряжение глагола — это изменение глагола по лицам и числам)
– Как вы думаете, в чем же заключается значение спряжения (Оно помогает нам правильно написать безударное окончание глагола) Организую проведение словарной работы, коллективную проверку задания словарной работы.
Организую работу с ребусом; провожу опрос по повторению материала
Тринадцатое марта.
Классная работа.
Выполняют задание к словарной работе.
Коллективно проверяют.
Разгадывают ребус; отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
III. Постановка темы и определение целей урока (2-3 мин.)
Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.
Групповая
Фронтальная
Словесный метод – беседа.
Наглядный метод – учебный материал, м/м презентация.
Практический метод – работа в учебнике.
1. Работа в учебнике – наблюдение. – Итак, ребята, предлагаю вам поработать в группах.
– Все помнят правила работы в группах? (Да)
– Отлично, итак, открывайте упражнение 260 на странице 85. Внимание! Каждая пара рассматривает по одному глаголу под цифрами 1, 2. Взяли по одному глаголу? Поехали дальше.
– На слайде написаны ваши задания (Слайд 4). Вам нужно: изменить глаголы по лицам и числам, т.е. проспрягать. Но обращаю ваше внимание на таблицу образец в упражнении. Дальше вам нужно выделить глагольные суффиксы в каждой из групп и сравните с личными окончаниями этих глаголов в таблице.
– Какое противоречие заметили? (По инфинитиву – буква гласного одного спряжения, а по личному окончанию – другого.)
– А понять почему так произошло поможет правило в рамке на странице 86.
– Какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей)
– Что будем делать на уроке? (ответы детей)
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Организую, работу в группах для самостоятельного определения темы урока детьми. Воспринимают информацию, работают в группах, спрягают глаголы, выделяют их суффиксы; отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Регулятивные УУД:
1.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
2. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные УУД:
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1. Умение работать в группе.

IV. Первичное усвоение новых знаний (10-12 мин)
Цель: познакомить учащихся с глаголами-исключениями и разными способами определения спряжения глаголов; развитие умений классифицировать и обобщать. Фронтальная
Индивидуальная
Словесный метод – беседа, чтение.
Наглядный метод – иллюстрации в учебнике, м/м презентация.
Практический метод – работа в учебнике.
1. Работа в учебнике.
2. Глаголы слышать и слушать.
3. Работа с алгоритмом.
– Рассаживайтесь по своим местам. Для начала, прочитайте про себя правило на странице 86. А теперь прочитаю его я.
– Как называются такие глаголы? (Глаголы-исключения.)
– Какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I? Сколько их? (Ответы детей)
– Чтобы легче было запомнить эти глаголы, авторы придумали «стихотворение» о глаголах-исключениях. Прочитайте его после текста правила. ((Слайд 5)
Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
– Ребята, попробуйте сравнить два глагола слышать и слушать. Есть ли разница между ними? (Предположения учеников.)
– Слушать – направить слух на что-то, т.е. принимать во внимание. Слышать – различать, воспринимать что-то слухом, обладать слухом.
– Между ними есть различия и в спряжении.
– Прочитайте об этом после стихотворения на с. 86.
– Ни в коем случае, ребята, не путайте глаголы слышать и слушать!!!
– Как же можно определить спряжение глагола? (Ответы детей)
– Прочитайте об этом правило в рамке на странице 87.
– Прочитайте 1-й пункт. Приведите примеры таких глаголов. (Ответы детей)
– Прочитайте 2-й пункт. Расскажите, какие ещё глаголы-исключения вы знаете. (Ответы детей)
– Прочитайте 3-й пункт. Когда необходимо глагол ставить в неопределённую форму? (Когда у глаголов безударное окончание)
– Давайте, сделаем вывод? Сколько существует способов определения спряжения глагола? (2-е – по ударному личному окончанию и по неопределённой форме глагола.)
– Какой будем проверять первым? (По ударному личному окончанию.) Организую условия для введения новых знаний.
Провожу работу над правилом.
Организую работу со словами слышать и слушать.
Организую работу с алгоритмом правила. Читают правило, отвечают на вопросы.
Сравнивают два глагола слышать и слушать, узнают о разном значении слов и о разных спряжениях этих слов.
Читают правило в рамке на странице 87, отвечают на вопросы. Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свои мысли в устной форме.
V.Физкультминутка (1 мин)
Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. Практический метод: повторение движений из стихотворения. – Теперь, немного отвлечемся, прошу всех встать из-за своих парт. И повторяйте движения из стихотворения.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, подтянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. Обучающиеся повторяют движения из стихотворения. VI. Первичная проверка и закрепление
(10 мин)
Цель: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, развитие умения выявлять способ определения спряжения глагола. Фронтальная
Индивидуальная Словесный метод – чтение, опрос.
Наглядный метод – красочный материал учебника, м/м презентация.
Практический метод – работа в учебнике.
1. Работа в учебнике устная
2. Работа в рабочей тетради. – Отдохнули немножечко? Приступим к работе дальше.
– Посмотрите и прочитайте про себя упражнение 261. Что нужно сделать в этом упражнении? (Прочитать текст, найти и подчеркнуть глаголы, поставить ударение и решить какой способ определения спряжения глагола нужно использовать)
– Прочитайте текст.
– Выделили глаголы? Хорошо, первый глагол, который вы нашли? (Ходит)
– Выполнять рассуждение будем так:
1) Ставлю ударение: ходит. Окончание безударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Ставлю глагол в неопределённую форму – ходить. Перед -ть суффикс -и-, значит II спряжение.
В помощь вам на слайде изображена схема, которой вы можете пользоваться. (Слайд 6)
Затем дети выполняют по очереди рассуждение самостоятельно с взаимопроверкой.
Знает.
1) Ставлю ударение: знает. Окончание безударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Ставлю глагол в неопределённую форму – знать. Перед -ть суффикс -а-, значит I спряжение.
Приводит.
1) Ставлю ударение: приводит. Окончание безударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Ставлю глагол в неопределённую форму – приводить. Перед -ть суффикс -и-, значит II спряжение.
Переворачивают.
1) Ставлю ударение: переворачивают. Окончание безударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Ставлю глагол в неопределённую форму – переворачивать. Перед -ть суффикс -а-, значит I спряжение.
Слушают.
1) Ставлю ударение: слушают. Окончание безударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Ставлю глагол в неопределённую форму – слушать. Перед -ть суффикс -а-, значит I спряжение.
Оттягивают.
1) Ставлю ударение: оттягивают. Окончание безударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Ставлю глагол в неопределённую форму – оттягивать. Перед -ть суффикс -а-, значит I спряжение.
Смотрят.
1) Ставлю ударение: Смотрят. Окончание безударное.
2) Это глагол-исключение, значит II спряжение.
Посапывают.
1) Ставлю ударение: посапывают. Окончание безударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Ставлю глагол в неопределённую форму – посапывать. Перед -ть суффикс -а-, значит I спряжение.
Говорят.
1) Ставлю ударение: говорят. Окончание ударное.
2) Это не глагол-исключение.
3) Перед -ть суффикс -я-, значит II спряжение.
– Откройте свои рабочие тетради на печатной основе на теме 9, задании 7. Прочитайте задание.
– Назовите лишнее слово и объясните свой выбор. (Глагол-исключение.) Организую условия для выполнения упражнения устно по определению спряжения.
Провожу работу в рабочей тетради на печатной основе. Выполняют устно упражнение в учебнике.
Выполняют задание в печатной рабочей тетради, отвечают на вопросы. Познавательные УУД:
1.  Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
VII. Подведение итогов урока(3 мин)
Цель: организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Фронтальная
Словесный метод – опрос
1. Рефлексия. – Выполните следующее задание № 8, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.
– По какому признаку вы разделяли глаголы? (По-ударному/безударному окончанию.)
– Назовите 1-ю группу глаголов (Спряжение определяем по ударному личному окончанию). Какого спряжения названные глаголы?
– Назовите вторую группу и определите спряжение глаголов.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Выполнив задание на слайде вы получите общую оценку вашей работы. (Слайд 7-9)
– В окончаниях глаголов 2 лица ед. числа 1 спряжения пишется? (е)
– Какую букву необходимо вставить в слово держишь? (и)
– Какую букву необходимо вставить в слово пускаешь? (е)
– В окончаниях глаголов 3 лица ед. числа 1 спряжения пишется? (е)
– Какую букву необходимо вставить в слово держишь? (и)
– Какая буква пишется в безударных окончаниях глаголов 1 спряжения? (е)
– Вот, моя оценка вашей деятельности сегодня на уроке – отлично! Провожу опрос по содержанию темы. С помощью вопросов, побуждаю учеников к самооценке, даю свою оценку урока Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке. Познавательные УУД:
1. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Цель: задается для повторения, закрепления и обобщения материала, пройденного на уроке. Словесный метод – объяснение, пояснение – Так как на выходные домашних заданий письменно не дается, то дома выучите правило на странице 87. Выучите так, чтобы знать и уметь применять правило и устно задавать вопросы к каждой части текста правила. Запишите домашнее задание. Урок окончен. До свидания! Даю комментарии к домашнему заданию. Записывают домашнее задание в дневник.