Конспект урока по детской литературе Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф.М. Достоевского Мальчик у Христа на елке
Конспект урока по детской литературе
Предмет: МДК. 01.04 Детская литература с практикумом по выразительному чтению.
Тема урока: Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель деятельности педагога: Формирование представлений о понятиях «добро», «милосердие» через анализ произведения Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Задачи:
1.Дидактические: Познакомить с понятием «рождественский рассказ»; научить работать с текстом с помощью методики РКМ «Шесть шляп мышления».
2.Развивающие: Развивать образное мышление через работу с текстом, развивать умение обучающихся анализировать произведения, используя цветовую гамму методики «Шесть шляп мышления».
3.Воспитательные: Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе, слову, цвету.
Планируемые результаты: (ОК — общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Межпредметные связи:Психология.
Методы приемы обучения: Объяснительно-иллюстративные: словесные, наглядные, практические; Методика РКМ «Шесть шляп мышления».
Образовательные ресурсы: Технические средства обучения (презентация), тексты произведения, шляпы для осуществления методики РКМ, сердца, свеча.
Ход урока:
Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент
Общая готовность к уроку.
Проверка готовности.
Эпиграф:
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
(Ф.М.Достоевский) Самоконтроль готовности.
I этап
Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха
1.Актуализация знаний урока. Введение в проблему
2. Синквейн.
3. Подготовка к восприятию текста
4. Формулировка темы урока.
5. Появление целей урока. - Перед вами на столе свечи. Что вам хочется сделать с этими предметами?
- Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?
- Когда мы чаще всего зажигаем свечи?
- Почему мы можем долго с удовольствием смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам смотреть неинтересно?
- Из перечисленных слов ключевым является слово “свет”
Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполним лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.
- свет,
- 2 прилагательных,
- 3 глагола,
- предложение. (смысл понятия),
- синоним (смысл понятия).
Свет - это тепло, добро, счастье. Такие чувства мы испытываем, когда в нашей жизни происходят какие-то радостные события.
- Какие праздники вы любите?
-Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество?
С людьми вся природа тогда ликовала:Шумя на деревьях, листыТаинственным шепотом славили Бога,И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и елка,У входа в пещеру рослиИ первые дни в горделивом восторгеМладенцу поклон принесли.
Увидел то ангел ГосподеньИ елке с любовью сказал:“Скромна ты в печали, не ропщешь,За это от Бога награда тебе суждена”.
Сказал он – и звездочки с небаСкатились на елку одна за другойИ вся засияла, и пальму с маслинойЗатмила своей красотой.
А мы с той поры каждый год вспоминаемИ набожно чтим Рождество!Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,И в каждой семье – торжество!
- Когда отмечают Рождество? Что вы знаете об этом празднике?
-Как называются дни с 7 января (Рождество) до 19 января (Крещение)
- Почему именно святки?
- Какими должны быть люди в эти дни?
- В России в Святки принято было творить добрые дела. Какие?
- Следовали этой традиции все от государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.
По словам Ч. Диккенса, рождественские праздники – это “дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца”
- Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса.
- Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять?
- Сформулируйте тему урока
- Какова же цель нашего урока?
- На уроке уже несколько раз звучало слово милосердие. Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите?
-Почему именно Сердце?
- В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку.
- Зажечь
.
- Добро, тепло, солнце, доброта сердца, праздник, любовь
- На Рождество, Новый год, день рожденья, когда погас свет, в память о ком-нибудь
- Живое пламя и искусственный свет
- Работа в парах
свет
Светлый, яркий, манящий.
Светить, озарять, помогать
Всегда гореть.
Жизнь, доброта, милосердие
- Новый год, Рождество, День рождения.
- Рождение человека – Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, добрее
- 7 января, празднику предшествует пост, народные гулянья, колядки
- Святки
- Святые дни, свет
- Поздравлять друг друга, быть добрыми, не совершать плохих поступков
- Помогать больным и обездоленным, раздавать милостыню и т.д- Проблемы доброты, милосердия, всепрощения
- Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
- Формирование представлений о доброте, милосердии через анализ рассказа
- Правильно, в нем слышится слово сердце.
- Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.
II этап
Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи
1. Первичное восприятие текста.
2. Работа с жанром произведения
3. Проверка первичного восприятия текста
4. Мотивация перечитывания и анализа произведения
5. Беседа по содержанию в целом. 1. Самостоятельное чтение дома
- По законам рождественского времени строятся и рассказы, которые называются святочными.
- Какими признаками должен обладать такой рассказ?
Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший
Признаки святочных рассказов:
приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья,
присутствие чуда, волшебства, фантастики,
имеет какую-нибудь мораль, поучение,
оканчивался непременно весело, счастливо.
- В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий”.
Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе “Мальчик у Христа на елке”.
- Мы будем анализировать рассказ используя методику РКМ «Шесть шляп мышления» (Приложение № 1)
Вопросы (в зависимости от цвета шляпы, Синяя шляпа у учителя – руководителя процесса):
Белый цвет.
- Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.
Красный цвет.
- Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?
Черный цвет.
- Найдите в тексте негативное?
Желтый цвет.
- Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?
Зеленый цвет.
- Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей?
- Какие цвета вы бы использовали для выражения ваших чувства и эмоции после прочтения рассказа?.
- Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.
- Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.
- Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
- Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…
- Развитие действия…
- Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод…
- Это кульминация рассказа. А развязка?
-- Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя, зачитайте.
- Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой
- Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?
- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…
1. Самостоятельное чтение.
- События происходят на Рождество, волшебство, чудо, герои обычные люди
Записывают в тетрадь определение и признаки
(на партах распечатки с пояснением и шляпы пяти цветов)
- Рассказ состоит из двух частей, в первой говорится о мальчике «с ручкой», что много детей вынуждены идти на улицу и просить милостыню, а во второй – мальчик после смерти мамы выходит из подвала на улицу, где видит город, праздник, но сталкивается с безразличием и умирает
- Чувство жалости к мальчику и чувство отвращения к людям в рассказе
- Мальчика гонят, не обращают на него внимание, и это приводит к смерти
- Празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки
- Показать в тексте искусственный мир и бездушие людей
- Желтый, черный
1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик в городе.
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.
10."Христова ёлка".
11.Маленький трупик.
- Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка
- Знакомство с героем рассказа
- Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.
- Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.
- Мальчик умирает.
- "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал.
-Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.
- "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно.
-Чувство брезгливости, безысходности, тупика.
- "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…". А прекрасная зала за большим стеклом…"Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то".
III этап
Решение учебной-практической задачи 1. Концептуальная беседа по тексту.
2. Беседа по тексту (Методика РКМ «Шесть шляп мышления») - Мальчик попадает в неизвестный ему мир.
-Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского?
- Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему?
- Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир?
- Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?
Обобщение: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.
- Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться?
- Какое значение имеет слово ХОЛОД в произведении?
- Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.
И вот мальчик в окно видит….
- Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей?
- Ответьте на вопросы, используя шляпу нужного цвета.
- Зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Зеленая шляпа)
- Мальчик остался в этом мире? (Зеленая шляпа)
- Что происходит потом?
- Что он видит ? Сон это или явь?
- Какова атмосфера того праздника?
- Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника. (Белая шляпа)
- Закройте глаза и представьте себе эту елку.
Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему? (Красная шляпа, Зеленая шляпа)
- Давайте обратимся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (Белая шляпа, Зеленая шляпа)
- Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа? (Зеленая шляпа)
- Почему дети согреваются на елке? (Зеленая шляпа)
Происходит ли чудо в рассказе? (Зеленая шляпа)
- Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Зеленая шляпа)
- Зачем писатель создает этот рассказ? Чему он нас учит? (Зеленая шляпа)
- Наверное, тому, что обидеть обиженного судьбой очень легко. Очень просто “не заметить чужого горя”, оттолкнуть протянутую за помощью руку. Но как потом жить? Только душевная глухота позволяет людям не думать о том, чем может обернуться для других их жестокость, а то и просто равнодушие.
- Давайте обратимся к эпиграфу урока.
- Каким даром обладал автор, создатель рассказа?
- Подумайте, стоит ли включать это произведение в программу начальной школы?
- Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.
- Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.
- Полицмейстер отвернулись (безразличие);
- Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);
- Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть- Мальчик попал в мир равнодушных, злобных, бессердечных людей.
- Холодно, никак не может согреться
- Слово “холод” имеет два значения: первое – прямое, второе – переносное. “Холод” - это не только рождественский мороз. Это холод людских сердец, их равнодушие. Образ “загнанных лошадей” обозначает бесчеловечность, жестокость, равнодушие людей, воплощение крайнего страдания беззащитных существ в этом мире.
- “Окно” в сознании людей – это связь мира внутреннего, закрытого и внешнего, открытого.
А “стекло” - непреодолимая преграда. Оно недоступно для мальчика.
“Ёлка у Христа” - это то окно, через которое может пройти мальчик.
- Они противопоставлены мертвым душой людям.
- Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.
- Засыпает на улице.
- Атмосфера счастливого праздника
- Много света, счастливые лица, мамы вместе с детьми
- Большая красивая елка, много детей, много света
- Зеленый, желтый, яркие цвета
- На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.
- Искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа - согрел мальчика
- Благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви Христа к ним
- Да, светлое загробное будущее ребенка.
- Он мог стать мальчиком « с ручкой»
- Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.
- Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.
- Да, оно научит детей доброте, состраданию, милосердию
- Нет, произведение очень сложное для детской психики.
IV этап
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности
- Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его.
- Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.
(Учитель зажигает свечи и сердца располагаются вокруг)
(Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)Домашнее задание
Самостоятельное чтение текста.
- Прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен "Девочка со спичками", Л.Андреев "Ангелочек", А.Куприн "Чудесный доктор"; Доказать, что жанр – рождественский рассказПриложение №1
Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной... Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше.
Приложение №2
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
I
МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ
Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, -- значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил "с ручкой"; это технический термин, значит -- просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, -- стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают "с ручкой" хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, "забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером". Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,
...и в рот мне водку скверную
Безжалостно вливал...
Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все -- голод, холод, побои, -- только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однакоже, всё факты.
II
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил. Почему я пишу: "кажется", ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, -- вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, -- подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,-- совсем как живые!.." И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"
-- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. -- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! -- кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. -- Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? -- спрашивает он, смеясь и любя их.
-- Это "Христова елка", -- отвечают они ему. -- У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... -- И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, -- то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа -- уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
Приложение №3