Разработка урока «Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека»

Тема. Первый урок биологии
«Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека»

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
Межпредметные связи: обществознание
Класс: 8

Методическая информация

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока

сформировать представление о науках, изучающих биосоциальную сущность человека

Задачи урока

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о биологической и социальной природе человека, науках изучающих его организм и их методах
Развивающие: развивать навыки работы с текстом; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; умение корректного ведения учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, обоснованно излагать свое мнение, формировать потребность в здоровом образе жизни

Знания, умения,
навыки и качества, которые ученики в ходе урока
приобретут знания о природе человека, науках изучающих тело человека и их методах
закрепят навыки: работы с текстом; ведения учебного диалога и работы в коллективе.

Необходимое оборудование и материалы
Мультимедийная система, рабочий лист

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Создание наглядно-образных представлений.
Опора на жизненный опыт учащихся.
Информирование об обязательных результатах обучения.

Ход и содержание урока

Организационный момент (1 мин)
«Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом учебного года! Сегодня у вас первый урок биологии в этом году и хотелось бы обратить ваше внимание на то, что нам понадобится для работы:
Учебник
Рабочая тетрадь на печатной основе.
Тетрадь для лабораторных работ
Для плодотворной работы вам также необходимо хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем наше путешествие в мир биологии!
Актуализация знаний - 5 минут
А начать его в этом году мне бы хотелось словами Рене Декарта (здесь и далее № слайда 1).
Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно
В конце урока мы вернёмся к ним, и вы выскажите своё мнение, почему именно они взяты эпиграфом к этому уроку.
Откройте рабочие тетради на печатной основе на с. 3. Выполните работу №1. Прочитайте, что у вас получилось.
Все ли согласны с тем, что услышали? А сейчас давайте сравним результат (2). Поднимите, пожалуйста, руки у кого ответ в тетради совпал с тем, что вы видите на доске?
Как вы думаете, в чём причина того, что вам не удалось выполнить это задание правильно? Сформулируйте вопросы на которые вы не получили ответ, выполняя работу в тетради. Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.
Изучение нового материала – 20 минут.
Прочтите тему урока (3).
Исходя из темы, как вы думаете, какова цель нашего урока?
Чтобы достичь этой цели и получить необходимую информацию я предлагаю вам поработать в группах над заданием, используя текст учебника на с.3-9 рабочую тетрадь и рабочий лист (приложение1). Результат работы каждая группа представит на всеобщее обсуждение. Помните, от слаженной работы в группе и от корректного ведения диалога с другими учащимися зависит результат вашей работы!
Задания для групп (4):
Биологическая природа человека.
Социальная природа человека.
Среда жизни человека.
Значение биологических знаний для человека
Науки об организме человека.
Методы изучения человека.
Учащиеся работают в группах, оформляют результат работы, заполняют схему и работу №2 в тетради с.3
По истечении времени группы отчитываются. Правильность их выступлений, а также итог работы сравнивается со слайдами(5-9).
Учащиеся кратко записывают всю полученную информацию в рабочие листы.
Какой общий вывод о природе человека и изучении его тела можно сделать после того, как были заслушаны все выступления?
Чтобы сохранить здоровье и жизнь человека знания, каких наук ещё используют учёные биологи?
Вывод: в течение этого года вы узнаете необходимую информацию о строении вашего тела и особенностях его работы, а также получите научное обоснование многих гигиенических правил, которые знакомы вам с детства.

Физкультминутка

Проверка и оценивание ЗУНКов

Переходим к применению знаний полученных вами на уроке (10). Выполните проверочную работу (приложение 2). Помните о том, что время работы ограничено.
По истечении времени организуется взаимопроверка работ (11-15). Задания поэтапно выводятся на экран, комментируются правильные ответы (16).

Рефлексия деятельности на уроке

Наш урок близок к завершению, подведём его итоги.
Ответьте на вопросы (17).
Назовите тему урока?
Достигли ли цель урока?
Что нового узнали?
Получили ли вы ответ на вопросы, поставленные в начале урока?
Что осталось не понятным?
Что ещё хотелось бы узнать по этой теме?
Почему к этому уроку взят такой эпиграф?
Оцените свое самочувствие, свою работу по 3-хбальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение (18).

Домашнее задание

Запишите домашнее задание в дневник, оно разноуровневое и даёт вам возможность выбрать объём и уровень его сложности.(19).
1. Выучить определения новых терминов.
2. Задание по выбору:
1) Исследовательское: подготовить сообщение об учёных внёсших вклад в изучение организма человека
2) Творческое: составить кроссворд «Науки о человеке»
Спасибо за внимание (20)

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)
Литература:
Галева Н. Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя.- М.: «5за знания», 2006.
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд., переработ.- М.:Вентана-Графф, 2005.
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: 8 класс: рабочая тетрадь№1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Р. Д. Маш, А. Г. Драгомилов. – 2-е изд., исп.- М.: Вентана-Граф, 2010.






Приложение 1.

Рабочий лист


- 2 группа










3 группа















4 группа
Зачем человеку необходимы знания о строении и работе его организма?










5 -6 группа
Наука
Определение
Методы



























Приложение 2.
Проверочная работа
Время выполнения 8-10 мин

Напишите, что Вы узнали нового на уроке.
Ответьте на вопрос: в чём проявляется биосоциальная природа человека.
Установите соответствие между названием науки и её определением.
Наука
Определение

Анатомия
А. отрасль медицины, изучающая условия сохранения и укрепления здоровья

Физиология
Б.Наука о строении человека и его органов

Гигиена
В.Наука о жизненных функциях организма и его органов

Вставьте пропущенные слова:
В настоящее время при обращении с жалобами на здоровье в поликлинику пациенту в первую очередь предлагают сдать анализы – это метод науки Во время приема врач осмотрев больного измеряет артериальное давление, пульс, частоту сердечных сокращений. Такие методы использует наука. Если осмотр и анализы не дают полной клинической картины пациенту предлагается пройти УЗИ или рентген. С помощью этих методов науки. возможно врачу удастся установить диагноз. Иногда причина заболевания кроется не в самом организме, а в окружающей его среде. Тогда необходимо сделать заборы проб воздуха, воды, почвы и провести их лабораторное исследование. Такие методы использует наука
5. В физическом кабинете разбился ртутный прибор и часть ртути вылилась на пол. К кому нужно обратиться – к медикам районной поликлиники или сотрудникам санитарно-эпидемиологической станции? Объясните свой ответ.











Природа человека

___________________
Признаки

__________________
Признаки




Среда жизни человека


компоненты


компоненты





15