Методическая разработка урока литературы. «Идея о возрождении доброты и милосердия в людях в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Методическая разработка урока литературы
с использованием технологии развития критического мышления
Тема: «Идея о возрождении доброты и милосердия в людях в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Цель урока: продолжить работу по анализу прозаического произведения, знакомство с жанровыми особенностями святочного рассказа, приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя
Задачи урока:
обучающие – познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;
развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие устной речи и творческих способностей учащихся;
воспитательные - воспитание общечеловеческих ценностей, подлинной любви к человеку, неприятия бессердечного общества ; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе, классической музыке; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни
Тип урока: внеклассное чтение
Форма урока: урок - исследование
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды со звуковыми эффектами пьесы «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, гимна Ф. Шуберта «Аve Maria»; репродукция иконы Божьей Матери, портрет Ф. М. Достоевского, эпиграф на доске, тексты рассказа «Мальчик у Христа на ёлке», ёлка с игрушками, свечи.
Эпиграф: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» (Ф. М. Достоевский)
Ход урока:
Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Слайд 1 Звучит отрывок из пьесы «Декабрь. Святки». На столе стоят ёлка и свечи.
- Атрибуты какого христианского праздника вы видите? (Рождество Христово).
- Что это за праздник? Когда его празднуют? (Родился Иисус, сын Бога, чтобы спасти людей, сделать их добрее. 7 января).
- Давайте окунемся в рождественскую атмосферу и послушаем стихотворение Лидии Чарской «За лучистой звездой» и гимн Матери Иисуса «Аве Мария». Слайд 2
В ту ночь далекую, когда в степи безбрежнойВ душистой южной мгле, в тиши паслись стада, —Раздался в небесах звук гимна, тихий, нежный,И в облаках зажглась лучистая звезда.Хор светлых ангелов, спускаясь по эфиру,Тем гимном возвестил, что родился Христос,Что Он всему, всему страдающему мируС собой великое прощение принес…Звезда плыла в ту полночь роковую,И пастухи за ней в смятенье духа шли;И привела она к пещере, в глушь лесную,Где люди Господа рожденного нашли.С той ночи в небесах горючая, златая,Звезда является на небе каждый годИ, сердце трепетом священным зажигая,К Христу-Спасителю рожденному зовет.
-Ребята, какие чувства, ассоциации возникают у вас при произнесении слова Рождество? (Ответы детей)
- Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике так: Слайд 3 «Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца». У вас на партах лежат распечатки с этим высказыванием. Подчеркните ключевые слова в нем.
(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать. В России на Рождество принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню.
- Рождество – светлый, добрый праздник, мы хотим чего – то волшебного, ждем подарков… Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? (Ответы учеников) (Нет, не всегда. Потому что в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда, одиночество. То же самое мы встречаем на страницах рассказа, с которым вы познакомились дома. Назовите его.
Тема урока, целеполагание.
- Итак, дома вы прочитали рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Давайте вместе сформулируем тему урока, учитывая всё, о чем вы уже сказали. Вам помогут слова Диккенса. О чем мы сегодня будем разговаривать? Над какими проблемами будем размышлять? (Ответы детей) Итак, тема нашего урока Слайд 4: «Идея о возрождении доброты и милосердия в людях в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Сегодня вы войдете в художественный мир великого Достоевского, задумаетесь над судьбами героев, поразмышляете над услышанным и прочитанным Слайд 5
3. Работа по теме урока.
1 Сообщение о Ф. М. Достоевском. (Показ портрета)
- Ф. М. Достоевский – великий писатель 19 века, один из самых сложных. Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими. "Униженные и оскорбленные" - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя. Это взрослый писатель, но «детская» тема чрезвычайно волновала его. Он не мог равнодушно пройти мимо бед и горестей ребенка, а детских страданий он видел немало. Эпиграфом к уроку я взяла слова этого писателя (показываю на доску) «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка».
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
2 Знакомство с жанровыми особенностями святочного рассказа
- «Мальчик у Христа на елке» -рождественский или святочный рассказ. Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал, как правило, хороший. Этот жанр был популярен во времена Достоевского.
3 Анализ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»
- Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
-А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Ответы детей)
- Итак, давайте посмотрим, каков же мир ребенка в рассказе. Начинаем наше исследование.
- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 3) Давайте озаглавим их («В подвале», «В городе», «У Христа на ёлке»).
- 1 часть – «В подвале» СЛАЙД 5
- Что мы узнаём о мальчике и его маме до выхода в город?
- Каким был подвал, в котором находится мальчик? Опишите его. Укажите детали. Почему мальчик решился выйти из подвала?
- Итак, совершенно один, маленький мальчик оказался в огромном холодном городе Петербурге.
- Что это за город, какие люди живут в нем? СЛАЙД 7 Проследим по тексту. Разделимся на 2 группы.
- Работа в группах
-1 гр. Вам нужно найти отдельные слова, словосочетания, предложения, характеризующие Петербург
- 2 гр. Готовит ответы на вопросы «Что можно сказать о людях, которые живут в этом городе? Какое настроение царит в Петербурге Достоевского? Как автор показывает отношение окружающих к мальчику?»
- Вывод : взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, поэтому чувство одиночества не покидает того, кто оказывается в этом огромном городе. А результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию.
-В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке газета "Голос" сообщала: «26 декабря в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник "елка" с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много уже лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий.»
- Скажите, нашло ли отражение в рассказе посещение писателем этого праздника? Какой эпизод похож на статью из газеты? (Да, это описание елки…) СЛАЙД 8
-Работа в группах
1 гр – Найти описание ёлки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло.
( «А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»)
2 гр. Принес ли этот праздник радость нашему герою? Докажите словами из текста
- Слово учителя. Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся вокруг ёлки.
- Что здесь входит в противоречие с праздничным объявлением в газете?
(Праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому герою стало одиноко и страшно).
4. Сопоставительный анализ.
- У немецкого поэта 19 века Фридриха Рюккерта СЛАЙД 9 есть стихотворение «Ёлка сироты», которое по сюжету напоминает рассказ Достоевского. И сейчас я прочту вам конец этого стихотворения. Слушайте внимательно, мы сравним его с финалом рассказа (перевод в прозе) СЛАЙД 10
- Как вы думаете, на что призывает надеяться стихотворение Рюккерта? (Стихотворение призывает надеяться на вечную загробную жизнь, где бедные и угнетенные смогут легко позабыть свою горькую жизнь на земле)
-А теперь прочитайте финал рассказа Достоевского. СЛАЙД 11 (Со слов «Он подумал было, что это все его мама…)
-Какие отличия вы увидели в развязке сюжета у Достоевского? (Мальчика встречают на Христовой ёлке не ангелы, а дети, такие же, как он. И у каждого ребенка своя страшная история смерти, поражающая своей будничностью, которую, как считал писатель, непростительно забыть).
- С чем не мог согласиться Достоевский в стихотворении Рюккерта? (Он не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и счастье. Финал рассказа трагичен и светел одновременно. С одной стороны, трудно представить более страшную картину рождественского утра, чем та, что воссоздана в рассказе: «…дворники нашли маленький трупик». И самое страшное здесь то, что картина эта не удивила людей. А светлое «пятнышко» - упоминание автора о том, что мама и сыночек «оба свиделись у Господа Бога в небе».
- Итак, давайте подведем итог. Слайд 12
5. Рефлексия
-А теперь в финале нашего урока, когда прочитан и осмыслен рассказ давайте составим синквейн «Праздник Рождество». СЛАЙД 12
Ответы детей
6. Заключительное слово учителя.
-Ребята, как вы считаете, актуален ли рассказ Достоевского в наше время? Вы правы. Скорбные факты из детской жизни, собранные писателем в его художественных произведениях, звучат упреком. В мире, где нет места состраданию, мучаются и плачут дети. А это признак неблагополучия в мире, несправедливого устройства в жизни. Испорченная «картина мира» со времен Достоевского исказилась еще больше. Статистика выдает страшные цифры. В нашей стране почти 2000 детских домов, в которых проживают около 500000 детей, причем у многих из них есть родители, которым они не нужны. Ребята, помните, что милосердие и доброта – главные человеческие добродетели, потому что тот, кто добр и милосерден, будет всегда окружен такими же людьми. Воспитывайте в себе эти важные качества, не проходите мимо того, кто нуждается в вашей помощи. Пусть у вас в душе всегда будет светло и горит огонь любви и надежды, как горит огонь этой свечи. СЛАЙД 13 (ПЕСНЯ в исполнении А. Малинина «Дай Бог»)
- Вы молодцы, всем спасибо за урок.
Ф. РюккертЕЛКА СИРОТЫ
В вечер накануне рождества дитя-сирота бегает по улицам города, чтобы полюбоваться на зажженные свечи.
Оно стоит подолгу перед каждым домом, заглядывает в освещенные комнаты, которые смотрятся в окно, видит украшенные свечами елки, и на сердце ребенка становится невыносимо тяжко.
Дитя, рыдая, говорит: «У каждого ребенка есть сегодня своя елка, свои свечи, они доставляют ему радость, только у меня, бедного, ее нет.
Прежде, когда дома я жил с братьями и сестрами, и для меня сиял свет рождества; ныне же, на чужбине, я всеми забыт.
Неужели никто не позовет меня к себе и не даст мне ничего, неужели во всех этих рядах домов нет для меня — пусть самого маленького — уголка?
Неужели никто не пустит меня внутрь? Мне ведь ничего не надо для себя, мне хочется лишь насладиться блеском рождественских подарков, которые предназначены другим!».
Дитя стучится в двери и в ворота, в окна и в витрины, но никто не выходит, чтобы позвать его с собой; все внутри глухи к его мольбам.
Каждый отец занят своими детьми; о них же думает и одаряет их мать; до чужого ребенка никому нет дела.
«О дорогой Христос-покровитель! Нет у меня ни отца, ни матери, кроме тебя. Будь же ты моим утешителем, раз все обо мне забыли!»
Дитя своим дыханием пытается согреть замерзшую руку, оно глубже прячется в одежду и, полное ожидания, замирает посреди улицы.
Но вот через улицу к нему приближается другое дитя в белом одеянии. В руке его светоч, и как чудно звучит его голос!
«Я — Христос, день рождения которого празднуют сегодня, я был некогда ребенком,— таким, как ты. И я не забуду о тебе, даже если все остальные позабыли.
Мое слово принадлежит одинаково всем. Я одаряю своими сокровищами здесь, на улицах, так же, как там, в комнатах.
Я заставлю твою елку сиять здесь, на открытом воздухе, такими яркими огнями, какими не сияет ни одна там, внутри».
Ребенок-Христос указал рукой на небо — там стояла елка, сверкающая звездами на бесчисленных ветвях.
О, как сверкали свечи, такие далекие и в то же время близкие! И как забилось сердце ребенка-сироты, увидевшего свою елку!
Он почувствовал себя как во сне, тогда с елки спустились ангелочки и увлекли его с собою наверх, к свету.
Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет.1
«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца»
«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца»